Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов аэропорта города Челябинска. Показательная тренировка спасоп аэропорта челябинск Ведомственной пожарной охраны спасоп фас россии

Ежедневно в Тюменском, а так-же во многих других аэропортах толпы людей спешат на свои рейсы. Многие из нас и не задумываются о том как много людей трудится для того что-бы их рейс был комфортным и безопасным.
Садясь в самолет пассажир верит что за штурвалом опытные пилоты, а на земле не менее опытные техники которые ни за что не выпустят самолет если в нем есть какая-то поломка - обычно всё так и есть. Однако от чрезвычайных ситуаций к сожалению в нашей жизни не застрахован ни кто. Сегодня я продолжаю знакомить вас с закулисьем Тюменского Рощино и расскажу о технике и людях которые в любую минуту готовы придти на помощь!

В каждом аэропорту для обеспечения безопасности полетов существует служба СПАСОП, аббревиатуру эту можно расшифровать как: Служба Поисково Аварийно-Спасательного Обеспечения Полётов.
Что-бы лично глянуть на то как работает эта служба мы вместе с четырьмя Тюменскими блогерами в сопровождении службы авиационной безопасности отправляемся на "той самой" (кто в теме поймут) серой буханке через весь перрон где находится личный состав и техника которые в любую минуту готовы придти на помощь людям!
На всей территории аэродрома для наземной техники существует скоростное ограничение, чем мы и воспользовались: взяли в руки фотоаппараты и начали просто снимать
2. ЮТэйровский CRJ-200 рейсом 444 готовится вылететь в Московский аэропорт Внуково

3. А это так называемый "Вертолёт-Спасатель". Ежедневно на юге Тюменской области в Тюмени и Тобольске экипажи этих машин заступают на дежурство (ПАСР), в случае необходимости в течении нескольких минут готовы отправится на поиск воздушного судна или упавшего космического объекта

4. Перрон

5. Здание терминала уже скоро будет обновленно, а по телетрапам пойдут первые пассажиры, а пока все по старинке.

Еще одна особенность передвижения заключается в том что практически всё движение транспорта согласовывается с диспетчером руления, а при нахождении его на полосе с диспетчером старта. Так было и у нас. Каждая машина в Тюменском аэропорту имеет свой номер, он же позывной, наш УАЗик был с номером 2485 и переговоры звучали следующим образом:
2485, Тюмень-Руление остановитесь, пропустите Ми-8
Рулению, 2485 останавливаюсь, пропускаю борт!
6.

2485 Тюмень-Руление, продолжайте движение до "Альфа 1" (рулежная дорожка)
7. Этот вертолёт имеет белый окрас с буквами UN, и скорее всего эта машина перегоняется для работы миротворческой миссии в странах Африканского континента

8. Еще один вертолёт для VIP пассажиров. Обычно используется для перевозки губернатора и полпреда в УРФО

9. Взлет с курсом 301

10. Ямалы

11. Здание где находится личный состав, техника и наблюдательный пункт.

Идем знакомиться во внутрь
12. Комната дежурного. Отсюда в случае необходимости можно подать сигнал тревоги

13. Для сотрудников созданы все условия для комфортного дежурства, одно из которых вот эта комната отдыха

14. В теплом гараже могут разместиться 4 пожарных машины, три из которых могут расположиться здесь

15. И еще одна в этой части. Синие бочки - это пенообразователь, в случаи необходимости пеной могут покрыть всю взлетно-посадочную полосу

16. Кухня!

17. Поднимемся наверх и попадаем в смотровую вышку где несет в этот день свое дежурство Денисов Игорь. В его распоряжении имеется Бинокль, рация для прослушивания переговоров экипажа и суточный план полётов

18. С вышки открывается вид на практически весь аэродром

19. А-320, Ямала

20. Здание терминала

21. Дальние стоянки у ВПП 12/30

22. Но есть части аэродрома которые скрыты от глаз наблюдателя. В помощь приходят камеры наблюдения

23. В распоряжении пожарных находятся 4 машины

24. Экипаж каждой машины состоит из 4-х человек

25. Внутри довольно просторно! Имеется пульт управления системами пожаротушения

26. Каждая машина оборудована всем необходимым

27.

28. Управления средствами пожаротушения может происходить как из кабины, так с задней части

29. Демонстрационный показ:)

После интересного общения с пожарными, наблюдателем и другими сотрудниками отправляемся дальше
30. Пересекаем полосу 12/30

Для отработки навыков у сотрудников службы СПАСОП по тушению воздушных судов, спасению людей и других внештатных ситуаций в аэропорту Рощино имеются два самолета
31. Один из которых старенький Ту-134

32. Самолет окрашен в цвета Советского Аэрофлота и носит бортовой номер СССР-65012

33.

34.

35. Еще один самолет был отдан авиакомпанией ЮТэйр

36. Як-40, когда трудился на благо ЮТэйр и развозил пассажиров по северам

На этом интересная экскурсия и знакомство с службой СПАСОП была окончена
Ежедневно в Тюменском аэропорту Рощино на страже здоровья пассажиров и экипажей несут службу пожарные и спасатели службы поисково аварийно-спасательного обеспечения полетов. Многие из пассажиров даже и не знают того что в случае необходимости эти люди всегда готовы придти на помощь и сделать всё что-бы последствия того или иного инцидента свести к минимуму. Очень хотелось бы, что-бы количество взлётов было равно количеству посадок, а сигнал тревоги и выезды пожарных Тюменского да и всех остальных аэропортов были только учебными!
За организацию интересной экскурсии выражаю благодарность главному-инженеру Тюменского аэропорта Рощино Разаеву Тимуру Рафиковичу, генеральному Директору Полякову Владимиру Николаевичу, а также начальнику службы СПАСОП за интересную экскурсию и чашку согревающего чая в тот прохладный ветреный день.

Спасибо за внимание!

В гражданских аэропортах есть служба, которая с виду кажется обычной «Пожаркой». Служба, сокращённо, называется СПАСОП, а полностью - служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов. Требования и ответственность у СПАСОП значительно выше городской пожарной службы. Воздушное судно при аварийной посадке не выбирает место приземления и может сесть куда угодно, а если на борту произошёл пожар, то для спасения человеческих жизней остаются минуты. Поэтому, для того, чтобы быстро добраться к месту аварии в любое время года, в парке СПАСОП состоят только полноприводные спецавтомобили и большинство из них с возможностью подачи воды и пены прямо на ходу. Вообще, по регламенту, расчеты СПАСОП должны прибыть в течение трёх минут после сигнала тревоги в любую точку аэропорта.

В Челябинском аэропорту в рамках смотра аэродромной техники весенне-летнего сезона прошла показательная тренировка поисковой и аварийно-спасательной службы, на которой мне удалось побывать.


Расчёты СПАСОП расредоточены по двум торцам взлётно-посадочной полосы. Основная часть бригады СПАСОП расположена ближе к западному торцу ВПП. Про неё я рассказывал в этом репортаже . Во время смотра аэродромной техники, СПАСОПовцы выставили технику у боксов, что находятся в восточном торце ВПП.

1.

Среди пожарной техники СПАСОП в Челябинском аэропорту доминируют КамАЗы.

2.

Личный состав находится на боевом дежурстве в течение суток. В меру суров, в меру весел.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

По старой эмблемке Аэрофлота понятно, что этот автомобиль УРАЛ застал ещё советские времена и до сих пор стоит на службе.

10.

Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(543)-160 на шасси МАЗ-543А (в народе «Ураган») - тихоходный работяга. Сейчас таких всё меньше и меньше на службе СПАСОП осталось.

11.

В боксах заметил пожарный автомобиль на базе ГАЗ-66.

12.

Штатная установка пенного тушения на пожарном автомобиле КамАЗ.

13.

Со статикой всё, надо бы посмотреть на работу СПАСОП в условиях, приближенным к реальным. Перемещаемся к самолётам, что доживают свой век у старой ВПП.

14.

15.

По легенде, произошло возгорание правого двигателя Як-40.

СПАСОПовцы, которые будут находиться в непосредственной близости к огню, быстренько надевают блестящие теплоотражающие костюмы, другие занимают исходные позиции на пожарных автомобилях. Всё это происходит буквально за минуту.

16.

17.

18.

19.

20.

Сперва, очаг возгорания заливается пеной.

21.

22.

23.

24.

После пенной обработки, я быстро занимаю позицию повыше, залезаю на пожарный автомобиль.

25.

Отдельно отмечу, что эти самолёты - это не тренажёры СПАСОП, а обычная аэродромная статика, которая наврятли когда-то уже поднимется в небо. У СПАСОП есть отдельные тренажёры в западной части аэропорта - Ту-154Б-1 и два фюзеляжа от Ил-18.

И так, самолёт обработан пеной, теперь настала очередь водным процедурам.

26.

Начинается перекрёстная водная «стрельба» со всех машин по самолёту.

27.

28.

Служба СПАСОП успешно справилась с поставленной задачей - пожар на самолёте потушен. Лишний раз напомню, что этому самолёту в своё время выпала честь возить будущего первого президента России - Ельцина Б. Н., когда он работал в Свердловском обкоме КПСС.

29.

Команда СПАСОП сворачивает шланги, занимает места по машинам, да и нам пора покидать территорию аэропорта. Впечатлений от увиденного - море.

30.

Вот как-то так прошла показательная тренировка СПАСОП аэропорта Челябинск.

Общеизвестно, что СПАСОП аэропортов является важнейшим условием обеспечения безопасности полетов. От их оснащенности, профессионального уровня и экипировки личного состава и зависит может ли аэропорт принимать воздушные суда и осуществлять аэропортовую деятельность, или нет?!

Это является жестким требованием Международной организации гражданской авиации (ICAO), неисполнение которого равнозначно банкротству.

Что же такое СПАСОП аэропорта России сегодня, кто и как в них работает? Пожарные, спасатели... . Каков их правовой статус и социальная защита?

Именно эти, и целый ряд других жизненно важных вопросов были предметом дискуссий и обсуждений, состоявшихся в рамках круглого стола 26 октября 2016 года в городе Москве на тему: «Нормативное правовое обеспечение и организация деятельности СПАСОП: проблемы и пути решения» .


Круглый стол был организован редакцией журнала «Транспортная безопасность и технологии». Модератором выступил главный редактор журнала Сергей Груздь , который на основании публикаций в журнале руководителей аэропортов и СПАСОП, а также экспертных мнений сделал обобщенный вступительный доклад (скачать ) и представил презентацию (скачать ).

В работе круглого стола приняли участие руководители и специалисты СПАСОП ряда аэропортов (Шереметьево, Внуково, Домодедово, Курумоч, Калуга, Нижний Новгород), авиакомпании «Сибирь», института «Аэропроект», а также представители Росавиации, Ространснадзора, МЧС России, других заинтересованных структур и компаний- разработчиков и поставщиков техники, оборудования, дыхательных аппаратов, огнетушащих веществ, учебно-тренажерных комплексов, боевой одежды и снаряжения (36 участников).


Участники круглого стола отметили, что на сегодня в силу нечеткости и неполноты законодательной регламентации правовой статус у этих служб вызывает массу вопросов. СПАСОП сегодня выступает одновременно в двух качествах- как аварийно-спасательное формирование и проходит аттестацию в соответствии с законодательством об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя, с одной стороны. И с другой- как Ведомственная пожарная охрана — получает лицензию на деятельность по тушению пожаров. Но это никак, к сожалению, не коррелируется со статусом сотрудника СПАСОП, его социальной защитой, оснащенностью, финансовым обеспечением деятельности.


На сегодня практически не урегулирован ряд вопросов, связанных с созданием, численностью таких служб, и оснащением, подготовкой личного состава, со статусом сотрудника и др.

Остается открытым вопрос кем же должен быть сотрудник СПАСОП- пожарным или спасателем? Так как во всех действующих классификаторах (в частности- ЕКС и ЕКТС) нет должностей пожарный- спасатель или пожарный, спасатель. В этой связи наблюдается отсутствие единообразия в толковании статуса сотрудников СПАСОП и, соответственно их социальной защиты и льгот.

Как признались присутствующие руководители СПАСОП, им на практике приходится изловчаться, опираться на законодательство о защите населения и территорий от ЧС, об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя и пожарной безопасности, приспосабливать программы, убеждать юристов, финансистов и руководителей аэропортов.

В итоге пришли к выводу, что требуется четкая регламентация вопросов оснащения СПАСОП, профессиональной и боевой подготовки личного состава, ГДЗС.

Нужны такие решения и документы, которые бы позволили внедрять более современные образцы мощной и высокопроизводительной техники, оптимизировать количество пожарных аэродромных автомобилей, находящихся на боевом дежурстве, численность личного состава данных подразделений, дыхательных аппаратов, огнетушащих веществ, учебных тренажеров и финансовое обеспечение с применением различных финансовых институтов и инструментов.


Малый аэропортам с низкой интенсивностью полетов не всегда по силам и экономически целесообразно создавать и содержать в полном объеме полноценные ПАСОП. Поэтому в качестве выхода из положения назывались варианты субсидирования содержания таких СПАСОП за счет федерального и региональных бюджетов в рамках действующих программ по субсидированию перевозок, а также аутсорсинг и кратковременную (на период осуществления полетов и подготовки) аренду частных противопожарных и аварийно-спасательных формирований., соответствующих предъявляемым требованиям и имеющих соответствующие разрешительные документы.


А для обновления парка пожарной и аварийно-спасательной аэродромной техники, оборудования, огнетушащих веществ, дыхательных аппаратов, одежды и экипировки личного состава участники высказали заинтересованность в привлечении лизинговых схем с участием ГТЛК и других лизинговых компаний. Одновременно это, в конечном итоге, должно повысить эффективность СПАСОП, сделать службу в ней привлекательной и престижной.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

г. Москва

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ ФАС РОССИИ

В целях дальнейшего укрепления ведомственной пожарной охраны Федеральной авиационной службы России, улучшения противопожарного обеспечения полетов и объектов аэропортов и организаций гражданской авиации, а также в связи с передачей функций противопожарного обеспечения полетов и объектов из военизированной охраны в Службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить и ввести в действие с 30 января 1998г. Положение о ведомственной пожарной охране Федеральной авиационной службы России.
2. Руководителям региональных управлений ФАС России, аэропортов и организаций гражданской авиации:
2.1. специальными комиссиями проверить организацию и состояние противопожарного обеспечения полетов и объектов аэропортов и организаций гражданской авиации, установить персональную ответственность руководителей, начальников служб за выполнение ими обязанностей по проведению противопожарных мероприятий в объеме требований Наставления по пожарной охране (НПО ГА-85) и Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации (РПАСОП ГА-91) ;
2.2. комплектовать службы ПАСОП аэропортов и организаций ГА подготовленными работниками пожарной охраны;
2.3. в целях поддержания высокой готовности пожарно-спасательных расчетов не менее двух раз в месяц проводить тренировки и учебные тревоги для отработки действий по тушению пожаров на воздушных судах.
3. Исключить функции противопожарного обеспечения полетов и объектов аэропортов и организаций гражданской авиации из Положения о военизированной охране Департамента воздушного транспорта, утвержденного приказом ДВТ от 27 октября 1992г. N ДВ-122.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Отдела ПАСОП ФАС России Э.Л. Тимонина.

Директор Г.Н. Зайцев

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу ФАС России
от 26.01.98 N 15

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Начальник Главного управления Приказом Федеральной
государственной противопожарной авиационной службы России
службы МВД России от 26 января 1998г. N 15
16 января 1998г. Е.А. Серебренников

ПОЛОЖЕНИЕ
о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России

СОГЛАСОВАНО
Председатель общероссийского
Профсоюза авиационных работников
Б.А. Кремнев 19 января 1998г.

1. Общие положения
2. Организационная структура ведомственной пожарной охраны Службы ПАСОП ФАС России, руководство и контроль ее деятельности


7. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России
Приложение 1 - Организационная структура ВПО СПАСОП ФАС России
Приложение 2 - Перечень болезней, препятствующих поступлению на работу в ВПО СПАСОП ФАС России
Приложение 3 - Нормы снабжения специальной одеждой пожарных

1. Общие положения

1.1. Положение о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России (ВПО СПАСОП ФАС России) разработано в целях обеспечения пожарной безопасности воздушных судов и объектов организаций гражданской авиации*) и на основании Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ст.12) , Федерального закона от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" , постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.97 N 154 "О Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России" и приказа ФАС России от 09.04.97 N 71 "О Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России".
______________________________________________________________________________________
*) здесь и далее в тексте Положения под организациями гражданской авиации (ГА) имеются в виду аэропорты, авиапредприятия (авиакомпании, акционерные общества, производственные объединения и т.п.), научно-исследовательские организации, учебные заведения, заводы и другие органы ГА.

1.2. Положение является основным нормативным документом Федеральной авиационной службы России, определяющим вопросы организации, реорганизации и ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны Службы ПАСОП ФАС России и определяет их задачи, функции и права.
Порядок и условия работы личного состава органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России определяются действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
1.3. Положение обязательно для выполнения во всех организациях ГА, осуществляющих свою деятельность в области гражданской авиации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
1.4. Вопросы пожарной охраны, не регламентированные настоящим Положением и другими нормативными документами ФАС России, подлежат разрешению в соответствии с общегосударственными нормами и правилами.
1.5. В Положении используются следующие основные понятия:
- ведомственная пожарная охрана (ВПО) СПАСОП ФАС России - один из видов пожарной охраны Российской Федерации, включающий в себя созданные в установленном порядке органы управления и подразделения, предназначенные для предупреждения пожаров и их ликвидации на воздушных судах и охраняемых объектах;
- подразделение ВПО СПАСОП ФАС России - совокупность созданных в организации ГА в установленном порядке сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для предупреждения и тушения пожаров, а также проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
- охраняемый объект - аэродром, аэропорт, учреждение, авиационная организация, иное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, на котором в установленном порядке создана ведомственная пожарная охрана СПАСОП ФАС России.
1.6. Использование работников ВПО СПАСОП ФАС России и аварийно-спасательной техники не по прямому назначению не допускается.

2. Организационная структура ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России,
руководство и контроль ее деятельности

2.1. Ведомственная пожарная охрана СПАСОП ФАС России входит в Службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ФАС России и состоит из (Приложение 1):
- отдела ПАСОП ФАС России, на который возложены также функции общего руководства деятельностью ведомственной пожарной охраной и отделами ПАСОП региональных управлений ФАС России;
- отделов поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов региональных управлений ФАС России, в части их функций противопожарного обеспечения полетов и объектов организаций ГА по регионам;
- подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП организаций ГА.
2.2. Служба ПАСОП ФАС России осуществляет специальные, исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов и объектов организаций ГА.
2.3. Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы организации деятельности ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, разрабатываются Службой поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ФАС России в соответствии с общегосударственными нормами и правилами и требованиями нормативных актов государственной противопожарной службы МВД России.
2.4. Отделы ПАСОП региональных управлений ФАС России осуществляют контроль за деятельностью подразделений ведомственной пожарной охраны по обеспечению требований пожарной безопасности в организациях гражданской авиации.

3. Основные задачи и функции ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России

3.1. Основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России являются:
3.1.1. организация контроля и осуществление мероприятий по противопожарному обеспечению полетов воздушных судов;
3.1.2. организация работы и ведомственный контроль по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании;
3.1.3. организация профессиональной подготовки пожарно-спасательных расчетов:
3.1.4. тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.
3.2. Основными функциями ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России являются:
3.2.1. разработка и согласование проектов инструкций и иных, необходимых организационно-распорядительных документов по вопросам обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов;
3.2.2. проведение обследований и целевых проверок противопожарного состояния охраняемых объектов;
3.2.3. проведение практических занятий с личным составом пожарно-спасательных расчетов;
3.2.4. разработка оперативных планов действий пожарно-спасательных расчетов по тушению пожаров на воздушных судах, участие в подготовке планов ликвидации аварий и аварийных ситуаций на охраняемых объектах;
3.2.5. проверка внутреннего и наружного водоснабжения на территории организаций гражданской авиации;
3.2.6. участие в обучении работников организаций ГА, в том числе временно работающих, а также добровольных пожарных, мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре;
3.2.7. взаимодействие пожарно-спасательных расчетов ВПО СПАСОП ФАС России с подразделениями государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России, а также других ведомств по совместным действиям при ликвидации пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, должны быть определены на основе соглашений, планов и договоров;
Ответственным руководителем аварийно-спасательных работ при авиационных и чрезвычайных происшествиях на воздушных судах на территории и в районе ответственности аэропорта является сменный заместитель руководителя организации ГА или другое должностное лицо, назначенное приказом руководителя организации ГА.
3.2.8. разработка типовых программ подготовки личного состава ВПО СПАСОП ФАС России и согласование их с ГПС МВД России;
3.2.9. участие в испытаниях и освоении новых аварийно-спасательных и противопожарных средств и техники;
3.2.10. подготовка необходимой документации в части противопожарного обеспечения полетов для сертификации организаций ГА;
3.2.11. представление в установленном порядке статистической отчетности о пожарах на объектах организаций ГА в Главное управление государственной противопожарной службы МВД России.

4. Основные обязанности, права и ответственность руководителей органов управления ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России

4.1.1. Начальник, возглавляющий Службу ПАСОП ФАС России, обязан:
- быть компетентным в вопросах аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Стандартов и Рекомендаций ИКАО, нормативных правовых актов ФАС России и взаимодействующих министерств и ведомств России;
- участвовать в инспекционных проверках ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России;
- участвовать в работе комиссий по расследованию авиационных происшествий;
- контролировать проведение научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование деятельности Службы ПАСОП ФАС России;
- контролировать готовность аварийно-спасательных формирований (АСК) организаций ГА к действиям при авиационных происшествиях.
4.1.2. Начальник Службы ПАСОП ФАС России имеет право:
- представительствовать от Федеральной авиационной службы России и Службы ПАСОП ФАС России в государственных органах, общественных и международных организациях по вопросам аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов;
- представлять свои заключения, выводы и предложения по результатам инспекционных проверок подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России;
- в пределах своей компетенции вносить предложения руководителям организаций ГА об устранении на охраняемых объектах и воздушных судах при техническом обслуживании нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара;
- принимать меры по приостановке действий или отмене в установленном порядке приказов и инструкций руководителей организаций ГА, противоречащих законодательным актам Российской Федерации, директивам ФАС России, Стандартам и Рекомендациям ИКАО по вопросам аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов.
4.1.3. Начальник Службы ПАСОП ФАС России несет ответственность за:
- выполнение возложенных на него задач и обязанностей;
- правильность применения приказов, положений, инструкций и других нормативных правовых актов.
4.2. Отдел (службу) ПАСОП регионального управления (РУ) ФАС России возглавляет начальник отдела, который назначается и освобождается приказом начальника регионального управления по представлению его первого заместителя, согласованному с начальником СПАСОП ФАС России.
4.2.1. Начальник отдела ПАСОП РУ ФАС России имеет право:
- проверять в организациях ГА выполнение требований нормативных документов, касающихся аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов и охраняемых объектов;
- требовать от руководителей организаций ГА поддержания в постоянной готовности сил и средств для аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов;
- участвовать в проведении обязательной аттестации аварийно-спасательных и противопожарных служб, формирований и спасателей в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 29.11.97 N 116.
4.2.2. Начальник отдела ПАСОП РУ ФАС России несет персональную ответственность за:
- организацию спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих бедствие на территории РУ ФАС России;
- готовность и эффективность деятельности служб ПАСОП и аварийно-спасательных формирований организаций ГА;
- полноту доведения документов ФАС России до исполнителей и своевременное исполнение их требований;
- качество подготавливаемых нормативных документов;
- профессиональную подготовку пожарно-спасательных расчетов организаций ГА.
4.3. Подразделение ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России в организации ГА возглавляет заместитель начальника службы ПАСОП организации ГА.
4.3.1. Заместитель начальника СПАСОП организации ГА начальник подразделения ВПО СПАСОП ФАС России обязан:
- обеспечить постоянную готовность к немедленному действию личного состава пожарно-спасательных расчетов в случае возникновения пожара;
- разработать оперативный план действий (соглашение о взаимопомощи) пожарно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на воздушных судах, потерпевших бедствие с практической отработкой его (проведение совместных учений) с пожарными подразделениями ГПС МВД России не реже одного раза в год;
- руководить работой пожарно-спасательных расчетов по тушению пожаров на объектах и воздушных судах;
- организовать работу по проверке и испытанию имеющейся в организации ГА пожарной техники и оборудования в установленные сроки;
- организовать профессиональную подготовку личного состава пожарно-спасательных расчетов по методам и тактике тушения пожаров на воздушных судах и объектах.
4.3.2. Заместитель начальника СПАСОП организации ГА начальник подразделения ВПО СПАСОП ФАС России имеет право:
- в соответствии с установленным порядком беспрепятственно входить в административные и производственные помещения и на территорию охраняемого объекта с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности и выполнения противопожарных мероприятий;
- давать предписания должностным лицам, ответственным за пожарную безопасность охраняемых объектов, об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а также рекомендации об улучшении противопожарной защиты объектов;
- при выявлении нарушения требований пожарной безопасности предложить руководителю организации ГА приостановить работу отдельного производства, производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
Протокол о приостановлении работы производственного участка, агрегата, запрещении эксплуатации здания, сооружения, отдельного помещения, а также погрузки легковоспламеняющихся (опасных) грузов, после составления, направляется в соответствующий орган государственной противопожарной службы МВД России для вынесения постановления об административном наказании.
Постановление может быть обжаловано вышестоящему лицу органа ГПС МВД России в 10-дневный срок с момента его получения. Подача жалобы не приостанавливает исполнения постановления.
4.3.3. Заместитель начальника СПАСОП организации ГА начальник подразделения ВПО СПАСОП ФАС России несет ответственность за:
- качественное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей;
- исправность всех пожарных автомобилей, пожарно-технического вооружения, специального оборудования и снаряжения;
- соблюдение трудового законодательства по вопросам охраны труда и техники безопасности;
- состояние трудовой дисциплины работников подразделения ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России.

5. Комплектование подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России личным составом

5.1. В ведомственную пожарную охрану СПАСОП ФАС России принимаются граждане Российской Федерации, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
5.2. К непосредственному исполнению обязанностей в ведомственной пожарной охране СПАСОП ФАС России допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (общее) образование, прошедшие обучение по специальным программам и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ.
5.3. Руководящий состав подразделений ВПО СПАСОП ФАС России должен иметь пожарно-техническую или иную специальную подготовку по профилю работы.
К работе на пожарных автомобилях допускаются водители 1 -2 класса, имеющие стаж работы не менее трех лет.
5.4. Прием, перемещение и увольнение работников подразделений ВПО СПАСОП ФАС России производится руководителем организации ГА по представлению начальника СПАСОП этой организации.
5.5. Трудовой договор (контракт) на работу в подразделение ВПО СПАСОП ФАС России заключается в письменной форме. Принимаемые на работу лица проходят испытательный срок от одного до трех месяцев, с целью проверки соответствия их поручаемой работе.
Испытательный срок должен быть оговорен в приказе о приеме на работу и в трудовом договоре (контракте).
5.6. При поступлении на работу в ВПО СПАСОП ФАС России все лица проходят медицинскую комиссию для определения годности к работе.
Перечень болезней, препятствующих поступлению на работу в ведомственную пожарную охрану СПАСОП ФАС России, представлен в Приложении 2.
5.7. Личный состав ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России обязан пройти аттестацию в соответствии с установленным ФАС России порядком, а также специальную переподготовку по учебным планам и программам, утвержденными ФАС России.
5.8. Работники ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России подлежат обязательному государственному личному страхованию. Страховыми событиями для работников ВПО СПАСОП ФАС России являются гибель (смерть) при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие исполнения указанных обязанностей. Обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется за счет средств организации ГА, в которых созданы подразделения ВПО СПАСОП ФАС России.
Размер единовременного пособия и порядок его предоставления устанавливается в коллективном договоре организации ГА.

6. Рабочее время и время отдыха работников подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России

6.1. Продолжительность рабочего времени личного состава ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России устанавливается из расчета 40 часов в неделю. В указанную норму входит время на инструктаж, несение дежурства, специальную подготовку, уход за пожарной техникой, сдачу дежурства.
6.2. Для работников ВПО СПАСОП ФАС России режим рабочего времени и времени отдыха, а также время начала и окончания работы регулируется внутренним трудовым распорядком организации ГА и отражается в коллективном договоре.
6.3. График сменности работы ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России устанавливаться 12 или 24-часовой, с утверждением его руководителем организации ГА по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом организации ГА.
6.4. Время инструктажа пожарно-спасательных расчетов и время на сдачу дежурства не должны превышать 15 минут каждое.
6.5. Личному составу ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней.
6.6. Порядок предоставления отпусков для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, а также отпуска, предоставляемые в других случаях, регулируются законодательством Российской Федерации и коллективным договором.

7. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений ведомственной пожарной
охраны СПАСОП ФАС России

7.1. Подразделения ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России являются структурными подразделениями служб ПАСОП организаций ГА, в которых они созданы, и содержатся за счет собственных средств этих организаций, а также других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
7.2. Подразделения ВПО СПАСОП ФАС России находятся на полном финансовом и материальном обеспечении организаций ГА. Подразделения пожарной охраны летных учебных заведений ГА содержатся за счет средств, выделяемых из Федерального бюджета.
7.3. Подразделения ВПО СПАСОП ФАС России должны использовать аэродромную пожарную технику, оборудование и снаряжение, сертифицированные и допущенные к эксплуатации в установленном порядке в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.97 N 154 "О Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России" и приказом ФАС России от 15.07.96 N 24 .

8. Форменная и специальная одежда

8.1. Работники ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России при исполнении служебных обязанностей должны носить установленную форменную одежду и знаки различия.
8.2. Сроки носки форменной одежды исчисляются со дня зачисления работника приказом в штаты подразделения ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России независимо от времени получения форменной одежды.
8.3. Форменная одежда выдается указанным работникам в бесплатное пользование на срок носки, по истечении которого форменная одежда переходит в собственность работника.
8.4. В случае повреждения или утраты форменной одежды работниками ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России при исполнении служебных обязанностей по не зависящим от них причинам (ликвидация аварии, пожара и др.), взамен выдаются новые предметы форменной одежды, при этом срок носки исчисляется со дня их выдачи.
8.5. Лица, уволенные из ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России независимо от причин увольнения, теряют право на получение форменной одежды, не выданной во время работы.
8.6. Специальная одежда должна иметь отличительные знаки и выдаваться работникам ВПО СПАСОП ФАС России в бесплатное пользование на установленный срок носки при выполнении служебных обязанностей.
При выдаче специальной одежды рекомендуется руководствоваться Нормами снабжения спецодеждой пожарных работников военизированной охраны МГА, введенными в действие приказом МГА СССР от 16.06.81 N 114 (Приложение 3)
8.7. По истечении срока носки предметы специальной одежды сдаются на склад, взамен их выдаются новые.
Предметы спецодежды с истекшими сроками носки, но годные к носке могут использоваться подразделением ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России в качестве подменного фонда.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к пункту 2.1. Положения

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ведомственной
пожарной охраны СПАСОП ФАС России

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к пункту 5.6. Положения

ПЕРЕЧЕНЬ
болезней, препятствующих поступлению на работу в ведомственную
пожарную охрану СПАСОП ФАС России

Наименование болезней

Примечание

1.
1.1. 1.2.
1.3. 1.4. 1.5.

2.
2.1.
2.2. 2.3.

2.6.
2.7.
2.8.

3.5. 3.6.
3.7. 3.8.

Психические и нервные болезни
Шизофрения, маникально-депрессивный психоз
Психопатия, неврозы при стойких нарушениях нервно-психической сферы Эпилепсия. Эпилептические психозы
Нарколепсия, алкоголизм
Нарушение психических функций, обусловленное органическими заболеваниями центральной нервной системы различной этиологии, черепно-мозговая травма
Внутренние болезни
Заболевания эндокринной системы
Базедовая болезнь, сахарный диабет
Злокачественное малокровие. Гемофилия

Туберкулез легких (плевры), активный процесс ВК + или при наличии значительно выраженных расстройств функций легких

Последствия повреждений, хронические болезни легких, дыхательных путей, плевры нетуберкулезного происхождения при резком нарушении функции этих органов
Бронхиальная астма с частыми приступами
Органические болезни сердца, сосудов с явлениями декомпенсации
Стойко выраженные нарушения кровообращения, обусловленные болезнями регулирующего аппарата кровообращения, гипертоническая болезнь 2-3 степени
Последствия повреждения, оперативного вмешательства, органические заболевания брюшных органов с резким расстройством функций этих органов

Хирургические болезни
Туберкулезное поражение лимфатических желез с нагноением, распадом, изъявлениями их
Зоб, по своим размерам затрудняющий ношение одежды или вызывающий расстройство функций ближайших органов
Опухоли злокачественные, вызывающие расстройство функций органов или препятствующие движению конечностей
Последствия повреждений или заболеваний опорно-двигательного аппарата со значительным нарушением функций
Дефекты костей черепа (врожденные и посттравматические)
Грыжи
Выпадение всех слоев стенки прямой кишки
Тяжелые формы геморроя с расстройством питания или частыми кровотечениями
Заболевания почек, мочеиспускательного канала, затрудняющее мочеиспускание. Ночное недержание мочи
Отсутствие частей конечностей, искривление, укорочение затрудняющие их функцию
Кожные и венерические заболевания

при умеренно выраженных расстройствах годность определяется индивидуально

при умеренном нарушении функций этих органов - годны

при умеренном нарушении функций этих органов - годность определяется индивидуально

Годны после ушивания

Наименование болезней

Примечание

4.3.
4.4. 5. 5.1.

Грибовидный микоз. Резко выраженные формы почесухи взрослых. Истинная пузырчатка. Склеродермия. Распространенные, трудно поддающиеся лечению формы хронической экземы
Множественный фиброматоз, а также другие тяжелые хронические заболевания кожи
Гонорейный уретрит
Сифилис, ВИЧ-инфекция
Глазные болезни
Заболевания, вызывающие ограниченное движение глаз или постоянное раздражение глаз, не поддающееся оперативному лечению
Резко выраженный, не поддающийся лечению хронический катар соединительной оболочки век с гипертрофией ее и инфильтрацией
Трахома 1-3 стадий
Глаукома

Понижение остроты зрения ниже 0,05 на одном глазу и 0,5 на другом глазу без коррекции
Болезни уха, горла, носа
Хронический гнойный односторонний эпитимпанит, двусторонний гнойный мезотимпанит или односторонний мезотимпанит с осложнениями

Резкое, стойко выраженное расстройство вестибулярно-вегетативной функции лабиринта
Стойкая полная глухота на оба уха, немота или глухонемота. Понижение слуха до степени восприятия шепотной речи на расстоянии менее одного метра
Заикание, косноязычие резко выраженное, делающее речь малоразборчивой
Хронические гнойные и негнойные заболевания придаточных пазух носа с нарушением функции
Последствия повреждений, перенесенных операцией или заболеваний носа, полости рта, глотки, гортани, трахеи, сопровождающиеся значительным нарушением функции

До излечения

нач. состав годен при компенсированной глаукоме

Годность определяется индивидуально с учетом результатов лечения и остроты слуха

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к пункту 8.6. Положения

НОРМЫ
снабжения специальной одеждой пожарных работников военизированной охраны МГА
(введенные приказом МГА СССР от 16 июня 1981г. № 114)

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5.


Подшлемник полушерстяной
Куртка хлопчатобумажная
Пояс спасательный пожарный
Каска пожарная

1
1
1
1
1

4
3
5
бессрочно
бессрочно

Начальник пожарно-спасательной команды (караула), оперативный дежурный, начальник пожарно-спасательного расчета, командир отделения

2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10

Плащ с капюшоном из непромокаемой ткани
Подшлемник полушерстяной
Полушубок
Пояс спасательный пожарный
Каска пожарная
Брюки брезентовые из непромокаемой ткани
Сапоги кирзовые

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4
2
3
5
6
бессрочно
бессрочно
4
2
2

Начальник автохода, начальник передвижной установки газоводяного тушения,
пожарный, спасатель

3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 3.10. 3.11.
4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 5. 5.1.

Костюм брезентовый или из непромокаемой ткани
Рукавицы брезентовые с крагами
Подшлемник полушерстяной
Куртка хлопчатобумажная утепленная
Полушубок
Пояс спасательный пожарный
Каска пожарная
Костюм (куртка и брюки) хлопчатобумажные летние
Рукавицы утепленные с крагами
Сапоги кирзовые
Водитель
Полушубок
Комбинезон хлопчатобумажный
Перчатки хлопчатобумажные зимние
Валенки
Галоши на валенки
Куртка хлопчатобумажная утепленная
Брюки хлопчатобумажные утепленные
Сапоги кирзовые
Мастер газодымозащитной службы
Халат хлопчатобумажный

1 компл.
1 пара
1
1
1
1
1
1
1 компл.
1 пара
1 пара

1
1
1 пара
1 пара
1 пара
1 шт.
1 шт.
1 пара

5
2
3
5
5
6
бессрочно
бесрочно
4
2
2

6
2
1
4
2
5
5
3

Примечание:
1. Куртка хлопчатобумажная утепленная в особом климатическом районе не выдается. Водителям выдается только в 1,2 и 3-м климатических районах.
2. Полушубок выдается только в особом климатическом районе. Водителям выдается только в 4, 5-ом и особом климатическом районах.
3. Брюки хлопчатобумажные утепленные в 1-ом климатическом районе не вы даются.
4. Валенки и галоши на валенки выдаются только в 4, 5-ом и особом климатических районах.
5. В 1-ом климатическом районе срок носки рукавиц брезентовых с крагами сокращается на 1 год, а в 5-ом особом климатическом районе увеличивается на 1 год.
6. Рукавицы утепленные с крагами в 1-ом климатическом районе не выдаются, а в 5-ом особом климатическом районе срок носки сокращается на 1 год.
7. На каждый пожарный автомобиль выдаются бессрочно:
а) костюм теплоотражательный (теплозащитный) - 3 компл.;
б) сапоги и перчатки резиновые - 2 пары;
в) фартук прорезиненный - 1 шт.

Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) АО «Аэропорт Толмачево» создана в 1997 году и предназначена
для поисково-спасательного, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов в соответствии с Воздушным кодексом РФ, рекомендациями ИКАО и другими нормативными документами.

СПАСОП включает в себя штатные и нештатные аварийно-спасательные расчеты, осуществляющие посменное круглосуточное дежурство. При необходимости для проведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ привлекаются силы и средства Министерства обороны, Министерства чрезвычайных ситуаций, а также аварийно-спасательные службы других организаций и ведомств г. Новосибирска и Новосибирской области.

Весь персонал СПАСОП проходит специальное обучение и аттестацию в соответствующем порядке. СПАСОП аттестована Центральной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей транспортного комплекса РФ и имеет сертификат на право ведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ.

Силы и средства аварийно-спасательного формирования в соответствии с нормами ИКАО, обеспечивают возможности аэропорта по приему и выпуску всех типов воздушных судов отечественного и иностранного производства.

Поисково-спасательное обеспечение полётов

Для поиска и спасания на территории Сибирской зоны авиационно-космического поиска и спасания организовано дежурство поисково-спасательных воздушных судов, спасательных парашютно-десантных групп, наземных поисково-спасательных команд, персонала Регионального координационного центра поиска и спасания.

Наземная поисково-спасательная группа АО «Аэропорт Толмачёво» осуществляет круглосуточное дежурство в 30-ти минутной готовности к выезду летом и в 45-ти минутной готовности зимой, включает в свой состав 10 человек и оснащена:

  • передвижным пунктом управления на транспортном средстве повышенной проходимости с УКВ и КВ радиостанциями для обеспечения внутрипортовой радиосвязи, радиосвязи с воздушными судами и оперативным штабом управления;
  • гусеничным вездеходом-амфибией с поисковым и аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением.

Аварийно-спасательное обеспечение полётов

Аварийно-спасательное обеспечение полетов осуществляется круглосуточно аварийно-спасательной командой АО «Аэропорт Толмачёво» включающей в свой состав пожарно-спасательную команду, медицинский расчет, расчет инженерно-авиационной службы, расчеты пассажирских и грузовых перевозок, расчет службы эксплуатации аэродрома, расчет службы авиационной безопасности, расчет обеспечения связи и другие.

Всего в состав аварийно-спасательной команды дежурной смены входят 87 человека и 20 единиц техники.

Аварийно-спасательная команда АО «Аэропорт Толмачёво» оснащена всем необходимым снаряжением и оборудованием для оказания помощи пассажирам и членам экипажей воздушных судов терпящих бедствие.

Для эвакуации воздушных судов потерявших способность двигаться аэропорт Новосибирск (Толмачёво) имеет современный комплекс аварийно-эвакуационного оборудования, применяемого для любого типа воздушных судов как зарубежно­го, так и отечественного производства, в том числе:

  • аварийные пневмотканевые подъёмники (АПТП);
  • комплект для буксировки аварийного воздушно­го судна;
  • приспособления для подъёма аварийного воз­душного судна за крыло и носовую часть фюзеляжа.

Противопожарное обеспечение полётов и объектов аэропорта

АО «Аэропорт Толмачёво» имеет Лицензию надеятельность по тушению пожаров и Сертификат соответствия на противопожарное обеспечение полётов с обеих ВПП по 9 категории по уровню требуемой пожарной защиты (УТПЗ).

Противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта осуществляет ведомственная пожарная охрана (ВПО СПАСОП) включающая в свой состав 4 пожарно-спасательные команды и группу противопожарной профилактики.

ВПО СПАСОП оснащена 5-ю основными и 2-мя резервными пожарными автомобилями с общим запасом огнетушащих составов на дежурных автомобилях (вода + пенообразователь) более 50 тонн. Пожарные автомобили оснащены углекислотными и порошковыми установками пожаротушения, установками покрытия взлетно-посадочной полосы пеной, пожарно-техническим вооружением, инструментом для вскрытия фюзеляжа воздушных судов и другим оборудованием.

Пожарные и аварийно-спасательные машины радиофицированы, имеют привод на все колеса, размещаются в боксах основной и стартовой аварийно-спасательных станций (АСС), находящихся напротив центров взлетно-посадочных полос. АСС снабжены пунктами для постоянного наблюдения за взлётом, посадкой и рулением воздушных судов.

Время боевого развертывания пожарных автомобилей в самой удаленной точке летного поля, от момента получения сигнала до начала тушения пожара, составляет 3-4 минуты.

Кроме поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов аварийно-спасательное формирование может привлекаться для ликвидации последствий аварий техногенного и природного характера.