Ректор ТПУ: мы создаем базу для подготовки инженерной элиты . Интервью ректора МАИ Анатолия Геращенко журналу «Куда пойти учиться Вопросы для интервью с ректором

За последние годы произошло значительное развитие материально-технической базы университета. В университете было построено более 40 тыс. кв. м площадей. Сейчас серьезное внимание уделяется информационно-техническому обеспечению учебного процесса. Обеспечен Wi-Fi доступ в Интернет на всей территории университета. Имеется полный компьютерный сервис в залах библиотеки. Сегодня мы занимаемся так называемой электронной библиотекой и при этом довольно много усилий тратим на создание серьезной виртуальной среды, где есть возможность доступа к различным российским и иностранным ресурсам. В завершающей стадии находится подготовка сетей автоматизации деканатов.

Как и прежде большое внимание уделяется гуманитарной составляющей подготовки выпускников, что особенно важно для менеджеров, которым предстоит работать с людьми. Мы стремимся предоставить нашим студентам возможностьживого общения, учим приобретать навыки деловой культуры, понимать важность решения социальных программ в организации.

В ГУУ очень дорожат своим преподавательским составом. Мы стремимся сохранить опытные кадры, и молодым сотрудникам университета есть у кого перенять опыт научной и педагогической работы.

Алексей Михайлович, ГУУ принимал участие в разработке проекта федеральных образовательных стандартов по направлению «Менеджмент». Что принципиально нового в стандартах третьего поколения?

Прежде всего, расширяются полномочия ученых советов университетов. Зарубежные университеты активно вводят новые учебные дисциплины, а наши университеты не могут, так как рискуют потерять лицензию. Согласно старом у стандарту университеты могли определять самостоятельно до четверти дисциплин. В новом предусматривается, что ученые советы университетов смогут определять 50% дисциплин учебного плана. И это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов, их конкурентоспособности и, в конечном счете, эффективности их деятельности как менеджеров в условиях реальной экономики.

Как скажется на эффективности работы выпускников университета переход на подготовку бакалавров и магистров?

Многие считают, что магистр, который обучался 6 лет, имеет больший потенциал, чем бакалавр. Возможно, конкретизация учебных планов и разработка новых тарифно-квалификационных справочников поможет внести ясность. Самое главное сегодня – привести в соответствие представления двух сторон «университет-работодатель» относительно подготовки выпускников различных уровней для работы. К сожалению, стандарты второго поколения не предоставляли возможности образовательному учреждению учитывать запросы компаний. Сейчас картина, видимо, изменится. Тем не менее, наш университет имеет устойчивые связи с работодателями.

Более 60% наших выпускников ориентированы на конкретный объект. До 30% наших абитуриентов нашего университета до последнего времени составлял так называемый целевой прием. Эти студенты приходят к нам по направлению предприятий и организаций, им гарантировано рабочее место после пяти лет обучения, а соответственно и база прохождения практики. Вуз имеет крепкие связи с такими крупными компаниями как «Аэрофлот», «Мострансавто», «Мосэнерго», Рао ЕЭС, «Главмосстрой» и т.д. Совсем недавно мы получили свидетельство о сотрудничестве с бизнесом от Торгово-промышленной Палаты и стремимся установить прочные отношения с бизнес-сообществом через Российский союз промышленников и предпринимателей.

Какие инновационные формы обучения используются в университете или, возможно, появятся в ГУУ в ближайшее время?

Есть намерение в качестве эксперимента начать подготовку команды специалистов. Предположим, мы по запросу организации подготовим команду, состоящую из специалистов в области социологии, финансового менеджмента, юриспруденции и т.д. Такая группа, состоящая, например, из десяти – одинналцати человек, обучается по определенному учебному плану, имеет взаимодополняющие знания и психологическую совместимость, приходит в компанию и образует необходимое ядро для открытия нового направления бизнеса.

Студентам университета предоставлена возможность, обучаясь по определенной специализации, дополнительно прослушать курсы по информационным технологиям. Это курсы по выбору. Они могут быть включены как дополнение к учебному плану студента. Впоследствии, при получении государственного диплома, в документе будет записано, что иыпускник дополнительно освоил ряд дтсциплин и положительно аттестован по ним. Конечно, это дает нашему выпускнику преимущества на рынке труда.

Многие абитуриенты и их родители считают, что престижный диплом – необходимое условие успешной карьеры. Вы разделяете эту точку зрения?

Да, пожалуй, это так. Диплом об окончании соответствующего вуза – это та визитная карточка, с которойначинается карьера выпускника. Работодатель знает все ведущие университеты страны и отдает предпочтение выпускникам этих вузов. Однако, самое главное, чтобы выпускник был заинтересован в получении как базовых, так и дополнительных знаний. Активная, целеустремленная позиция человека – основа развития карьеры. Диплом – это необходимое, но недостаточное условие успешной карьеры.

Полный текст интервью см. в журнале «Бизнес-образование», №1, 2010.

В октябре Дальневосточный государственный университет путей сообщений (ДВГУПС) отмечает свой 75-летний юбилей. Сегодня вуз по праву считается одним из успешных современных инновационно-образовательных центров Хабаровска, где готовят специалистов самого высокого уровня для разных отраслей экономики. Юбилей университета стал хорошим поводом для моего разговора "по душам" с доктором технических наук, Заслуженным энергетиком РФ, Почетным железнодорожником, ректором ДВГУПС Борисом Евгеньевичем ДЫНЬКИНЫМ. Хочу поблагодарить Бориса Евгеньевича за то, что он нашел в своем напряженном графике время для разговора со мной...

- Борис Евгеньевич, что лично для вас юбилей любимого вуза?

Юбилей дает хороший подвести итоги проделанной работы и задуматься о будущем. Без лишней скромности скажу, что все 75 лет нам удается на должном уровне держать качество подготовки специалистов. Вуз знают и ценят. Это ярко показали итоги приемной кампании 2012 г. – молодежь шла к нам активно, понимая высокий образовательный уровень ДВГУПС. Но на достигнутом останавливаться не собираемся - у нас большие планы на будущее.

– Как вы можете охарактеризовать сегодня главную специфику университета?

– В названии нашего вуза одно из ключевых слов – «государственный». И я бы отметил, что у нас образование строится «на трех китах»: государственность, качество и дисциплина. Мы готовим специалистов целенаправленно именно для нужд государства – и это не громкие слова. Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года предполагает большой приток высококвалифицированных кадров по всем направлениям транспорта, да и экономики в целом. И одна из главных задач нашего университета – подготовка таких кадров. Мы много внимания уделяем нашим филиалам в Нерюнгри, Тынде, Свободном, Уссурийске, Южно-Сахалинске, потому что понимаем – без тесного взаимодействия с регионами кадровый потенциал для всего дальневосточного региона не подготовишь.

Вся ваша судьба связана с одним учебным заведением – с ДВГУПС, вы прошли путь от студента до ректора. Помните, как впервые появился этот вуз в вашей жизни?

Я еще в школе увлекался электронной техникой, получил специальность «телерадиомастер». В качестве выпускной работы мы должны были полностью собрать телевизор, да так собрать, чтобы он еще и показывал. И ведь справлялись с этой работой! Поэтому я со школы знал, что пойду учиться на специальность, связанную с электричеством, электротехникой. И выбор мой пал на «железку»: только здесь тогда были специальности электрического и энергетического профиля, автоматика и связь. Еще в выпускных классах я стал учиться в ХабИИЖТе в физико-математической школе. А потом мои родители посоветовали внимательно изучить и учебные планы вуза, чтобы иметь полное представление о том, чему меня могут научить в институте дальше. По этим учебным планам выходило, что больше всего моего «любимого электричества» на специальности «Электроснабжение железных дорог». Ее я и выбрал для себя, о чем ни разу не пожалел в жизни.

- С чего началась ваша студенческая жизнь?

Как только вышел приказ о моем зачислении на 1-й курс Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, я сразу, как и все студенты, оказался на совхозных полях на речке Кия. С уборки картофеля и капусты тогда начиналась студенческая жизнь у всех. Жили в бараках, но, считаю, что это было «золотое» время. В нашей группе очень быстро все подружились друг с другом, выявились лидеры, каждый проявил себя, как мог, и к учебе мы уже приступили сплоченным коллективом. Я считаю, что тогда был правильный подход в воспитании студентов, шла реальная адаптация к взрослой жизни, налаживались человеческие отношения.

Вы согласны с утверждением, что раньше студенты к знаниям тянулись больше, так как это было реальной возможностью выбиться в люди?

Я думаю, что и в годы моей учебы, и сейчас, такое утверждение не потеряло актуальности. Без хорошего образования всегда сложно чего-либо добиться в жизни серьезного. Ведь и те ребята, кто сегодня сначала заканчивает вуз, потом учится в аспирантуре и защищает диссертацию, очень серьезно повышают свой уровень образования и становятся более конкурентно способными.

В последние годы система образования дает возможность зарабатывать хорошие деньги. Не вредит ли коммерциализация учебному процессу?

Я считаю, что любая деятельность должна приносить не только моральное удовлетворение, но и материальное. И то, что сейчас принято решение о повышении заработной платы до уровня экономики региона, это очень хорошо. Будет ли это решение подкреплено финансами, это уже другой вопрос. Но мы готовы, если повысят заработную плату бюджетникам, увеличить выплаты и нашим внебюджетникам. Да и, если взять для примера нашу недавнюю победу в конкурсе проектов по модернизации работы Байкало-Амурской магистрали, это ведь не только наше участие в возрождении БАМа, это и хороший приработок тем, кто этот проект создавал. У нас есть в университете ученые, которые только благодаря своим научным достижениям и проектам зарабатывают в некоторые месяцы более миллиона рублей. И это нормально, любой труд должен оплачиваться достойно!

- Вас устраивает стоимость обучения студентов в ДВГУПС?

Вполне, так как мы ее держим на уровне одной из самых низких в регионе – годовая стоимость обучения в ДВГУПС сегодня от 65 до 70 тысяч рублей. Много ли это? А вы разделите сумму на 365 дней в году и получится всего 180-190 рублей в день! То есть, студент не купит пачку сигарет и пару бутылок пива в день, зато сразу будет иметь деньги на учебу! Плата за обучение у нас в университете складывалась из нескольких показателей. Во-первых, мы хорошо знаем наши реальные затраты. Во-вторых, совсем недавно, когда стали победителями конкурса национальных проектов в области образования, мы вложили более 500 млн. руб. в модернизацию научно-технической базы университета (своих около 130 млн. рублей и около 400 млн. рублей федеральных), а значит, имеем возможность пока «перевести дух» и не тратиться сильно на новое обновление. Резко оснащаться чем-то новым нет необходимости, у нас обновления идут в плановом порядке. Кроме модернизации не забываем о социальной сфере: построили новое общежитие на 100 мест, произвели капитальный ремонт поликлиники, клуба, бассейна.

- Не могу спросить вашего мнения о ЕГЭ…

Для меня всегда непонятно, как абитуриенты, сдав ЕГЭ и получив определенное количество баллов, начинают метаться, отдают копии документов сразу в несколько вузов. Да, закон это позволяет им делать. Но в таком случае получается, что они не определились с выбором своей будущей профессии? Значит, им всё равно где учиться? А это неправильно, это уже один из очевидных минусов ЕГЭ. Но, с другой стороны, меня успокаивает одно. По данным нашей приемной комиссии, большинство абитуриентов 2012 г. целенаправленно сразу принесли свои документы в ДВГУПС, у них сомнений, где учиться, не было. А это говорит о том, что процент случайных студентов в нашем вузе крайне небольшой и ЕГЭ нам в этом не помеха.

- Как вы оцениваете приемную кампанию 2012 г.?

Очень положительно! Молодежь шла учиться именно в ДВГУПС, и выбор этот был осознанный. Уже третий год право стать студентом университета без вступительных экзаменов реализуют победители и призеры всероссийских олимпиад. Именно в ДВГУПС, в Электроэнергетический институт, поступил и лучший выпускник Хабаровска Алексей Блажнов. В этом году только на очную форму обучения высшего профессионального образования было подано почти 11 тысяч заявлений. В целом на все формы и уровни обучения подано более 17 тысяч заявлений, принято около 4,5 тысячи студентов.

- Чем вы объясняете такой большой спрос на образование именно в ДВГУПС?

Потребность в специалистах транспортной, энергетической, строительной отраслях на Дальнем Востоке всегда велика, а с учетом более интенсивного использования БАМа, в ближайшие годы меньше она не станет. Не забывайте также, что мы готовим специалистов в тех областях, где сегодня самые большие зарплаты: в строительстве, в авиации (у нас готовят специалистов для работы в аэропортах на Факультете воздушных сообщений), в связи, в компьютерных технологиях. И еще один немаловажный фактор, который привлекает абитуриентов: мы всех обеспечиваем работой после окончания учебы. С гордостью могу сказать, что за выпускниками по многим нашим специальностям даже выстраивается очередь!

Вечный вопрос для дискуссии: нужна ли студентам технических вузов самодеятельность? Учитывая, что ваши студенты регулярно становятся лауреатами региональных и всероссийских творческих конкурсов, победителями и призерами крупных спортивных соревнований, для вас повода для дискуссии нет?

А какая может быть дискуссия? Внеучебная деятельность – это самые яркие воспоминания о студенческой жизни! Да, в будущем они вспомнят и преподавателей, и как сдавали экзамены, но эти воспоминания несравнимы с воспоминаниями о волнениях на концертах, о поддержке друг друга на соревнованиях, о радостях побед. Поэтому в ДВГУПС всегда уделяется внимание творческим студентам и тем, кто по настоящему неравнодушен к спорту. Хотя и понимаем, что это большие финансовые затраты. Посчитайте, к примеру, сколько нужно было денег в прошлом году, чтобы отправить 8 человек из нашей шоу-группы «Планета Голливуд» в Москву на фестиваль, где они получили Гран-При. Но мы идем на такие затраты, зато теперь «Планету Голливуд» знают и в столице. Еще пример. В этом году мы в третий раз отправили наш студенческий строительный отряд в Сочи, на строительство олимпийских объектов. Могли бы ведь и не отправлять, затратное это дело. Но как ребят оставить без радости знакомства с новыми людьми, с новыми уголками нашей Родины? Они рвались в Сочи, был большой конкурный отбор. Ведь это сколько впечатлений для молодых людей! В итоге они вернулись - загорелыми, с морем положительных эмоций, да еще и денег заработали. Я всегда, во время напутствия стройотрядовцев, прошу только о двух вещах. Первое – не нарушать технику безопасности. Второе – не жениться на местных девушках, у нас и свои дальневосточницы прекрасны! Пока меня слушают...

Престиж вуза также зависит от того, сколько у него зарубежных партнеров. Что вы можете отметить в международной деятельности ДВГУПС?

Мы можем гордимся созданной с нашей помощью Международной ассоциацией транспортных университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основной целью Ассоциации является объединение усилий транспортных вузов в разработке направлений и проектов сотрудничества в области науки и образования в сфере транспорта. Сегодня в Ассоциацию входят транспортные вузы из России, Казахстана, КНР, Республики Корея, Монголии и Австралии. В мае этого года на базе Казахской академии транспорта и коммуникаций состоялся уже пятый Международный симпозиум. Третий, кстати, принимал наш университет в октябре 2009 г. Одна из целей создания Ассоциации – пропаганда транспортных коридоров России. И очень символично, что на саммите стран АТЭС во Владивостоке развитие транспортных коридоров было определено как основная задача. А мы уже активно этим вопросом занимаемся. И тесное взаимодействие с другими транспортными вузами помогает нам держать «руку на пульсе».

В энергетической отрасли на сегодняшний день одна из главных проблем - энергосбережение. Как она решается непосредственно в ДВГУПС?

Я считаю, что беречь надо не столько энергию, сколько деньги. Мы, к примеру, потратили значительные суммы на облицовку двух «башен» и лабораторного корпуса ДВГУПС. Раньше там были жалобы: мол, холодно. Прошлой зимой, после завершения облицовочных работ, закидали другими «жалобами»: жарко стало. Я дал указания нашему проректору по АХЧ проверять у кого зимой открыты окна. Там, где жарко, «врезаем» вентили, и теперь можно легко перекрывать радиаторы. Это уже реальное энергосбережение! Если говорить в цифрах, то только в этом блоке зданий у нас теперь экономия по теплу составляет около 4-5 миллиона рублей в год. Об энергосберегающих технологиях сегодня говорят много с самых высоких трибун, но в каждом случае подход к решению проблемы должен быть индивидуальным. К примеру, широко пропагандируемые энергосберегающие лампочки очень дорогие – они дороже обычных на порядок. Но и срок их службы намного больше. Все надо просчитывать! Энергосбережение – это комплекс мероприятий.

Пользуясь военной терминологией, можно сказать, что вы прошли путь от солдата (студента) до генерала (ректора). А что дальше? Какими вы видите дальнейшие перспективы на благо служения родному университету?

У меня самые ближайшие планы связаны с выборами ректора Дальневосточного университета путей сообщений. Они пройдут 15 ноября 2012 г. Я подал документы на участие в этих выборах, так как чувствую, что еще многое нужно и могу сделать. Надеюсь, что коллектив мою кандидатуру поддержит, и с командой единомышленников мы будем дальше работать на благо развития университета. Вы же понимаете, что в одиночку многого добиться невозможно, нужна команда. Сегодня командой я доволен. Да, кто-то может меня упрекнуть, что я часто слишком требователен. Но потому и требователен, что неравнодушен к тому, что делается, вижу потенциал университета и нацелен на его реализацию.

- С какими успехами ДВГУПС подошел к 75-летнему юбилею, что примечательного произошло в юбилейном году?

Можно с гордостью сказать, что сегодня наш университет известен не только на Дальнем Востоке, но и в стране. Недавно мы победили в конкурсе проектов по модернизации работы Байкало-Амурской магистрали. Также в 2012 г. получили «Транспортную колесницу». Если раньше это была национальная премия (подобная статуэтка уже несколько лет украшает наш музей), то теперь она международная.

- Чтобы вы хотели пожелать в эти юбилейные дни тем, кто имел и имеет отношение в ДВГУПС?

Почему-то принято гордиться тем, что дети, внуки, правнуки того или иного народного артиста страны тоже идут в артисты. Но неужели они все также талантливы? Я бы хотел, чтобы дети, внуки, правнуки выпускников нашего вуза шли учиться именно к нам. А мы и дальше будем стараться поддерживать высокую марку университета путей сообщений, созданную многими поколениями ученых, преподавателей и студентов. Да-да, и студентов тоже, ведь именно они «лицо» вуза, его яркое наполнение. От всей души поздравляю всех имевших и имеющих отношение к ДВГУПС с 75-летним юбилеем и напоминаю: новый набор студентов не за горами! Приводите своих знакомых и родственников учиться именно к нам!

Самому старому вузу республики – Коми государственному педагогическому институту – в феврале 2007 года исполняется 75 лет. Сегодня мы встретились с ректором вуза Валерьяном Исаковым.

Скоро институту исполнится 75 лет. Какие цели ставит сегодня перед собой вуз?

В преддверии 75-летнего юбилея мы проводим довольно большую работу над тем, чтобы осмыслить роль пединститута в системе профессионального образования Республики Коми. Мы стремимся повысить качество подготовки специалистов для сферы образования. Это и есть наша главная задача.

Расскажите, пожалуйста, как выглядит институт сегодня? Кто обучает будущих учителей?

Пединститут имеет большую историю. Конечно, здесь работает много людей, которые практически всю жизнь отдали этому вузу. Средний возраст нашего преподавателя - это 47-48 лет. Более 57% имеют степень кандидатов или докторов наук. Молодых специалистов у нас примерно 20 процентов. На мой взгляд, это очень хороший показатель, ведь в центральных вузах преподаватели намного старше. Я бы сказал, что наш педсостав - это сплав молодости и опыта. Одним из приоритетных направлений нашей деятельности является модернизация материально-технической базы. Идут ремонтные работы, мы приобретаем новое компьютерное и аудиовизуальное оборудование, внедряем в учебный процесс новые педагогические технологии, в частности, информационные.

Знаменательным событием этого года явилось открытие Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». С помощью его программ мы воспитываем студентов, будущих учителей, даем им хорошую культурно-гумманистическую подготовку.

Сегодня много говорят об инноватике. Какие работы ведутся в Вашем институте в этом направлении?

Здесь нужно сразу сказать, что педагогическое образование по своей сути всегда было инновационным. В последнее время в школах происходят серьезные преобразования: претерпевает изменения базисный учебный план, появляются новые методики и технологии в обучении, по ним создаются новые учебники, школьники изучают дополнительные дисциплины. Поэтому педвуз должен быстро реагировать на такие изменения, мы же стараемся это делать с опережением. В связи с этим мы всячески поддерживаем командировки наших преподавателей в другие вузы, где уже имеются новинки, чтобы изучить их опыт. Особо тесно налажено наше сотрудничество с педвузами Северо-Запада.

Входит ли Коми пединститут в Ассоциацию педагогических вузов Северо-Запада?

Не просто входит. Эта Ассоциация была создана по инициативе ректоров трех педвузов: Коми пединститута, Мурманского и Карельского педуниверситетов. Произошло это событие в 2005 году при полной поддержке Российского государственного педагогического университета имени Герцена. Кроме того, мы собираемся открыть при пединституте научный Центр Северо-Западного отделения Российской академии образования. Для наших студентов это может послужить повышением качества их подготовки.

Не секрет, что далеко не все выпускники пединститута устраиваются на работу в школы. На Ваш взгляд, почему они здесь учатся?

Пусть не все идут в школы, но большинство – в сферу образования и воспитания. Почему учатся у нас? Вы знаете, такой вопрос я сам задаю тем, кто не желает быть педагогом, когда провожу предварительное трудоустройство. Многие мне отвечают, что для них важно сначала получить подготовку у нас, поскольку педагогический вуз дает уникальные знания и навыки, которые ни один другой вуз дать не может. К примеру, Вы изучаете математику в нашем институте. Во-первых, Вы познаете предмет, его суть. Во-вторых, учитесь его излагать, обучать других, так как владеете методикой преподавания. В-третьих, Вы учитесь общаться и анализировать поступки людей, а зачастую даже понимать непонятные на первый взгляд недоразумения, потому что наши студенты не просто знакомятся с педагогикой и психологией личности, а основательно изучают их. Во время педпрактики Вы учитесь держаться перед аудиторией, ведь учитель – это артист, который постоянно играет разные роли. Кроме того, Вы приобретаете навыки организаторской и руководящей деятельности. Согласитесь, для динамично меняющегося рынка труда очень важна такая комплексная подготовка. Выпускник педвуза может лучше оценить, где и кем ему будет лучше работать. Также это фундамент для дальнейшего научного, карьерного и даже личностного развития.

Как Вы оцениваете приоритетный национальный проект «Образование»?

Нацпроект всколыхнул интерес к учительству. Общество стало понимать значение педагога, его роль в подготовке абитуриентов и будущих специалистов. Отрадно также, что из 77 республиканских учителей, получивших Президентские гранты, 34 являются выпускниками нашего пединститута.

Расскажите, пожалуйста, о Вашей недавней поездке в Карелию и Финляндию.

Сначала я как член Президиума, участвовал в заседании учебно-методического объединения педвузов России (по направлениям). Оно было посвящено 75-летию Карельского педуниверситета и прошло в этом вузе. Коллеги делились опытом на тему «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании».

Затем мы прибыли в Финляндию для проведения совместных конференций. На них обсуждались такие вопросы, как инновации в образовании, задачи и проблемы педагогического образования. Мы узнали опыт финских коллег, можно было соотнести то, что делаем мы и то, что делается в Финляндии. Ведь финская система образования является одной из самых лучших в Европе.

Однако моей главной задачей было налаживание взаимоотношений с вузами Финляндии. В настоящее время готовится договор с одним из институтов этой страны по экологическому образованию школьников нашей республики. Кроме того, была достигнута договоренность о направлении специалистов нашего института в Карелию и Финляндию для определения конкретных направлений сотрудничества. Поездка запланирована на январь-февраль следующего года.

Каковы планы вуза на будущее?

В настоящее время идет работа над повышением престижа института. В связи с этим мы планируем преобразовать его в педагогическую академию. Предположительно на подготовку уйдет года два-три. Мы уже были близки к реализации поставленной цели, но в прошлом году резко усилились требования к академии. Поэтому сейчас нам нужно повысить свои показатели с тем, чтобы соответствовать статусу академии. Что касается студентов, то они будут получать те же специальности, вырастет только статус вуза.

В прошлом году мы открыли новую специальность в аспирантуре, в следующем – появятся еще две. В скором времени расширится и спектр специальностей для поступающих в институт. К ним добавятся «Логопедия» и «Безопасность жизнедеятельности». Почему именно эти? К сожалению, сейчас довольно много людей, которые имеют различные нарушения речи. Проблема безопасности также становится острой. Надо готовить школьников к жизни в нынешних условиях, а учителей по этой дисциплине практически нет.

Беседовала Валентина Гончарова.

Почему к 2035 году будут востребованы не профессии, а навыки, как российским инженерам пробиться на международный рынок, каких студентов должен готовить современный университет и зачем ректору переодеваться в Дарта Вейдера, рассказал сайт доктор технических наук, профессор, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

Университет ИТМО курирует профиль «Наносистемы и наноинженерия» Олимпиады НТИ. Вы можете спрогнозировать, чем участники профиля будут заниматься к 2035 году?

Стоит отметить, что мы курируем профиль «Наносистемы и наноинженерия» Олимпиады НТИ совместно с Московским государственным университетом, так как в данном профиле тесно переплетаются физика и химия. За химический блок отвечает МГУ, а мы подходим с точки зрения физики.

Сейчас сложно сказать о конкретных вещах, которыми будут заниматься участники данного профиля в 2035 году, но можно попытаться обозначить те области, которые, на мой взгляд, будут наиболее интересны и где разработки в сфере наноинженерии будут широко востребованы.

Прежде всего, это информационные технологии - создание квантовых компьютеров, квантовых симуляторов, устройств для реализации систем квантовых коммуникаций.

Вторая область связана с биологией и медициной. Это различные нанодатчики и наноинструменты, с помощью которых можно определять, диагностировать те или иные элементы в биологическом мире и в человеческом организме, а также инновационные инструменты для профилактики и лечения тяжелых заболеваний, позволяющие вмешаться в ту или иную нестандартную ситуацию и выправить на наноуровне сбои в организме.

Третья область, в которой также будут активно использоваться достижения нанотехнологий и наноинженерии, - это фармацевтика. Здесь речь идет не только о создании новых, более эффективных молекул лекарственных веществ, но и о конструировании специальных матриц для таргетированной доставки лекарств, которые будут одновременно и диагностировать болезнь, и лечить ее путем адресной доставки препарата и направленного воздействия на пораженные органы, ткани, кровеносные сосуды. Такой подход, при котором фармацевтический препарат выполняет функции и средства диагностики, и терапевтического агента, называется тераностикой.

Кроме того, разработки в сфере наноинженерии, безусловно, будут востребованы в области создания новых материалов для технических решений, использования в быту и так далее.

- Какие профессии будут востребованы к 2035 году?

Я думаю, что в 2035 году будут популярны те профессии, которых сегодня нет. Поэтому сейчас, пожалуй, нужно говорить о компетенциях , которые будут востребованы.

Уже очевидно, что к тому моменту широкое развитие получат технологии искусственного интеллекта, роботизация. Значительную часть рутинной работы на производстве и в сфере услуг, в которой сегодня задействовано много людей, может и должен взять на себя искусственный интеллект.

Соответственно, будут востребованы специалисты, деятельность которых связана с созданием и использованием киберфизических систем, обеспечением безопасности данных систем, интеграции их с человеком; с робототехникой и искусственным интеллектом. При этом компетенции данных специалистов будут смещаться из логической, детерминированной области в эвристическую - ту, где во главе угла будет творчество, а поддерживать его будут технологии. Как это будет называться и где стыковаться, пока тяжело сказать, но акценты, думаю, все-таки будут смещаться непосредственно на человека, на его развитие. Конкретные профессии сейчас назвать сложно. Однако совершенно ясно, что нет ни одной профессии из ныне существующих, которые войдут в десятку наиболее востребованных в 2035 году.

Университет ИТМО участвовал в разработке программы «Цифровая экономика». В связи с этим вопрос: какое место через некоторое время смогут занять победители Олимпиады НТИ в цифровой экономике?

На мой взгляд, победители Олимпиады хорошо вписываются в развивающиеся сквозные технологии - это тот же самый искусственный интеллект, большие данные, информационная безопасность, квантовые технологии. Сквозные технологии пронизывают все рынки НТИ. Это и AutoNet, и MariNet, и NeuroNet, и другие. Как вы знаете, в сфере IT продукты и технологии живут совсем недолго, от одного до трех лет. Поэтому важно, чтобы ребята обладали способностью к быстрым изменениям, гибкостью, умели подстраиваться. Я уверен, что и предприятия, и научно-исследовательские организации, и университеты в будущем с радостью примут сегодняшних победителей Олимпиады.

- Что нужно российскому инженеру или инженерной команде, чтобы быть востребованным на глобальном рынке?

Помимо профессиональных, а также надпредметных компетенций (то, что называется soft skills ), необходимо развивать постановку критического, рационального, системного мышления. Инженер должен не просто видеть решение конкретной задачи, но и уметь предсказывать, как это повлияет на окружающую среду, на человека, на другие технические системы и так далее. Необходим именно системный подход, новое мышление. При принятии того или иного технического решения специалист должен все время задавать себе вопрос: «Что за этим последует?»

Ведь инженер внедряет в конкретные технические изделия, в ту или иную технологию или конструкцию то, что сделано учеными, - результаты фундаментальных или прикладных исследований. Для того чтобы все это использовать и, что называется, не навредить, а получить положительный эффект, надо понимать, какие изменения повлечет за собой твое решение и как они будут связаны с другими областями. У Брэдбери в рассказе «И грянул гром» описан «эффект бабочки»: одна мелкая деталь может повлиять на то, что будет происходить в целом мире. Для инженера тоже крайне важно это понимать.

Университет ИТМО присоединился к платформе дистанционного обучения edX. Как вы думаете, какое место дистанционные форматы обучения займут, скажем, в том же 2035 году? Зачем нужен университет, если есть Интернет?

Во-первых, безусловно, дистанционное обучение и дистанционные технологии будут развиваться, и нет сомнений, что все больше и больше людей, особенно тех, кто решит переобучиться или повысить свою квалификацию, будет использовать дистанционное обучение.

Во-вторых, по понятным причинам, и мы все это знаем, высшая школа по качеству географически распределена неравномерно. Не только в России, а по всему миру. Поэтому для того, чтобы чуть-чуть выровнять уровень подготовки, важно, чтобы люди, которые не имеют возможности очно обучаться в тех или иных университетах, могли получить недостающие модули, компетенции, знания у лучших команд и преподавателей, географически удаленных от них. Это актуально и для России, потому что ни для кого не секрет, что и уровень преподавания, и уровень проведения научных исследований в нашей стране различается от региона к региону.

Разумеется, у нас есть признанные научные школы и великолепные преподаватели, поэтому так важно давать доступ к лучшим практикам с помощью дистанционных форматов. Особенно в условиях стремительно развивающихся технологий и общества в целом. Мы говорим о концепции «Образование через всю жизнь». Сегодня это наша реальность. Необходимо постоянно получать дополнительные знания и навыки, которые можно изучать модулями и сразу же использовать на практике. И эта роль дистанционного обучения будет повышаться.

А университет нужен потому, что он дает фундаментальную подготовку, фундаментальное образование и навыки очной совместной работы face-to-face , решения проблемы в команде. Кроме того, высшая школа закладывает не только фундаментальную базу, но и особое мышление. Поэтому от университета никуда не деться. Другой вопрос в том, что с развитием искусственного интеллекта и роботизации университет будет меняться. Например, будут появляться интернет-помощники с искусственным интеллектом вроде бота: тьютор-бот, бот-преподаватель. Но фундаментальность можно дать только при очной работе. И несмотря на то, что мы сами активно принимаем участие в разработке дистанционных курсов, университет будет необходим.

В будущем дистанционный формат обучения будет предполагать не просто использование онлайн-общения, но и удаленное использование лабораторий. Некоторые ответы на вопросы будут идти не от конкретного преподавателя, а от электронного тьютора-бота. Что касается места, которое займут удаленные форматы, если мы говорим о сочетании очного и дистанционного обучения, то здесь все зависит от формы обучения. Если это дополнительная, а не основная образовательная программа, дистанционные компоненты могут составлять до 100%. Если мы говорим об основной программе, которая дает фундаментальные знания, постановку мышления, то, по моей оценке, в этом случае дистанционные курсы будут использоваться не более чем в 50% случаев. Остальные 50% материала студенты должны будут проходить в очном режиме.

- Каким должен быть современный университет?

Во-первых, современный университет, в котором готовят людей для будущего, должен работать с опережением, а значит, понимать, предсказывать, желательно лет на десять вперед, что будет происходить с обществом, с окружающим миром и технологиями, и выбирать те направления подготовки, которые будут востребованы на горизонте не менее десяти лет.

Более того, сам университет должен стать зеркалом преобразований, которые происходят в мире. Так, мы понимаем, что информационные технологии коренным образом меняют нашу жизнь, они меняют и подход к высшему образованию, и от этого никуда не деться. Наш физический, реальный мир все теснее становится связан с виртуальным. Такое сочетание, баланс между реальностью и виртуальностью, должно быть представлено и в современном университете.

Во-вторых, понятно, что ни один университет не может быть «всеядным», одинаково компетентным во всех сферах: гуманитарной, творческой, технической, естественнонаучной. Вуз должен выбрать конкретную фокусировку, на которой он сосредоточит все свое внимание и ресурсы: кадровый потенциал, учебно-лабораторную базу и так далее. Для того чтобы это сделать, нужна программа университета, общее видение, которое создает коллектив вуза. Чтобы создать такую программу, важно иметь видение 10-летнего и даже 20-летнего образа вуза. А для этого нужно четко осознавать миссию университета, стратегию, цели и задачи, которые перед ним стоят.

Этим современный университет и должен отличаться - умением предсказывать будущее, реагировать на те изменения, которые происходят, определять свое место в данных процессах, то, какие он решает задачи, работает на глобальном рынке или же решает задачи какой-то отрасли, сегмента рынка, локального социума. Это все относится к миссии университета, стратегическим целям и программе. И если все это определено, тогда становится понятно, какими ресурсами нужно его обеспечивать для выполнения данных задач: кадровыми, финансовыми, временными, материальной базой, или же нужно корректировать миссию, стратегическую цель, программу. Вот что такое современный университет, он должен быть гибким, мобильным, но не терять из виду свое предназначение.

Также, безусловно, крайне важна интердисциплинарность, не мульти-, не меж-, а именно интер-. Это мы разложили мир на физику, химию, а природа, сама жизнь не раскладывается по отдельным составляющим, одно влияет на другое. Поэтому современный университет не должен давать «нарезку» по дисциплинам, он должен попытаться их объединить, основываясь на тех компетенциях, которыми он обладает. Примером интердисциплинарности могут служить трансляционные IT в различных предметных областях: в медицине, биологии и социологии. Это одна из дисциплин, в которой присутствует органичное взаимопроникновение компетенций, а не просто ситуация, когда встретились, например, социолог и врач. Это глубоко интегрированная работа специалистов разных областей.

Наконец, вуз не должен терять самоценность высшего образования. Мало готовить чистых «ремесленников», университет оставляет и должен оставлять за собой, в качестве своей миссии, развитие интеллектуального, творческого потенциала, который заложен в человеке.

- Команда Университета ИТМО в этом году в седьмой раз выиграла всемирный чемпионат по программированию АСМ ICPC. Какие победы или достижения ваших студентов вы считаете ключевыми?

Если говорить об АСМ ICPC, то, как всегда, конечно, лучше всего запоминается первая победа. Любая победа из этих семи важна, но особенно важна стабильность: она показывает уровень подготовки, свидетельствует о том, что мы задаем и держим определенную планку, если говорить о программировании.

Однако для меня ключевыми являются те победы и достижения студента, которые заставили его самого подняться вверх на ступеньку, две, а то и несколько, те, благодаря которым он нарастил и реализовал свой потенциал. И неважно, в какой области - в учебе, науке, спорте или творчестве. Любая победа над собой - это главное достижение, необязательно становиться чемпионом мира. Например, если студент создал свою компанию и занимается социальным предпринимательством, добровольчеством, помогая людям, он развивает свой потенциал, эмпатию, способность сопереживать окружающим и при этом занимается конкретным делом, это достижение. И если большинство наших студентов, я надеюсь, совершают такие, назовем их, микропобеды, значит, университет работает правильно, создает ту среду для реализации потенциала, в которой эти победы и достижения возможны. Ключевые достижения - это те достижения, которые направлены на развитие человека.

Университет ИТМО занимается акселерацией студенческих стартапов. Что нужно, чтобы развивать технологический стартап в России?

Первый компонент технический: студенческие технологические стартапы должны базироваться на новых знаниях, которые были получены в результате научно-исследовательской работы. Необязательно своей собственной, но студенту необходимо хорошо понимать ту область, в которой он или она собирается заниматься предпринимательством, если мы говорим именно о высокотехнологичном предпринимательстве.

Второе - нужно уметь адекватно оценивать возможность реализации своей идеи, и этому нужно обучать.

Третье - необходимо понимать запросы потребителя: нужен ли людям тот продукт, который ты выводишь на рынок, будет ли он востребован, есть ли у него свой покупатель.

Четвертое - устойчивость к неудачам. Этому также необходимо обучать. Если ты получил отрицательный результат, если по тем или иным причинам не получилось выйти на рынок, ничего страшного в этом нет. Это не значит, что все рухнуло и жизнь не удалась, все равно надо продолжать.

Описанное выше должна давать та среда, в которой работает студент, молодой технологический предприниматель. Инструментов достаточно много: это стартап-школы, стартап-акселераторы, бизнес-инкубаторы, различные коворкинги (в наше время их называли «курилками»). Все эти инструменты и форматы уже хорошо отработаны, но важно, чтобы все они также были взаимосвязаны.

Сейчас это уже должно стать общей системой, которая должна носить локализованный для России характер. Нужно создать среду, которая позволит студенческому технологическому предпринимательству расти. При таких условиях молодежь - те, кто имеет предпринимательскую жилку, - сможет реализовать себя и начать собственное дело. Таких людей, как известно, не очень много, так же, как и ученых, но тем не менее подобная среда должна быть сформирована, именно локальная среда. Просто перенести в российские реалии тот или иной опыт, который существует, например, в Калифорнии, Сингапуре и даже в близлежащей Финляндии, не получится: разная ментальность, организация инновационного процесса, механизмы и объемы финансирования, отношение к инновациям и так далее.

При этом для России необходимо, чтобы среда для развития подобных студенческих инициатив развивалась именно на базе университетов. Если вспомнить опыт Калифорнии, например, то там ни один университет не создает такую среду, так как рядом находится Силиконовая долина, и крупнейшие компании проводят там свои акселерационные, инкубационные программы. Поэтому Стэнфордскому университету не обязательно создавать полноценную экосистему для развития инноваций. В нашей стране ситуация другая. Создание инкубатора в отрыве от университета, от той подпитки, которую он дает, в России, на мой взгляд, невозможно. Должна быть выстроена целая цепочка инструментов, должна быть возможность создать свою траекторию развития под каждый технологический стартап. Я глубоко убежден, что в России за это должен отвечать университет как организатор, как некое ядро этого кластера. Но это не означает, что государство и бизнес должны оставаться в стороне - без их помощи не обойтись.

- Что, кроме результатов ЕГЭ, нужно принимать во внимание, зачисляя абитуриента в вуз?

ЕГЭ - это решение стандартных задач, он показывает минимальный уровень подготовки. И мы часто видим, что многие творческие люди, которые «горят» чем-то, генерят идеи и смотрят вперед, не очень хорошо сдают экзамен: они не могут или не хотят решать обычные задачи, а ставят перед собой нестандартные. С такими людьми работать тяжелее, но интереснее. Этих ребят нельзя терять, и для этого существуют различные конкурсы, олимпиады, творческие задания. Всегда можно найти вариант. В этом году у нас был абитуриент из Мончегорска: по ЕГЭ он не проходил к нам на бюджет, переволновался на экзамене по математике и недобрал баллов. Но мы узнали, что он нашел серьезную уязвимость в соцсети «ВКонтакте». Мы с ним побеседовали и поняли, что мальчик очень талантливый, по некоторым дисциплинам в области информационной безопасности его знания соответствуют третьему-четвертому курсу бакалавриата. Конечно, мы его взяли - он будет обучаться за счет университета. Существующая система не должна быть препятствием к тому, чтобы такие таланты учились именно в том вузе, который поможет им максимально раскрыться.

Потому что Университет ИТМО создает будущее. Мы смотрим вперед и занимаемся тем, что, мы уверены, будет востребовано спустя десятилетия. В качестве одной из основных задач мы видим раскрытие потенциала студента. Мы не стремимся его переучить, а хотим раскрыть заложенные в нем таланты.

Университет ИТМО - это первый неклассический вуз: он ставит перед собой нестандартные задачи, пытается ответить на большие вызовы, которые уже стоят или могут встать перед человечеством, и использует нестандартные методы для решения данных задач. «Неклассический» означает отсутствие шаблонов, отсутствие штампов.

Наконец, нахождение в нашем вузе предполагает активное взаимодействие, совместную работу людей всех уровней, будь то администратор, лаборант, преподаватель, декан, студент. Наша позиция в том, что каждый несет ответственность за развитие Университета ИТМО, а не просто получает какие-то блага, «образовательные услуги». Если одиннадцатиклассники видят себя именно такими, то Университет ИТМО - для них. А если они приходят с желанием «научите меня, я хочу получать, но не готов вкладываться, отдавать и создавать», то это не абитуриент и не студент Университета ИТМО.

Два года назад вы во время сессии переоделись в Дарта Вейдера, студенты Университета ИТМО стали джедаями, а преподаватели - ситхами. К чему готовиться первокурсникам этого года? Старки против Ланнистеров, ледяные драконы?

Здесь все очень просто: это не я переоделся, а меня переодели. Не мы готовим что-то первокурсникам, а сами студенты вместе с молодыми сотрудниками и преподавателями каждый раз придумывают что-то новое - то, о чем я сам могу и не знать. Например, я не знал, кто такой Дарт Вейдер, мне долго объясняли. И этот случай вновь отсылает к определению «неклассический». Данная характеристика проявляется в том числе и в наших нестандартных кампаниях к сессиям. Все это придумывает и реализует молодежь, а не ректорат, и мы, более взрослое поколение, с удовольствием принимаем в этом участие. Поэтому вопрос о том, какой будет следующая сессия, точно не ко мне. А мы будем содействовать этой задумке и не вмешиваться.

Эксклюзивное интервью Ярослава Кузьминова (ректора ВШЭ) для канала «Научно-образовательная политика» (@scienpolicy) наводит на интересные мысли. Кратко и тезисно суть сделанных в рамках интервью заявлений ректора сводится к следующему: вложения государства в «человеческий капитал» и местную образовательную систему как ключевой драйвер его развития – важно, хорошо и правильно; существующая в России образовательная система – реальный источник «мягкой силы» в международной среде «образовательных услуг», известная преимущественно на «традиционных» рынках стран Азии, Африки и Лат. Америки; в силу отсутствия бюджетной поддержки «резкого расширения» таких услуг следует делать ставку на открытое образование на online-платформах, подобно «ведущим американским ВУЗам»; слабая известность российской образовательной системы в мире – недоработки Россотрудничества; НИУ ВШЭ – лидер страны в области цифровизации образования и внедрения инноваций в области «образовательных услуг» в широком смысле, а многомиллиардные вложения государства в широкополосный и сетевой интернет не должны быть «омертвлены» (из чего, видимо, следует, что они должны как-то окупиться, а окупиться они могут… если инвестиции будут «достаточными»); содержание федпроекта «Новые возможности для каждого» (в рамках нацпроекта «Образование») – пока еще terra incognita для НИУ ВШЭ (при всей инновационности и престижности), потому ВУЗ сотрудничает с НТИ как «точкой развития» именно по «цифровому» образовательному направлению, а не по направлению профессиональной самореализации личности; несмотря на лидерские позиции в стране в области внедрения цифровых решений в образовании, НИУ ВШЭ сохраняет скромную роль наблюдателя процессов развития науки и образования и не намерена брать ответственность оператора федеральных проектов в области образования; путь к массовой «образовательной цифре» способны обеспечить лишь однозначные нормы для всех руководителей ВУЗов. В связи с чем МОО «Майский Указ» имеет случай сделать несколько замечаний. Действительно, НИУ ВШЭ – сильный ВУЗ в области цифровизации образовательного процесса, вершину чего представляют так называемые решения Learning Management Systems (LMS) и системы управления образовательным контентом, то есть «учебной литературой» (LCMS), в чем подотчетное Кузьминову учреждение пионер и лидер, и внедряет эти вещи давно. Суть этих решений – в цифровой реализации так называемого «компетентностного подхода» к образованию, которое дается сотрудникам заплативших за него фирм (как правило, достаточно крупных корпоративных структур, имеющих расходные статьи на обучения персонала), либо учащимися, стремящимися получить работу в них, по принципу меню в ресторане: «ничего сверх заказанного».

Однако что касается ведущих университетов мира, то там подобные вещи носят характер коммерческого приработка к основному источнику бюджетирования – участию в исследовательских грантовых проектах, решающих задачи грантодателей – агентов реального сектора экономики, включая государство. Только таким естественным путем и могут возникнуть «однозначные нормы», при наличии роста спроса на профессии (включая профессии исследователей). А совокупный спрос обуславливает экономический рост, обучение искусству создания которого является главным (и, пожалуй, единственным) официальным смыслом существования НИУ ВШЭ (про неофициальные смыслы нам ничего не известно). Об этом прекрасно знает Ярослав Иванович, равно как о том, что проблема совокупного спроса – глобальная, фундаментальная и одна из сложнейших. Вот только он сам в интервью выступает как ректор конкретного ВУЗа, не более того. Выработка норм цифровизации рынка образовательных услуг не может быть определена государством как источником именно субсидий, а не инвестиций – потому, что… это рынок. За исключением статей бюджетов нацпроектов «Образование» и «Наука», а также федпроектов в их составе. Но тогда, если НИУ ВШЭ действительно лидер в своей области, то, заявляя о необходимости государственной поддержки, руководство этого учебного заведения не должно отказываться от ответственных позиций по данным статьям и проектам.