Использование проверочных листов. Проверочные листы при контрольно-надзорных мероприятиях: что, как, кому? Проверочный лист ГИТ, образец

Обязанность применения с 01.01.2018 проверочных листов (чек-листов, списков контрольных вопросов) при проведении отдельных видов проверок предусматривается соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора) (в соответствии с ч. 11.1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ)). Как же это будет происходить?

Чек-листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к объекту проверки обязательные требования, соблюдение которых наиболее значимо с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответы на вопросы однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Почему должностные лица должны применять проверочные листы?

Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ с 01.01.2018 вводит риск-ориентированный подход при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Перечень видов контроля, при которых такой подход применяется, определен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Проверки с использованием чек-листов являются разновидностью риск-ориентированного подхода.

Во исполнение данной нормы в некоторые акты Правительства РФ были внесены изменения, устанавливающие обязанность должностных лиц при проведении плановых проверок использовать проверочные листы и прописывающие механизм их использования (см. см. постановления Правительства РФ от 29.05.2017 № 652, от 28.06.2017 № 762, № 774, от 04.07.2017 № 787, № 840, от 04.08.2017 № 930, от 30.08.2017 № 1041).

Например, Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 № 840 вносит такие изменения в положения: о госконтроле за обращением медизделий; о федеральном госнадзоре в сфере обращения лекарственных средств; о госконтроле качества и безопасности медицинской деятельности, – а Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774 – в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре.

Изменениями определено, что предмет плановых проверок ограничен только вопросами, содержащимися в форме проверочного листа. Если при проведении плановой проверки должен быть список контрольных вопросов, то согласно п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются в том числе реквизиты проверочного листа.

В каких случаях применяются проверочные листы?

Проверочные листы могут применяться только при проведении плановых проверок, внеплановыми проверками ответы на вопросы проверочных листов согласно Закону № 294-ФЗ не предусмотрены.

Что входит в проверочный лист?

Существуют общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (далее – Требования) – они установлены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177. Форма проверочного листа не утверждена – она может быть любая. А вот ее содержание подробно прописано в п. 4 Требований.

Проверочный лист, в частности, должен содержать: указание вида контроля (надзора), вида (видов) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа. В форме также приводятся соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты НПА (с указанием их структурных единиц, которыми определены обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами). Например, вопрос проверочного листа Роструда об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты соотносится с абз. 1 п. 10 Правил охраны труда сварщиков.

Формы проверочных листов, как правило, включают три варианта ответов на вопросы: «да», «нет» либо «н/р» (или «не относится»).

Если требование выполняется, то ставится отметка «да».

По отметке «нет», свидетельствующей о несоблюдении обязательного требования, могут понадобиться соответствующие пояснения, которые должны отражаться в акте проверки в разделе «Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований».

Некоторые листы содержат указания «расшифровки» ответов типа «н/р» (или «не относится»). Так, в проверочном листе Росприроднадзора, применяемом при осуществлении федерального государственного экологического надзора, при ответе на вопрос № 22 – о получении положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на определенные объекты (они перечислены в вопросе) отметка «н/р» может быть поставлена, если проверяемое лицо не эксплуатирует объекты размещения, обезвреживания отходов либо эксплуатирует данные объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в связи с этим отсутствует обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы). А в случае, когда у проверяемого отсутствуют источники выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отметка «н/р» ставится в ответе на вопрос об установлении предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) и т. д.

К сведению: Некоторые вопросы чек-листов касаются наличия у юридического лица документов.

В связи с этим следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица представления документов и (или) информации (включая разрешительные документы), которые могут быть получены ими самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Иными словами, контролеры не могут запросить у проверяемого документы, которые также имеются в распоряжении иных госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных данным органам учреждений, например, копию прокатного удостоверения на фильм – в этом случае им следует обратиться в Минкультуры, сведения об отсутствии (наличии) задолженности по страховым взносам, по пеням и штрафам выдает ПФ РФ, сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности запрашиваются у Росстата. С полным списком документов, получаемых контролерами по системе межведомственного электронного взаимодействия, можно ознакомиться в Перечне, утвержденном Правительством РФ.

Проверочные листы могут быть оформлены в виде электронного документа, если это предусмотрено положением о виде федерального госконтроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального госконтроля (надзора), вида муниципального контроля. Тогда они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 5 Требований).

Кто разрабатывает и утверждает проверочные листы?

Проверочные листы разрабатывают и утверждают на основании Требований органы государственного контроля (надзора) – эта обязанность установлена ч. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ. Так, Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 утверждены 107 форм проверочных листов «на все случаи жизни» – от контроля порядка оформления на работу до мониторинга соблюдения гарантий медработников. А Приказом Росприроднадзора № 447 данных форм утверждено 7.

При проведении совместных проверок могут применяться сводные списки контрольных вопросов . В этом случае чек-листы разрабатываются и утверждаются несколькими органами контроля (надзора) (п. 5 ст. 7.1, ч. 11.4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Можно ли ознакомиться с контрольными вопросами до проверки?

Предполагается, что все формы проверочных листов будут опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru. На официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) можно будет ознакомиться с профильными чек-листами. Так проверочные листы Роструда находятся на сайте rostrud.ru в разделе «Федеральная служба по труду и занятости / О Роструде / Деятельность».

Данная форма контроля рассматривается и как профилактическая, поскольку позволяет провести самооценку выполнения обязательных требований до прихода инспектора и своевременно устранить недостатки.

Формы чек-листов уже начали использоваться для разработки и размещения в Сети интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами самопроверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Так, Роструд запустил сервис Онлайнинспекция.рф, где работодатели, например, могут проверить себя на предмет правильности составления трудового договора или воспользоваться сервисом «Электронный инспектор», чтобы оценить соблюдение требований по всем «трудовым» направлениям. Кстати, на этом же сервисе есть рабочая ссылка на проверочные листы Роструда.

По каким видам надзора будут заполнять листы?

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. В этих формах (обычно в п. 5) прописываются и виды надзора, по которым заполняются проверочные листы.

Когда в приказе предусмотрено проведение федерального государственного надзора без указания конкретных видов , заполнению подлежат все проверочные листы.

В случае если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного надзора в части отдельных его видов (так, у Росприроднадзора это может быть земельный, геологический надзор и т. д.), то, во-первых, заполняется форма проверочного листа по общим вопросам федерального государственного экологического надзора, а во-вторых, соответствующие формы по видам надзора.

А если объектов проверки несколько?

Место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) используемые юридическим лицом проверяемые производственные объекты обычно указываются в п. 4 формы проверочного листа. При проведении проверки по нескольким адресам или в отношении нескольких производственных объектов все они должны быть названы в проверочном листе.

В отношении отдельных объектов, отнесенных к категориям умеренного риска, чек-листы могут не применяться до 01.07.2018. В первую очередь это касается объектов проверки Росприроднадзора (федеральный государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения и т. д.) и пожарного надзора.

Если объекты не подпадают под положение о применении списка контрольных вопросов при проверках, то они, соответственно, не указываются в форме проверочного листа.

Независимо от количества адресов мест осуществления деятельности и производственных объектов у проверяемого лица чек-лист по результатам проверки по каждому направлению надзора заполняется один.

Оформление результатов проверки с использованием проверочного листа

Заполненный по результатам проверки чек-лист должен быть приложен к акту проверки – он оформляется вместе с актом непосредственно после ее завершения (ч. 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Экземпляр акта с приложением копии чек-листа передается руководителю или иному должностному лицу объекта проверки. Если такие лица отсутствуют или отказываются дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, то акт (с приложением копии проверочного листа) направляется на адрес объекта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если проверяемый не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки (в том числе с информацией, указанной в чек-листе), то в течение 15 дней с даты получения своего экземпляра он может представить в соответствующий орган госконтроля (надзора) в письменной форме свои возражения (ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

Предполагается, что введение нового способа контроля сделает проверки более прозрачными, поскольку предмет проверки будет четко обозначен до ее начала и известен проверяемому лицу.

Впоследствии планируется, в частности, проведение анализа чек-листов на предмет: выявления фактов чрезмерного административного давления на проверяемых лиц; выявления избыточных, устаревших, дублирующих обязательных требований.

Применение чек-листов не должно привести к предъявлению дополнительных требований к юридическим лицам при проведении проверок, поскольку, как и до их применения, должностные лица будут проверять соответствие объектов существующим обязательным требованиям.

Постановление от 13 февраля 2017 года №177. Установлены общие требования к порядку разработки и утверждения органами государственного и муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов), которые будут использоваться должностными лицами таких органов при проведении плановых проверок. Утверждённые формы проверочных листов будут публиковаться на официальных сайтах органов государственного или муниципального контроля. Использование при проведении плановых проверок проверочных листов и их публикация в интернете позволят повысить эффективность проверок и снизить административную нагрузку на подконтрольные субъекты.

Справка

Внесено Минэкономразвития России.

Внедрение проверочных листов предусмотрено (утверждена распоряжением Правительства от 1 апреля 2016 года №559-р) и (паспорт программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года).

В соответствии с законодательством общие требования к порядку разработки и утверждения органами государственного или муниципального контроля проверочных листов устанавливаются Правительством России.

Подписанным постановлением утверждены такие общие требования.

В частности, установлены виды правовых актов, которыми утверждаются формы проверочных листов. Определено содержание формы проверочного листа. Предусмотрена возможность оформления проверочных листов в виде электронного документа.

Формы проверочных листов будут утверждаться контрольно-надзорными органами федерального, регионального и муниципального уровня, информация о разработке проектов соответствующих актов и итогах их общественного обсуждения должна размещаться на портале regulation.gov.ru.

В форме должны быть указаны вид контроля или надзора, а также вид деятельности проверяемого субъекта или объекта, их категории риска и классы опасности. Кроме того, проверочный лист должен содержать наименование органа госконтроля, а также реквизиты документов, в которых содержатся проверяемые требования. В проверочном листе также должен быть указан учётный номер проверки, по которому можно будет найти информацию в едином реестре проверок.

Проверочный лист может иметь и электронную форму, в этом случае он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

Утверждённые формы проверочных листов будут размещаться в открытом доступе на официальных сайтах контрольно-надзорных органов, так что предприниматели смогут самостоятельно, до прихода инспектора, проверить, насколько соблюдаются обязательные требования на их объекте, и своевременно устранить нарушения.

Использование при проведении плановых проверок проверочных листов и их публикация в интернете позволят повысить эффективность проверок и снизить административную нагрузку на подконтрольные субъекты.

Добрый день, уважаемые подписчики! На сегодняшний день предлагаем ознакомиться с актуальной информацией по надзору в сфере природопользования и применению «новейшего» и «уникального» метода проверок с использованием проверочных листов. Встречайте… старые списки проверочных вопросов под новым восхитительным соусом — Проверочные листы Росприроднадзора!

Ранее на сайте публиковалась небольшая заметка про проверочные листы по экологии . Кто не ознакомился, переходите по ссылке.

Раскладываем проверочные листы Росприроднадзора

Давайте разбираться вместе.

Всего проверочные листы включают 339 вопросов.

09.11.2017 г. Минюстом России зарегистрирован приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)» (регистрационный № 48820). Приказ Росприроднадзора № 477 вступает в силу 20.11.2017 г.

Также с 16.11.2017 вступило в силу постановление правительства РФ от 04.11.2017 г. № 1330 «О внесении изменений в постановление правительства РФ от 28.06.2017 г. №762»

Порядок применения проверочных листов при осуществлении плановых проверок в соответствии с изменениями, внесёнными постановлением № 762

Необходимо отметить, что обязанности по использованию проверочных листов при осуществлении лицензионного контроля деятельности по обращению с отходами постановлением № 762 не устанавливалось.

  1. Федерального государственного экологического надзора;
  2. Государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  3. Государственного земельного надзора;
  4. Государственного надзора в области обращения с отходами;
  5. Государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;
  6. Государственного надзора в области охраны водных объектов;
  7. Государственного надзора за соблюдением требований при обращении с веществами, разрушающих озоновый слой.

С 1 июля 2018 года проверочные листы будут использоваться ещё и при осуществлении отдельных видов государственного экологического надзора:

  • на континентальном шельфе;
  • во внутренних морских водах и территориальном море РФ;
  • в исключительной экономической зоне РФ;
  • в области охраны озера Байкал;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Приведём Нормативные правовые акты и иные документы, предусматривающие использование проверочных листов Росприроднадзором:

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ);
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 г. № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»;
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 г. № 762 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым утверждены, в том числе:
    — Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха;
    — Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов;
    — Положение о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (изменения вступают в силу с 01.07.2018);
    — Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах (изменения вступают в силу с 01.07.2018);
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 г. № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» (изменения вступают в силу с 01.07.2018 г.);
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 1391 «О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения» (изменения вступают в силу с 01.07.2018 г.);
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 г. № 29 «О федеральном государственном охотничьем надзоре» (изменения вступают в силу с 01.07.2018 г.);
  11. Приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)»;
  12. Паспорт реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», утверждённый протоколом заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 21 февраля 2017 г. № 13(2).

Общие положения о применении проверочных листов Росприроднадзора

В соответствии с изменениями, внесёнными в положения о видах государственного надзора, осуществляемых Росприроднадзором, проверочные листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения:

  • возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства;
  • угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Изменениями установлено, что предмет плановых проверок Росприроднадзора ограничен вопросами, содержащимися в форме проверочного листа.

Применение проверочных листов Росприроднадзора при проведении внеплановых проверок Законом № 294-ФЗ не предусмотрено.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов) (п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).

Порядок заполнения проверочных листов при проведении проверок Росприроднадзора

Частью 11.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ установлено, что проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора) в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 г. № 177 утверждены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) (далее — общие требования), в том числе в п. 4 установлены требования к содержанию формы проверочного листа (списка контрольных вопросов).

В соответствии с общими требованиями подготовлен приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

В формах проверочных листов, утверждённых Росприроднадзором, предусматривается 3 варианта ответа на задаваемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вопросы: «да», «нет», либо «н/р» — требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.

В случае если в проверочном листе ставится отметка «нет», свидетельствующая о несоблюдении обязательного требования, то соответствующие пояснения по вопросу несоблюдения обязательного требования должны отражаться в п. 7 акта проверки «сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований».

Отметка «н/р» указывается в тех случаях, когда на проверяемое юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) не возложено обязанностей по исполнению соответствующего обязательного требования, например:

  • проверяемое лицо не эксплуатирует объекты размещения, обезвреживания отходов либо эксплуатирует такие объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в этой связи отсутствует обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы) — вопрос 22 приложения 1;
  • у проверяемого лица отсутствуют источники выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (в этой связи отсутствует обязанность по получению соответствующих разрешительных документов) – вопросы 1, 5 приложения 5, вопрос 1 приложения 6;
  • проверяемое лицо соблюдает предельно допустимые выбросы (в этой связи отсутствует обязанность по установлению временно согласованных выбросов) — вопрос 2 приложения 5.

Отдельные вопросы, включённые в проверочные листы Росприроднадзора, связаны с проверкой наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя документов.

В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 г. № 724-р).

Проверочные листы Росприроднадзора заполняются по тем видам государственного надзора, которые указаны в п. 5 приказа Росприроднадзора (его территориального органа) о проведении проверки. В случае если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного экологического надзора без указания конкретных видов, заполнению подлежат все проверочные листы.

В случае если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного экологического надзора в части отдельных его видов (земельный надзор, геологический надзор и т.д.) заполнению подлежат форма проверочного листа по общим вопросам федерального государственного экологического надзора (приложение 1 к приказу Росприроднадзора «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)»), а также соответствующие формы по видам надзора.

В п. 4 формы проверочного листа указывается место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные объекты.

В случае проведения проверки по нескольким адресам или в отношении нескольких производственных объектов все они должны быть указаны в п. 4 формы.

При перечислении проверяемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, необходимо указывать присвоенные им при постановке на государственный учёт коды.

В отношении объектов I категории проверочные листы до 01.07.2018 г. не применяются (не заполняются), соответственно, такие объекты в п. 4 не указываются.

В п. 4 формы проверочного листа Росприроднадзора, применяемой при осуществлении федерального государственного экологического надзора, (приложение 1 к приказу) указываются все производственные объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в ходе плановой проверки.

В п. 4 форм проверочных листов Росприроднадзора, применяемых при осуществлении отдельных видов федерального государственного экологического надзора (приложения 2-7 к приказу) указываются производственные объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в рамках конкретного вида надзора (объекты, связанные с пользованием недрами; объекты земельных отношений, в отношении которых проводилась проверка; объекты, связанные с образованием и обращением с отходами; объекты, оказывающие негативное воздействие на атмосферный воздух и т.д.).

Проверочный лист по результатам проверки по каждому направлению надзора заполняется один, независимо от количества адресов мест осуществления деятельности и производственных объектов у проверяемого лица.

Оформление результатов проверки с использованием проверочного листа Росприроднадзора

При проведении проверки с использованием проверочного листа заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки (ч. 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Проверочный лист должен быть оформлен вместе с актом проверки непосредственно после завершения проверки.

Экземпляр акта проверки с приложением копии проверочного листа вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.

В случае отсутствия уполномоченных представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт (с приложением копии проверочного листа) направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Согласно ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки (в том числе, с информацией, указанной в проверочном листе), в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений.

Применение проверочных листов не приведет к предъявлению дополнительных требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при проведении проверок, поскольку, как и до их применения, должностными лицами Росприроднадзора будет проверяться соответствие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существующим обязательным требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ.

Применение проверочных листов позволит сделать проверки более прозрачными, так как предмет проверки чётко определён до её начала и известен как проверяемому лицу, так и государственному инспектору.

Будет проводиться анализ применения проверочных листов, в том числе:

  • выявление фактов чрезмерного административного давления на проверяемых лиц;
  • выявление избыточных, устаревших, дублирующих обязательных требований;
  • ведение статистики нарушений обязательных требований;
  • профилактика нарушений путем самооценки выполнения обязательных требований.

На этом всё. Теперь можно скачать сами проверочные листы Росприроднадзора в формате MS Word.

СКАЧАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ ЛИСТЫ

Приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)»

Дополнительная информация

Многие документы упомянутые в этой заметке, можно найти с помощью Всеищущего поиска .

Напоминаем, что у нас можно пройти обучение по экологии .

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

Если информация про проверочные листы Росприроднадзора понравилась, то не забываем про рейтинговые звёздочки и форму комментариев;) Спасибо за участие!

Продолжение следует …

1. С какого времени проверочные листы станут обязательными при проведении проверок? (В этом месяце прошла проверка Роспотребнадзора, ни о каких проверочных листах не было и речи). 2. За какой период до начала проверки, предприятие вправе запросить проверочный лист у органа госконтроля для подготовки к проверке? 3. Что изменилось/изменится в 2018 году в риск-ориентированном подходе и в реализации 294 ФЗ? 4. Какие органы уже применяют проверочные листы при проверках? 5. Есть ли первые результаты обжалования предприятием присвоенной ему категории риска?

Ответ

Единая дата введения проверочных листов для административных органов отсутствует, для каждого органа такое введение осуществляется в отдельные сроки.

Проверочный лист у административного органа до начала проверки не запрашивается.

Гость, знакомьтесь - !

Применение риск-ориентированного подхода осуществляется в соответствии со Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Его изменение в виде законодательных новелл в настоящее время не запланировано.

Государственные органы, которые с 1 января 2018 года начали использовать проверочные листы: Роструд, Росздравнадзор, Ростехнадзор.

Практика обжалования не сформировалась в связи с непродолжительным периодом действия норм.

Можно требовать, чтобы проверку проводили в пределах проверочного листа

Отдельные проверки начинают проводить по проверочным листам. Проверочный лист - это список вопросов, на которые инспекторы отвечают «Да» или «Нет». Например, если трудовой инспектор проверяет, как компания оформляет сотрудников на работу, он отвечает на семь вопросов.

Проверочный лист трудового инспектора
Вопрос Да Нет
1 Заключает ли работодатель трудовые договоры в письменной форме?
2 Проходят ли медосмотры кандидаты на работу с опасными условиями труда или на работы, связанные с движением транспорта?
3 Расписался ли работник на экземпляре трудового договора, который хранится в компании?
4 Не заключает ли работодатель гражданско-правовые договоры вместо трудовых?
5 Соответствуют ли приказы о приеме на работу условиям трудовых договоров?
6 Ознакомился ли работник под подпись с приказом о приеме на работу в течение трех дней с даты начала работы?
7 Прежде чем подписать трудовой договор, ознакомил ли работодатель сотрудников под подпись с правилами внутреннего распорядка, локальными актами, с деятельностью работника, коллективным договором?
* Редакция упростила формулировки вопросов, в они сложнее

Если инспектор обязан использовать проверочный лист, компания вправе требовать, чтобы он не выходил за его пределы ( «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Госорган Особенности проверок
Роструд

Роструд утвердил формы по разным вопросам: оформление на работу, содержание трудовых договоров, соблюдение требований охраны труда при различных работах.

Проверочные листы уже начали использовать при проверках компаний и предпринимателей, которые относятся к категории умеренного риска. Для остальных проверочные листы введут с 1 июля.

Основание: ,

Применение чек-листов при проверках

Чек-листы содержат затрагивающие предъявляемые к объекту проверки обязательные требования, соблюдение которых наиболее значимо с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответы на вопросы однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Почему должностные лица должны применять проверочные листы?

Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ с 01.01.2018 вводит риск-ориентированный подход при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Перечень видов контроля, при которых такой подход применяется, определен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Проверки с использованием чек-листов являются разновидностью риск-ориентированного подхода.

Во исполнение данной нормы в некоторые акты Правительства РФ были внесены изменения, устанавливающие обязанность должностных лиц при проведении плановых проверок использовать проверочные листы и прописывающие механизм их использования (см. см. постановления Правительства РФ от 29.05.2017 № 652, от 28.06.2017 № 762, № 774, от 04.07.2017 № 787, № 840, от 04.08.2017 № 930, от 30.08.2017 № 1041).

Например, Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 № 840 вносит такие изменения в положения: о госконтроле за обращением медизделий; о федеральном госнадзоре в средств; о госконтроле качества и безопасности деятельности, – а Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774 – в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре.

Изменениями определено, что предмет плановых проверок ограничен только вопросами, содержащимися в форме проверочного листа. Если при проведении плановой проверки должен быть список контрольных вопросов, то согласно п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ в распоряжении или приказе заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются в том числе реквизиты проверочного листа.

В каких случаях применяются проверочные листы?

Проверочные листы могут применяться только при проведении плановых проверок, внеплановыми проверками на вопросы проверочных листов согласно Закону № 294-ФЗ не предусмотрены.

Что входит в проверочный лист?

Существуют общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (далее – Требования) – они Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177. Форма проверочного листа не утверждена – она может быть любая. А вот ее содержание подробно прописано в п. 4 Требований.

Проверочный лист, в частности, должен содержать: указание вида контроля (надзора), вида (видов) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно сферу применения формы проверочного листа. В форме также приводятся соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты НПА (с указанием их структурных единиц, которыми определены обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами). Например, вопрос проверочного листа Роструда об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты соотносится с абз. 1 п. 10 Правил охраны труда сварщиков.

Читайте также

  • Новшества при проведении плановых проверок работодателей
  • Как не следует вести себя при проверках Росздравнадзора
  • Обжалуем результаты проведенной проверки контрольного органа
  • Готовимся к проверке

Формы проверочных листов, как правило, включают три варианта ответов на вопросы: «да», «нет» либо «н/р» (или «не относится»).

Если требование выполняется, то ставится отметка «да».

По отметке «нет», свидетельствующей о несоблюдении обязательного требования, могут понадобиться соответствующие пояснения, которые должны отражаться в акте проверки в разделе «Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований».

Некоторые листы содержат указания «расшифровки» ответов типа «н/р» (или «не относится»). Так, в проверочном листе применяемом при осуществлении федерального государственного экологического надзора, при ответе на вопрос № 22 – о получении положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на определенные объекты (они перечислены в вопросе) отметка «н/р» может быть поставлена, если проверяемое лицо не эксплуатирует объекты размещения, обезвреживания либо эксплуатирует данные объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в связи с этим отсутствует обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы). А в случае, когда у проверяемого отсутствуют источники выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отметка «н/р» ставится в ответе на вопрос об установлении предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) и т. д.

К сведению: Некоторые вопросы чек-листов касаются наличия у юридического лица документов.

В связи с этим следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица представления документов и (или) информации (включая разрешительные документы), которые могут быть получены ими самостоятельно в рамках межведомственного Иными словами, контролеры не могут запросить у проверяемого документы, которые также имеются в распоряжении иных госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных данным органам учреждений, например, копию прокатного удостоверения на фильм – в этом случае им следует обратиться в Минкультуры, сведения об отсутствии (наличии) задолженности по взносам, по пеням и штрафам выдает ПФ РФ, сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности запрашиваются у Росстата. С полным списком документов, получаемых контролерами по системе межведомственного электронного взаимодействия, можно ознакомиться в Перечне, утвержденном Правительством РФ.

Проверочные листы могут быть оформлены в виде если это предусмотрено положением о виде федерального госконтроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального госконтроля (надзора), вида муниципального контроля. Тогда они должны быть подписаны усиленной (п. 5 Требований).

Кто разрабатывает и утверждает проверочные листы?

Проверочные листы разрабатывают и утверждают на основании Требований органы государственного контроля (надзора) – эта обязанность установлена ч. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ. Так, Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 утверждены 107 форм проверочных листов «на все случаи жизни» – от контроля порядка оформления на работу до соблюдения гарантий медработников. А Приказом Росприроднадзора № 447 данных форм утверждено 7.

При проведении совместных проверок могут применяться сводные списки контрольных вопросов . В этом случае чек-листы разрабатываются и утверждаются несколькими органами контроля (надзора) (п. 5 ст. 7.1, ч. 11.4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Можно ли ознакомиться с контрольными вопросами до проверки?

Предполагается, что все формы проверочных листов будут опубликованы на официальном правовой информации pravo.gov.ru. На органов государственного контроля (надзора) можно будет ознакомиться с чек-листами. Так проверочные листы Роструда находятся на сайте rostrud.ru в разделе «Федеральная служба по труду и занятости / О Роструде / Деятельность».

Данная форма контроля рассматривается и как профилактическая, поскольку позволяет провести самооценку выполнения обязательных требований до прихода инспектора и своевременно устранить недостатки.

Формы чек-листов уже начали использоваться для разработки и размещения в Сети интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами самопроверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Так, Роструд запустил сервис Онлайнинспекция.рф, где работодатели, например, могут проверить себя на предмет правильности составления трудового договора или воспользоваться сервисом «Электронный инспектор», чтобы оценить соблюдение требований по всем «трудовым» направлениям. Кстати, на этом же сервисе есть рабочая ссылка на проверочные листы Роструда.

По каким видам надзора будут заполнять листы?

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа устанавливается федеральным органом Правительством РФ. В этих формах (обычно в п. 5) прописываются и виды надзора, по которым заполняются проверочные листы.

Когда в приказе предусмотрено проведение федерального государственного надзора без указания конкретных видов , заполнению подлежат все проверочные листы.

В случае если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного надзора в части отдельных его видов (так, у Росприроднадзора это может быть земельный, геологический надзор и т. д.), то, во-первых, заполняется форма проверочного листа по общим вопросам федерального государственного экологического надзора, а во-вторых, соответствующие формы по видам надзора.

А если объектов проверки несколько?

Место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) используемые юридическим лицом проверяемые производственные объекты обычно указываются в п. 4 формы проверочного листа. При проведении проверки по нескольким адресам или в отношении нескольких производственных объектов все они должны быть названы в проверочном листе.

В отношении отдельных объектов, отнесенных к категориям умеренного риска, чек-листы могут не применяться до 01.07.2018. В первую очередь это касается объектов проверки Росприроднадзора (федеральный государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях природных территорий федерального значения, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения и т. д.) и пожарного надзора.

Если объекты не подпадают под положение о применении списка контрольных вопросов при проверках, то они, соответственно, не указываются в форме проверочного листа.

Независимо от количества адресов мест осуществления деятельности и производственных объектов у проверяемого лица чек-лист по результатам проверки по каждому направлению надзора заполняется один.

Оформление результатов проверки с использованием проверочного листа

Заполненный по результатам проверки чек-лист должен быть приложен к акту проверки – он оформляется вместе с актом непосредственно после ее завершения (ч. 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Экземпляр акта с приложением копии чек-листа передается руководителю или иному должностному лицу объекта проверки. Если такие лица отсутствуют или отказываются дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, то акт (с приложением копии проверочного листа) направляется на адрес объекта проверки почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если проверяемый не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки (в том числе с информацией, указанной в чек-листе), то в течение 15 дней с даты получения своего экземпляра он может представить в соответствующий орган госконтроля (надзора) в письменной форме свои возражения (ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

Предполагается, что введение нового способа контроля сделает проверки более прозрачными, поскольку предмет проверки будет четко обозначен до ее начала и известен проверяемому лицу.

Впоследствии планируется, в частности, проведение анализа чек-листов на предмет: выявления фактов чрезмерного административного давления на проверяемых лиц; выявления избыточных, устаревших, дублирующих обязательных требований.

Применение чек-листов не должно привести к предъявлению дополнительных требований к юридическим лицам при проведении проверок, поскольку, как и до их применения, должностные лица будут проверять соответствие объектов существующим обязательным требованиям.


должностные лица