Русская духовная семинария во франции. Духовно-образовательный центр имени преподобной женевьевы парижской. Поступление в семинарию


Случайно попали на католический телеканал «К.Т.О.» и с некоторым недоумением увидели передачу, где в главных ролях выступал ректор патриархийной семинарии в Париже, иеромонах Александр Синяков. Только потом сообразили, что это связано с пресловутой «Неделей молитв за единство христиан», которая лет 30 назад была очень популярна и которой СМИ, во всяком случае во Франции, уделяли большое внимание, но которая сегодня проходит сравнительно незаметно, оттого мы просто об этом и не думали.

Почему смотрели именно "с недоумением" ? Вполне понятно было бы застать на католическом телевидении интервью Александра Синякова, или его разговор с каким-нибудь собеседником на церковную или духовную тему. Ничего в этом удивительного или предосудительного не было бы. Но тут Александр Синяков был с группой семинаристов-хористов в католическом храме, что тоже не было бы удивительным или предосудительным, если бы он там служил для православной паствы. Но тут о служил ndash; можно именно так без преувеличений сказать, хотя, правда, не в облачении - не перед православными, а перед католическими монахинями. И служил не один, а попеременно с католическим священником. Мы помним, как в "славные" времена проходила эта «Неделя». Главными участниками, как правило, были католики и протестанты, но очень ценилось, и даже необходимо было иметь на таком собрании хоть одного православного, который специально к этому случаю являлся в рясе, даже если обычно всегда ходил в штатском. Сажали этого православного заложника на почётное место, давали ему в руки книжечку с последованием своеобразного экуменического обряда, в определённое время он вставал, шёл к микрофону и читал какой-нибудь отрывок Священного Писания, часто из Ветхого Завета, а в конце мероприятия, все вставали, воздевали руки вверх и все вместе читали молитву Господню. Более менее та тогда тмечалась эта «Неделя». Но то, что нам тут дано было видеть, выглядело совсем по иному.

Моление началось со вступительного песнопения исполненного смешанным хором. Оказалось что, переливавшиеся с голосами католических монахинь мужские голоса принадлежали русским семинаристам, а человек стоявший в алтаре в чёрном балахоне, которого только с натяжкой можно было назвать рясой, оказался православным священником, ректором Парижской семинарии, иеромонахом Александром Синяковым. Всё последование припомнить не можем, но "служба" велась то католиком, то православным. Прозвучало пение Блаженств, затем иером. Александр прочёл выдержку из книги Бытия о Вавилонской башне. После чего долго и, надо признаться, умно он проповедовал, часто ссылаясь на св. Максима Исповедника, но предлагая иногда новаторские умозаключения, как например, что св. Максим является самой крепкой связью между Западом и Востоком, направляя как бы мысль аудитории на то, что является он чуть ли не предтечей экуменизма. Нам казалось, что память сего дивного святого, сказавшего однажды своим мучителям «я думаю не об единении и разделении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры», корее ассоциируется с его безстрашным исповеданием веры и безусловной защитой чистоты и единственности церковного учения, за что ему отрезали даже язык и подвергли его разным жутким пыткам. После проповедипочему-то послышалось пение Херувимской песни, затем католик провозгласил на православный манер своеобразную экуменическую ектению, на каждое прошение которой все присутствующие отвечали «кирие элейсон ». Затем хор семинаристов пропел ещё Трисвятое и Отче наш. Александр Синяков провозгласил: «Господу помолимся», прочёл заключительную молитву и экуменическое моление закончилось Богородичным песнопением, исполненным всё теми же православными семинаристами...

Как-то очень странно и неестественно упоминать имя св. Максима Исповедника в рамках такого молебног пэчворка не правда ли? Как и странно видеть такое со стороны православного ректора и семинаристов, будущих православных пастырей...

Это неординарное моление, совершенно выходящее за рамки допустимого в Церкви, тем не менее не является каким-то неожиданным исключением в практике этой семинарии и её молодого ректора. Сразу приходит в память скандал, разыгравшийся всего три месяца после открытия этой семинарии в Париже. В открытом письме, широко распространённом по интеренету в январе 2010 г., один из студентов, Андрей Серебрич, прямо и без прикрас изложил причины своего ухода из семинарии так как считал «продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным и потому неприемлемым». Аргументация семинариста тем более убедительна, что, как он сам пишет в заключении письма, никаких претензий личного характера к руководству семинарии не имеет.

Можно себе представить, что не один молодой русский семинарист внутренне завидовал тем счастливцам, которым удалось пройти строгую селекцию и быть направленным в Париж, что даёт ещё более убедительности и веры в правдоподобность свидетельства этого семинариста.Ведь привлекательная сила Франции, и в частности Парижа, не пустое слово. Помнится воодушевлённое письмо великого Н.М. Карамзина, написавшего 2 апреля 1790 г. : «Я в Париже!» Эта мысль производит в душе моей какое-то особливое, быстрое, неизъяснимое, приятное движение… «Я в Париже!» - говорю сам себе и бегу из улицы в улицу, из Тюльери в поля Елисейские, вдруг останавливаюсь, на все смотрю с отменным любопытством: на домы, на кареты, на людей. Что было мне известно по описаниям, вижу теперь собственными глазами - веселюсь и радуюсь живою картиною величайшего, славнейшего города в свете, чудного, единственного по разнообразию своих явлений».Молодой семинарист Андрей, хоть и с меньшим восторгом, вспоминает с какими надеждами он сюда приезжал: «Мы, когда ехали учиться в семинарию, думали, что эта семинария будет светом православия для западноевропейского католического и протестантского мира, местом проповеди православных ценностей для секулярного европейского общества». Но разочарование пришло очень быстро: «К сожалению, семинария на данный момент не является ни в вероучительных, ни в дисциплинарных, ни в житейско-бытовых вопросах местом православного свидетельства».

Что именно оттолкнуло православную душу от этой семинарии? Именно то, что продолжает безнаказанно творить её ректор вплоть, как мы видим, до этих дней: не только братание с католиками, но как он сам пишет - навязывание учащимся явно неправославных учений и воззрений. Судя по утверждениям семинариста, для ректора нет определённого православного учения об исхождении Святого Духа, и Символ Веры можно произносить filioqu или без. После посещения лекции в католическом парижском университете, ректор согласился с тем, что Введение во храм Пр. Богородицы - всё же один из Двунадесятых праздников! - не имеет исторического обоснования и носит лишь символический характер. Семинаристам вменяется в обязанность при встрече с католическими епископами брать благословение и целовать им руку, им возбраняется свидетельствовать католикам о Православии, в день Рождества Христова, 7 января, им пришлось присутствовать на лекции в Парижском университете, чтобы не обидеть «братьев-католиков».

Скандал, вызванный письмом вышел далеко за стены семинарии и возмутил многих патриархийных прихожан Франции, требовавших разъяснений у иерархии о происходящем в семинарии, но все эти протесты не возымели никакого результата. Надо ли удивляться? Конечно нет, ибо Синяков ничего не делает предосудительного с точки зрения своего патриархийного начальства. Может быть только не осторожен, но его поведение имеет полную поддержку всех ступеней иерархии, вплоть до патриарха.

И эти регулярно повторяемые "неосторожности" только внушают доверие к упрёкам, выдвинутым Андреем Серебричем. Не сам ли Синяков шутя определяет себя в католической прессе «полудоминиканцем, полуправославным». Но шутка ли это? Значительно раньше, в ведущей французской католической газете La Croix, в 1999 году, он сам рассказывает, что, будучи послушником(!) в доминиканском монастыре в Тулузе: «Я, в конечном счёте, причащаюсь совместно с католиками, сохраняя свои православные убеждения» … Сегодня, немного возмужав, не говорит уже открыто о том, что причащается у католиков, зато в интервью газете Le courrier de Russie от 16 января 2013 г. продолжает в том же духе, что его желание это создать смешанную православно-католическую семинарию и возлагает надежды, что раскол между Востоком и Западом скоро кончится, так как это разделение причиняет ему большое страдание, так как не может разделять своё священство с друзьями католическими священниками.

За ширмой - надо признаться весьма прозрачной - официальных слов руководства МП о выходе из экуменического движения, на что клюнули некоторые чрезмерно наивные глупцы, есть факты, неоспоримые факты. Это слова второго лица Патриархии, Илариона Алфеева, открыто признающего полноту благодати у католиков: «У нас (с католиками) фактически существует взаимное признание Таинств. У нас нет общения в Таинствах, но мы признаем Таинства... Если католический священник обратится в православие, мы его принимаем как священника, мы не рукополагаем его заново. А это значит, что де факто мы признаем „таинства“ католической „церкви“». «У нас» это надо понимать у Гундяева, у Алфеева, у Синякова и прочих совершенно сошедших с церковных рельсов патриархийцев, но никак не у Православной Церкви и у православных.

То, что сейчас творится в МП - просто страшно. Это опаснее самого сергианства, это полное извращение православной веры.

Поэтому, то что творится в Парижской семинарии можно считать, как бы лабораторией того, чем является вся МП с Гундяевым во главе. Можно ли упрекать Синякова в том, что его семинаристы должны целовать руку католическим епископам и брать у них благословение, когда каждый может видеть на видео-ролике по интернету, как Гундяев целует руку Папе римскому … В цитируемом выше недавнем интервью, Синяков так и говорит о своём патриархе: «Духовно я очень близок к нему. Он сделал из меня то, чем я являюсь сегодня, благодаря ему я управляю этой семинарией. Я его очень люблю, для меня это отец, он меня родил» …

Не зря, кем-то было очень верно сказано, что эта семинария является своего рода "православным МГИМО". Молодые семинаристы не тольков ней воспитываются в неправославном духе, но и в нерусском духе. На самом деле весьма далёк по м i ровоззрению Александр Синяков от Ф.М. Достоевского, для которого быть русским это быть православным. Для Синякова никак нельзя связывать русскую идентичность с православием, ибо есть множество русских идентичностей, не только православная, а мусульманская, безбожная и такое разнообразие может быть богатством (!) - без всякого стеснения говорит ректор...

В заключение о трагической картине МП, трагической в самую первую очередь для верующих в ней состоящих, а наипаче для тех, кто пять лет назад в неё влился и безумно продолжает представлять это духовное преступление как реализацию Божией воли, процитируем слова Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Митрополита Агафангела: «Признание латинской ереси в МП, к сожалению, носит, как теперь говорят, системный характер. То есть, эту ересь исповедует весь правящий в МП клан Патриарха Кирилла, а они это "исповедание" восприняли от своего учителя Никодима (Ротова). До времени это было в достаточной мере подспудно, а сейчас открыто вышло наружу. Это уже, действительно, настоящий конец МП, без всякой надежды на исцеление. /.../ С таким человеком (Алфеевым), вне всякого сомнения, уже нельзя совместно молиться, поскольку признавая полноту благодати у католиков, он автоматически признает и все их ереси в качествеправославного вероучения. То есть, Иларион (Алфеев) самый натуральный еретик. Помолившийся же с еретиком, по правилам св. отцов, отлучается от Церкви. Это касается как сослужащих с еретиком Иларионом, так и молящихся в храме во время его кощунственного "богослужения"». Добавим от себя - как и сослужащих ему бывших зарубежных епископов с Иларионом (Капралом) во главе, как это имело место в Лондоне, о чём мы писали в предыдущей статье.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Оригинал , прочитал благодаря

Интервью c ректором Парижской духовной семинарии иеромонахом Александром (Синяковым).

— Отец Александр, Парижская духовная семинария, которую Вы возглавляете, занимает особое место среди всех духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В чем, по Вашему мнению, заключается ее уникальность?

— Наша семинария была создана в 2007 году, но открыла свои двери лишь два года назад. Инициатором создания русской семинарии в Париже был митрополит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Идея была следующая: одновременно сочетать обучение в светских учебных заведениях, университетах Парижа (Париж, как известно, богат светскими учебными заведениями, в которых изучаются религиозные науки: патристика, библеистика, история Церкви и т. д.) и одновременно обучение в духовной школе Московского Патриархата, организованной согласно критериям Учебного комитета, по правилам Священного Синода, которая даёт каноническое духовное образование студентам, стремящимся к церковному служению. На основании этого и была создана наша семинария, и она в этом плане остаётся уникальной, потому что всего две семинарии Московского Патриархата существуют вне канонических границ Русской Православной Церкви: одна – в Джорданвилле (в Соединённых Штатах Америки) и наша семинария – в Париже. Но семинария в Джорданвилле сейчас как раз функционирует по российскому дореволюционному образцу, как автономное учебное заведение, в котором студенты обучаются внутри, в стенах монастыря. Наша семинария – не автономное учебное заведение, а коллегиум, существующий при светских и церковных университетах («университетская семинария»). Сейчас мы начали всего лишь третий учебный год, т. о. мы совсем молодое учебное заведение. В настоящее время в нашей семинарии обучается 22 студента. Каждый год мы принимаем в среднем 7 человек. Иногда чуть больше. Студенты в основном из России, Украины, Молдавии, есть студенты из русской иммиграции в Западной Европе, и есть студенты из западных стран, которые приняли Православие. Сейчас у нас три таких студента: один — из Колумбии (уже дьякон), второй – из Ганы, который был только что рукоположен во священники (Александрийский Патриархат) и скоро покинет стены семинарии, чтобы посвятить себя церковному служению, а третий — из Гаити, который сейчас ожидает свою студенческую визу.

— Если позволите, несколько слов о самом здании семинарии. Насколько известно – это бывший католический монастырь?

— Это здание XVII-XVIII вв., которое действительно было католическим монастырём. Символично, что община этого монастыря создавалась для просветительской (преподавательской) миссии. Сестры переехали в другие монастыри, в том числе в Париж. Теперь русская семинария устроилась в этом помещении. Только 1 августа этого года Русская Православная Церковь стала владельцем здания и всей прилегающей к нему территории. Теперь это территория принадлежит Корсунской епархии, представляющей Московский Патриархат на территории Франции. Это большое здание, в котором существует 25 студенческих комнат и пять комнат для преподавателей и священников, приезжающих в семинарию. Сейчас у нас здание заполнено практически полностью, потому что мы стараемся создать такие условия студентам, чтобы у каждого была своя комната. Это необходимо для их научной работы. У нас сейчас 22 студента, это означает, что у нас всего осталось 3-4 свободных комнаты.

— Каков распорядок дня студентов Парижской духовной семинарии? Как строится духовная жизнь студентов?

— Мы стараемся дать студентам широкую свободу для организации распорядка дня, потому что студенты обучаются в разных учебных заведениях. Одни студенты обучаются на подготовительном курсе, другие уже на бакалавриате. Некоторые учатся на факультете философии Парижского университета Сорбонна, некоторые на факультете богословия Католического Парижского университета или в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Есть студенты, которые обучаются на магистратуре, в основном при Сорбонне, или же те, которые приступили к написанию докторской диссертации. Поэтому у каждого студента своё расписание, но есть основные пункты программы, которые обязательны для всех. В частности, особенностью нашей духовной школы является то, что рабочий день семинариста начинается со служения Божественной литургии каждый день, за исключением Великого поста, когда устав не предусматривает ежедневного совершения литургии (в такие дни мы совершаем утреню). Она совершается не долго — около полутора часов, хотя мы служим её целиком. Все студенты по возможности участвуют в литургии. Заканчивается учебный день семинарии вечерней, которая служится каждый день в 7 часов вечера. Кроме того, общими являются у нас трапезы. На обед попадают, естественно, не все, так как многие университеты находятся в Париже, и тогда студенты обедают в университетских столовых, где у них есть возможность пообщаться со светскими студентами и немного заняться христианской миссией. А вечером обычно все присутствуют на ужине. Естественно, в субботу-воскресение мы совершаем положенные службы литургического цикла. Время от времени часть наших студентов ездит помогать приходам Русской Православной Церкви или же приходам других юрисдикций Православной Церкви во Франции, набираясь тем самым опыта пастырства и организации прихода.

— Существует ли в Парижской семинарии такие должности, как проректор по воспитательной работе, инспектор, дежурный помощник инспектора? Несколько слов о самом воспитательном процессе.

— У нас есть инспектор, отец Сергий Борский, — выпускник Смоленской духовной семинарии и Римского Библейского Папского университета. В условиях западного контекста мы с отцом Сергием стараемся развивать у наших студентов не столько страх перед дисциплиной и наказанием со стороны инспекции, сколько ответственность за то, что они — будущие православные священники — в иностранном, инокультурном контексте представляют Русскую Православную Церковь, русскую культуру, Россию вообще или свою страну, и что по ним, по их поведению, по тому, как они учатся и общаются с людьми в Университете, будут судить вообще о Русской Православной Церкви. Именно это чувство ответственности мы стараемся развивать в наших студентах. Мы видим миссию нашей семинарии в том, чтобы помочь студентам, во-первых, познакомится с другой культурой, с другой университетской методологией, встретиться с христианами других Церквей, с представителями других религий, во-вторых, укрепиться в своей собственной духовной культуре, в своих корнях, в своей православной вере, подготовить себя к христианской православной миссии, чтобы рассказывать о Православии на понятном западному человеку языке.

— Каков профессорско-преподавательский состав семинарии?

— Наши студенты приблизительно две трети лекций прослушивают в университетах Парижа, и треть лекций – в семинарии. В самой семинарии у нас преподаёт 14 преподавателей богословско-канонических наук, и около 10 преподавателей французского, английского языков, в основном, это носители данных языков. Среди преподавателей у нас есть представители русской иммиграции, духовенства Корсунской епархии, которые имеют университетский опыт или которые занимаются преподавательской или научной деятельностью, потому что на Западе, как вы знаете, очень часто православные священники имеют светскую работу, в частности, некоторые из них является преподавателями либо работают в научных структурах Французского государства. Кроме того, у нас с прошлого года преподаёт декан Свято-Сергиевского богословского института. Секретарём Учёного совета семинарии является священник Сергий Модель, секретарь Брюссельско-Бельгийской епархии. Каноническое право у нас преподает иеромонах Амвросий (Макар), бывший проректор Киевской духовной академии, а сейчас настоятель православного храма в Милане. Кроме того, мы дополняем еженедельные лекции и ежемесячные семинары субботними лекциями. Каждую субботу мы приглашаем специалистов из разных стран, из разной среды, конфессиональной и университетской, рассказать о своих исследованиях. И эти субботние лекции обязательны для всех семинаристов.

— Посещают студенты семинарии общехристианские святыни Франции?

— Да, это является одним из важных элементов пребывания семинаристов во Франции и их обучения, формирования духовного сознания. Мы очень часть ездим, принимаем участие в паломнических поездках. Хор нашей семинарии очень часто поёт во время паломничеств по святыням Франции. Например, в день памяти святых мучениц Софии и её дочерей Веры, Надежды и Любови, хор наших семинаристов пел на православной литургии в городе Эшо, где хранится небольшая частица мощей мучениц. Это один из примеров таких поездок. Естественно, мы с семинаристами несколько раз в год совершаем паломничество к терновому венцу Спасителя в соборе Парижской Богоматери. С этого учебного года у нас заключено соглашение с руководством собора, согласно которому во всех выносах тернового венца будет обязательно принимать участие студент нашей семинарии и координировать православную часть паломничества, т. к. приезжает много православных священников, в том числе из соседних стран (Германии, Бельгии, Италии, России и др.). Мы стараемся ездить и в другие места и делаем это регулярно.

— Несколько слов об историческом значении визита приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Францию.

— Визит Патриарха Алексия II во Францию стал началом совершенно новой эпохи для жизни Корсунской епархии. Именно с того момента она стала намного более заметна, как в межправославном, так и в межхристианском контексте Франции. Визит приснопамятного Святейшего Владыки дал огромный стимул для развития нашей епархии. Именно тогда зародился проект постройки нового православного собора в Париже, именно тогда впервые обсуждалась идея создания семинарии в Париже. Таким образом, всем нынешним самым важным проектам Корсунской епархии придал импульс именно визит Святейшего Патриарха Алексия, к тому же он вызвал огромный интерес французских христиан по отношению к Русской Православной Церкви, потому что на молебен перед терновым венцом Спасителя в соборе Парижской Богоматери собралось огромное количество людей — около 5 тысяч. Собор был заполнен полностью. Люди стояли и на паперти. Представьте, что значит заполненный Собор Парижской Богоматери. Это говорит о многом. Среди них были православные христиане различных юрисдикций: и Русской Православной Церкви, и Румынской, и Константинопольской и т. д. Это были представители других христианских Церквей, которые пришли поприветствовать Патриарха Московского. Были даже люди, далекие от христианства, но которых заинтересовала историчность этого визита. Это действительно было потрясающе – видеть Патриарха Московского, входящего в главные, центральные врата Собора Парижской Богоматери, которые открываются редко. В прошлом году состоялось еще одно историческое событие – впервые со времён императора Николая II для поклонения терновому венцу Спасителя Собор Парижской Богоматери посетил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Интересно, что настоятель собора по этому случаю даже просмотрел чин, по которому принимали императора Николая, адаптировал его.

— На какой стадии на данный момент находится строительство русского культурно-просветительского центра в Париже?

— Это крупный исторический проект. Российская Федерация приобрела замечательный участок в центре Парижа, прямо на берегу Сены. Сейчас там располагается метеорологическая служба Франции, которая должна переехать к концу этого года. В декабре 2011 года метеорологическая служба переезжает в новое здание. Это здание освобождается. Часть его будет разрушена для постройки храма, который будет собором Корсунской епархии, главным храмом Русской Православной Церкви в странах Западной Европы. Часть здания будет переоборудована под епархиальное управление, под духовно-культурный центр, под аудитории, в том числе и для нашей семинарии, для приходских помещений. Планируется в течение следующего 2012 года получить разрешение на строительство и согласовать все проекты. Ориентировочно, в 2013-14 году планируется провести строительные работы, чтобы к 2014-15 году собор и прилегающий к нему комплекс могли уже использоваться.

— В средствах массовой информации не утихают дебаты по поводу исламизации Западной Европы. Вспомним, например, довольно неоднозначный роман-антиутопию Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери». Так ли это на самом деле?

— Мне кажется, необходимо несколько релятивизировать утверждение об исламизации Европы, которая в разных пропорциях происходит в странах Европы. Во Франции, например, мусульмане присутствуют в большом количестве, но в пропорциональном соотношении их вряд ли больше, чем, например, мусульман в Российской Федерации. Особенность Франции, по отношению к другим странам, заключается в том, что это страна с известным имперским (колониальным) прошлым. Поэтому мусульмане, которые на данный момент присутствуют во Франции, — это не столько эмигранты, приехавшие на заработки во Францию, сколько выходцы из бывших французских колоний. Это люди, которые родились французами. Ситуация, более или менее, похожа на ту, которая существует в Российской Федерации, где большинство мусульман не просто эмигранты, а люди, родившиеся в России. Опыт интеграции мусульман во французское общество на данный момент мне кажется более значительным, чем в соседних европейских странах. Сейчас правительство Франции серьезно взялось за вопрос исламского присутствия в обществе и соотношения между этой религией и французской традицией светскости. Французское государство помогает строить мечети, но в то же время запрещает намаз на улице. Что парадоксально, при католическом университете Парижа по инициативе французского государства было открыто отделение для повышения квалификации будущих или действующих имамов. Франция не любит принимать имамов из-за границы и стремится допускать к проповеди на своей территории только тех, кто прошел обучение на факультете Католического Университета.

— Миллионная месса, двухмиллионный хадж…Вспомним, например Всемирный день молодежи Римско-Католической Церкви, который проходил в августе в Испании, собравший 1,5 миллиона молодых людей. Что же объединяет такое множество молодежи одного вероисповедания в одно время в одном месте и чего не достает нам?

— Я тоже часто задавался этим вопросом. Даже в такой секуляризованной стране, как Франция, где отношение к христианству довольно двойственное, Католической Церкви удается собирать большое количество молодых людей. Я помню, когда умер папа Иоанн Павел II, я в то время преподавал историю русской цивилизации и Русской Православной Церкви в университете Сорбонна, в день его похорон перед папертью собора Парижской Богоматери был установлен огромный экран, и каждый, кто не смог по тем или иным причинам поехать в Рим, мог посмотреть церемонию отпевания. Показательно, что из сорока моих студентов, в которых я был уверен, что они были непрактикующими католиками, на лекцию пришло совсем мало, все остальные были на паперти собора и смотрели церемонию отпевания. Любовь к таким крупным, массовым религиозным мероприятиям очень сильна среди католической молодежи на Западе, но это, к сожалению, отрицательно сказывается на еженедельной церковной практике. В будущем это может распространиться и на молодых людей Православной Церкви. То есть молодые православные будут менее регулярно посещать богослужения, предпочитая участие в крупных религиозных событиях. Это новый вызов для пастырства в Западной Европе, и нам приходится учитывать подобные влияния, напоминая о важности для христианина активного и регулярного участия в Трапезе Господней.

5 октября в одной из духовных семинарий Русской Православной Церкви начинается учебный год. Событие, которое многие могли бы отнести к разряду рядовых и даже непримечательных. В этом, безусловно, был бы резон, если бы не несколько «но». Во-первых, учебный год в этой семинарии начинается впервые. Во-вторых, семинария не только расположена довольно далеко от России, но и находится в тех краях, где никогда не было духовных школ Московского Патриархата, – во Франции. В пригороде Парижа, на улице, носящей имя святой покровительницы французской столицы, почитаемой в лике святых и Православной Церковью, – святой Женевьевы.

Комплекс семинарских зданий на улице святой Женевьевы в городке Эпине-су-Сенар расположен сравнительно недалеко от местного железнодорожного вокзала. Из центральных районов Парижа сюда можно добраться региональной электричкой (РЕР). Двухэтажный поезд всего за 30–35 минут довезет вас до небольшой станции Брунуа. Недалеко от станции в направлении рю сан Женевьев начинается красивая пешеходная дорожка с аккуратно уложенным асфальтом и пышной растительностью вокруг. Через семь-восемь минут пути дорожка уступает место обычной городской улице, по которой до семинарии надо идти еще минут пять. Массивный комплекс с зелеными воротами и высоким забором заметить нетрудно: господствуя над окружающей местностью, он сразу бросается в глаза.

Совсем недавно в этих зданиях XVII века с 90 комнатами и с примыкающим к ним парком в 4 гектара, садом и огородом размещался католический женский монастырь. Монастырь понемногу увядал: год за годом уменьшалось число его насельниц. Наконец монахини, которых осталось всего двенадцать, перебрались в помещение поменьше. Опустевший комплекс в Эпине-су-Сенар, по договоренности с католической епархией Иль-де-Франса, был предоставлен в аренду Русской Православной Церкви. Специально для размещения в нем духовной семинарии.

Пока договор аренды с католиками заключен на один год. С возможностью продления и с перспективой выкупа здания в собственность. И хотя размер арендной платы отнюдь не символичен (250 тысяч евро в год), в эту сумму «умещаются» все коммунальные услуги и электричество. Деньги для оплаты текущих расходов семинарии поступают благодаря частным пожертвованиям. В том, что столь щедрые спонсоры и благотворители нашлись, немалая заслуга архиепископа Иннокентия (Васильева), управляющего Корсунской епархией.

Наверное, тот факт, что на Западе впервые в истории появилось духовное учебное заведение Московского Патриархата, не может не порадовать православного человека. Хотя, конечно, не всем это событие пришлось по душе. Известно, что открытие семинарии вызвало немало вопросов. В том числе вопросов недоуменных. Во-первых, зачем? «Зачем нужна семинария? Ведь во всей Западной Европе приходов Московского Патриархата не намного больше, чем в средней епархии в России», – говорят сомневающиеся. Во-вторых, непонятно, почему местом расположения семинарии был избран именно Париж. Что мешало учредить семинарию, скажем, в Берлине, Риме или Лондоне? Эти вопросы я адресовал иеромонаху Александру (Синякову), ректору семинарии, в первые же минуты нашей беседы.

– Есть несколько причин, по которым было решено открыть семинарию во французской столице, – объяснил мне отец Александр. – Во-первых, Париж – центр самой крупной епархии Московского Патриархата за пределами СНГ (не считая Берлинской). Во-вторых, в Париже максимально сконцентрированы интеллектуальные ресурсы русской эмиграции. Свою роль сыграло то, что у нас сложились хорошие отношения с Католической Церковью. Наконец, нам было проще наладить отношения со светскими учебными заведениями – с той же Сорбонной, где я преподавал. Если же говорить о самом факте учреждения семинарии на Западе, то надо иметь в виду, что мы готовы принимать представителей всех епархий Московского Патриархата, а не только тех, что находятся на территории Западной Европы. Но принимать с таким расчетом, чтобы дать возможность обучения во французском интеллектуальном университетском контексте.

Справка . Иеромонах Александр (Синяков) родился в 1981 году в Левокомском районе Ставропольского края (Россия). Окончил Тулузский университет, Свято-Сергиевский богословский институт и парижский университет Сорбонна (все три – во Франции). Свободно владеет французским, английским, немецким и греческим языками. В сентябре 2003 года рукоположен в иеродиакона, в ноябре 2004 года – в иеромонаха. Служил в Париже, будучи секретарем Корсунской епархии по связям с общественностью, прессой и религиозными организациями. С 2002 по 2005 годы преподавал русскую цивилизацию, историю Церкви и древнеславянскую филологию в Сорбонне. Решением Священного Синода в апреле 2008 года назначен ректором духовной семинарии в Париже.

Чем больше я слушаю рассказ отца Александра, тем рельефнее вырисовывается передо мной образ уникального характера семинарии. Уникальность явственно проступает даже через тот солидный образовательный пласт, что сформировался к настоящему времени в Русской Церкви. Во-первых, семинария двуязычна. Без французского здесь не обойтись. Для тех, кто французским языком не владеет (или владеет недостаточно), с первых же дней обучения организуются интенсивные курсы. Ведь семинаристам три раза в неделю придется выезжать на занятия в Париж – в Сорбонну и Высшую школу научных исследований. В престижных французских университетах они будут постигать философию, библеистику, историю европейской богословской мысли, патрологию и историю догматов. Причем обучение в светских вузах не сведется к формальному прослушиванию лекций: семинаристам придется сдавать экзамены и писать диссертацию. В случае успешной ее защиты им гарантированы как духовное, так и светское образование: диплом семинарии и степень магистра философии Сорбонны. В стенах же самой семинарии учащиеся будут постигать православное богословие, историю Русской Церкви, каноническое право, русскую философию и ряд других дисциплин.

В-вторых, очевидно, что семинария станет центром подготовки служителей Церкви, владеющих несколькими иностранными языками. Не только древними (еврейским и греческим), но и современными. О французском я уже упоминал. Кроме этого, семинаристам предстоит учить английский, а также еще один европейский язык на выбор (немецкий, испанский или итальянский). Примечательно, что преподавание будет вестись носителями языка.

Наконец (что очень важно в условиях Западной Европы), семинария берет на себя все расходы для студентов, направляемых епархиями или другими духовными школами. Каждому семинаристу предоставляется отдельная (!) комната (с умывальником) и трехразовое питание. Плюс годовой проездной (для поездок на занятия в Париж). Кроме того, в здании оборудуется библиотека, компьютерный зал и беспроводной интернет. Очень необходимый для тех, кто предпочитает работать на личном компьютере.

– Вообще, учреждая семинарию в Западной Европе, мы, безусловно, принимали во внимание и тот факт, что у нас есть много людей из числа эмигрантов, желающих получить духовное образование, – подчеркивает отец Александр. – Я говорю, прежде всего, о детях тех, кто приехал на Запад в 1990-е годы. Учиться в российских условиях эти ребята не готовы. По разным причинам: или родители против, или есть сложности с получением российской студенческой визы, или отпугивают бытовые условия. А Церковь отказаться от этих молодых людей не может. В итоге получалось, что за последние 15 лет многие на Западе были рукоположены в священный сан без духовного образования. Семинария в Париже позволит восполнить этот пробел.

По словам ректора, профессорско-преподавательская корпорация семинарии формируется из лучших специалистов в своей области, проживающих как в странах СНГ, так и на Западе. Лекции здесь будут читать преподаватели из Франции, Италии, Бельгии, Голландии, России и Украины. Среди лекторов – протоиерей Николай Макар из Милана, специалист в области канонического права; протоиерей Сергий Овсянников из Амстердама, специализирующийся на библеистике; иерей Сергий Модель из Брюсселя, известный своими публикациями об истории и современном положении Православных Церквей в Европе.

– Конечно, широкая география проживания наших преподавателей потребует адекватной организации учебного процесса, – подчеркнул ректор. – Скажем, преподаватели из Бельгии и Франции смогут приезжать еженедельно. Преподаватели из Италии – раз в месяц. Но у них будет то же количество часов, что и у еженедельных преподавателей. Просто график проведения лекций и семинаров мы сделаем более плотным.

Кроме студентов, направляемых епархиями и духовными школами, семинария принимает тех, кто готов платить за учебу самостоятельно. Учитывая уровень цен и зарплат в парижском регионе, сумма оплаты невысока – 350 евро в месяц. За эти деньги предоставляется бесплатное жилье (при наличии свободных мест), питание, учебные материалы и безлимитный доступ в интернет. А плата за обучение на экстернате вообще символическая – 250 евро в год.

– На экстернат мы принимаем как мужчин, так и женщин, причем любого вероисповедания. Можем даже атеистов принять, если они пожелают у нас учиться, – улыбается отец Александр. – Срок обучения на экстернате – три года. Выпускники будут получать сертификат семинарии. Обучение строится вокруг триместриальных сессий. Каждый год учащиеся пишут курсовую работу, причем в рамках определенной специализации. Так, первый год посвящен изучению богословских дисциплин, второй – православного богослужения, третий – истории и канонического права. Мы четко разделяем русскоязычную и франкоязычную части экстерната.

– В этом году на экстернат записалось около 50 человек. Две трети из них – на русское отделение, – заметил отец Александр. – На дневное бесплатное отделение мы приняли 15 человек (пять человек из Западной Европы, пять – из России и пять – из других стран СНГ). Кроме того, три человека поступили к нам на платное отделение. В будущем мы планируем набирать на бесплатное отделение не более восьми человек.

В беседе со мной ректор особо подчеркивает, что семинария носит межепархиальный характер. Все архиереи Московского Патриархата в Западной и Средней Европе включены в наблюдательный совет семинарии. Они могут влиять на кадровую политику, а также рекомендовать абитуриентов для учебы на бесплатном отделении. Кроме того, в наблюдательный совет был приглашен (и согласился войти) архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) – управляющий Экзархатом русской традиции Константинопольского Патриархата.

– Действительно, часть представителей Экзархата отнеслась к открытию семинарии негативно, – заметил иеромонах Александр в ответ на мой уточняющий вопрос. – Хотя сам архиепископ Гавриил настроен положительно. Свято-Сергиевский институт разделился: половина преподавателей поддержала открытие семинарии, другая половина встретила это событие без энтузиазма. Очень позитивно восприняли открытие семинарии в Румынской митрополии. Митрополит Иосиф (Поп) будет у нас читать лекции по патрологии. В этом году мы также зачислили на первый курс студента-румына.

Да, в какой-то мере положение семинарии омрачается теми межюрисдикционными проблемами, что не оставляют Западную Европу. Хотя для учебного процесса они, вероятно, не столь существенны. К тому же, семинарии была гарантирована поддержка со стороны французского правительства. А это означает, что для будущих студентов и преподавателей не возникнет особых проблем с получением французских виз. Факт, конечно, немаловажный. Особенно для граждан таких стран, как Россия, Беларусь, Украина, Казахстан и Молдавия.

Конечно, прогнозировать что-то на будущее (даже ближайшее) – дело сложное и неблагодарное. Но мне все-таки думается, что у парижской семинарии есть все шансы стать кузницей интеллектуальных кадров Русской Православной Церкви. Ибо из ее стен будут выходить блестящие богословы, знакомые с западной культурой, владеющие несколькими иностранными языками, понимающие традицию православных нерусского происхождения. К слову, для семинаристов предусмотрены стажировки в приходах других юрисдикций. А в храме самой семинарии богослужения будут совершаться ежедневно.

Кроме того, семинаристам предстоит постигать азы пастырского и социального служения в больницах, знакомиться с миссионерской деятельностью Католической Церкви, учиться работать в школах с детьми. Причем, все это не просто планы, а конкретная реальность, воплощаемая в жизнь благодаря договоренностям, достигнутым руководством семинарии.

Главное, чтобы эти блестящие знания и хорошая подготовка, полученные за пять лет пребывания во Франции, были востребованы не только на Западе, но и на Востоке. Дабы Русская Церковь в странах СНГ могла бы кротко и в то же время мудро и достойно отвечать на вызовы современности. В том числе благодаря той когорте православной интеллектуальной элиты, что с нынешнего года будет готовиться в стенах бывшего католического монастыря под Парижем.

Séminaire orthodoxe russe en France ) - учебное заведение Корсунской епархии Русской православной церкви , готовящее священно- и церковнослужителей . Центр расположен в городе Эпине-су-Сенар , пригороде Парижа .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Русская православная семинария во Франции

Субтитры

История

Предыстория

Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской - не первое образовательное учреждение Русской православной церкви во Франции. Помимо созданного в 1925 году трудами видных деятелей русской эмиграции во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) , который с 1946 года является высшим учебным заведением Западноевропейского экзархата русских церквей Константинопольского Патриархата .

В 1944 году клириком Русской православной церкви Евграфом Ковалевским и его сподвижниками в Париже был создан , который в 1953 году вместе с Евграфом Ковалевским покинул Московский Патриархат .

Семинария в Вильмуассоне просуществовала всего несколько лет. Она была закрыта после ухода на покой в 1963 года её основателя митрополита Николая (Ерёмина), позже в 1973 году была закрыта и обитель .

История

После падения «железного занавеса» и открытия значительного числа новых приходов Русской православной церкви в Западной Европе всё сильнее осознавалась необходимость открытия семинарии для подготовки духовенства специально для зарубежных приходов. Идея о создании семинарии Русской Православной Церкви во Франции получила свое развитие вскоре после пастырского визита в Париж в октябре 2007 года Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . По словам иеромонаха Александа (Синякова): «Во-первых, Париж - центр самой крупной епархии Московского Патриархата за пределами СНГ (не считая Берлинской). Во-вторых, в Париже максимально сконцентрированы интеллектуальные ресурсы русской эмиграции. Свою роль сыграло то, что у нас сложились хорошие отношения с Католической Церковью. Наконец, нам было проще наладить отношения со светскими учебными заведениями - с той же Сорбонной, где я преподавал» .

15 апреля 2008 года, заслушав доклад митрополита Кирилла, Священный Синод Русской православной церкви постановил открытие Православной духовной семинарии в Париже . По словам архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева) : «более года понадобилось нам для того, чтобы решить необходимые организационные вопросы, подыскать помещение, сформировать преподавательскую корпорацию» . По словам ректора Александра (Синякова) «Мы не можем игнорировать тот факт, что, несмотря на очевидную секуляризацию, французская культура и история тесно связана с Католической Церковью. Нам не просто было заинтересовать католических собеседников в проекте создания русской православной семинарии во Франции. Но когда нам это удалось, они согласились нам помочь в поиске помещений, что в настоящее время довольно сложно в парижском регионе с теми ограниченными средствами, которыми располагает Корсунская епархия» . Католическая епархия предложила на выбор несколько десятков зданий. Остановились на доме святой Женевьевы в Эпине-су-Сенар (фр. Épinay-sous-Sénart ), в 21 км к юго-востоку от Парижа . Первые занятия в семинарии начались 5 октября 2009 года . Торжественное открытие 14 ноября того же года возглавил председатель ОВЦС МП архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) .

В начале 2010 года общественный резонанс вызвало открытое письмо бывшего студента семинарии Андрея Серебрича , критиковавшего порядки, заведённые в семинарии её ректором Александром (Синяковым) .

В ноябре 2013 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл учредил специальную комиссию, ответственную за распределение выпускников Русской духовной семинарии во Франции. Комиссия состоит из Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви , руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям , правящего архиерея Корсунской епархии и ректора Парижской семинарии. Решения комиссии представляются на утверждение Патриарха Московского и всея Руси .

13 февраля 2014 года в Русской духовной семинарии во Франции состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между семинарией и Российским православным университетом .

24 декабря 2015 года Священный Синод Русской православной церкви констатировал: «За годы существования этого учреждения сформировались особенности его функционирования, предполагающие проживание и духовное окормление, слушание небольшого количества лекций при получении основного образования в других учебных заведениях Франции. С учётом принципиального отличия указанного учреждения от духовных семинарий Русской Православной Церкви и по итогам инспекции Парижской духовной семинарии Учебный комитет предложил переименовать Парижскую духовную семинарию» и определил считать Парижскую православную духовную семинарию Духовно-образовательным центром имени преподобной Женевьевы Парижской при Корсунской епархии с сохранением права использовать наименование «семинария» .

В ноября 2017 года при духовно-образовательном центре по инициативе друзей семинарии, пап и мам детей франко-русских семей открылась школа дополнительного образования "Феникс" с уроками по русскому языку, развитию речи и чтению, занимательной логике и математике .

Обучение

Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской - уникальное учебное заведение, позволяющее совмещать обучение и научные исследования в светском университете с духовным образованием и богослужебной практикой. Все учащиеся центра обучаются в одном из университетов Парижа, получая дополнительное образование в стенах духовно-образовательного центра. Таким образом, Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской «не автономное учебное заведение, а коллегиум, существующий при светских и церковных университетах („университетская семинария“)» .

Обучение в образовательном центре ведётся на французском и русском языках.

Поступление в семинарию

Кандидаты на поступление в духовно-образовательный центр должны быть крещеными православными христианами, любой национальности.

Зачисление происходит в два этапа:

Учебные программы

Духовно-образовательный центр предоставляет четыре различные программы обучения: Пастырская, Бакалаврская и Магистерская с проживанием в семинарии, а также трехгодичный экстернат.

Подготовительный курс

Подготовительный курс продолжительностью в один учебный год (два семестра), предназначен выпускникам православных духовных заведений (семинарий и академий), готовящихся к обучению по бакалаврской или магистерской программе.

Основными целями курса являются:

Пастырская программа

Утверждённая в сентябре 2013 г. , пастырская программа продолжительностью в два учебных года адресована двум категориям учащихся:

  1. выходцам из западных стран, не имеющим опыта обучения в семинарии и готовящимся к принятию священного сана;
  2. учащимся из стран СНГ с высшим теологическим или иным образованием, но без опыта обучения в пастырских духовных заведениях Московского Патриархата .

Двухгодичный пастырский цикл является полноценной программой, основная цель которого - подготовить кандидата к пастырскому служению, восполнить отсутствие православного духовного образования, учитывая специфику контекста западных стран.

После его окончания, по личному желанию и по благословению священноначалия, студент может продолжить обучение в рамках стандартной модели Парижской православной семинарии: бакалавриат и/или магистратура в одном из университетов Парижа с дополнительным богословским образованием в самой семинарии.

Бакалавриат и магистратура

В декабре 2010 года семинария выпустила последование вседневной вечерни : параллельное издание на славянском и французском языке .

В ноябре 2013 года была опубликована литургия апостола Иакова, брата Господня , также в параллельном издании на славянском и французском языке .

В декабре 2013 года при семинарии было создано Издательство святой Женевьевы (фр. Éditions Sainte-Geneviève ). Издательство ставит перед собой просветительские задачи: познакомить русскоязычного читателя с историей и жизнью Русской православной церкви за рубежом и открыть франкоязычному читателю наследие восточной православной традиции. Издательство публикует книги на французском и русском языках, а также двуязычные издания.

С 2014 года действует интернет-магазин издательства прп. Женевьевы по адресу: www.editions-orthodoxes.fr

В феврале 2014 года в Издательстве семинарии вышла первая книга - «La conversion au Royaume de Dieu. Méditations du Carême» , которая является французским переводом книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Тайна Покаяния. Великопостные проповеди» . Презентация книги состоялась 12 марта 2014 года в резиденции Посла Российской Федерации в Париже .

В ноября 2014 года издательство выпустило книгу прот. Сергия Моделя на русском языке о православии в Бельгии: «Всякая чужбина для них отечество»: 150 лет присутствия Православия в Бельгии (1862-2012 гг.) .

Здание

С 1 сентября 2009 года учебные корпуса духовно-образовательного центра располагаются в доме святой Женевьевы в Эпине-су-Сенар (фр. Épinay-sous-Sénart ), в 21 км к юго-востоку от Парижа . Это здание XVII-XVIII века принадлежало католическому монастырю сестёр-помощниц (фр. ) .

Работы по благоустройству домового храма начались в августе 2011 г. Пол в храме был выложен плитами из белого камня. Алтарная часть храма была расписана мастерами иконописной мастерской Трехсвятительского подворья под руководством Эмилии ван Таак. В октябре 2011 г. в семинарию был доставлен и установлен иконостас, выполненный из резного дерева в московской мастерской «Никопея». Группой иконописцев из Москвы под руководством В. А. Ермилова, преподавателя иконописной школы МДА, была расписана основная часть домового храма семинарии.

Южную стену храма украшает уникальная фреска с житием преподобной Женевьевы (благословение св. Германом Ауксерским , исцеление матери от болезни, посвящение в девы св. Маркеллом Парижским, основание базилики в честь священномученика Дионисия Парижского , принесение хлебов в осажденную столицу). На северной стене изображены Пятидесятница , Сретение и Преполовение Пятидесятницы . Западная стена украшена фресками св. первоверховных апостолов Петра и Павла , фреской Христа, окруженного русскими святителями Алексеем и Петром , и фреской с изображением Пресвятой Богородицы в окружении пророков Моисея и Исайи.

14 ноября 2012 г. в день трехлетия со дня открытия семинарии архиепископ Егорьевский Марк совершил великое освящение домового храма .

Богослужения в домовом храме совершаются ежедневно (в будни дни литургия в 7:30, вечернее богослужение в 19:00; в субботу литургия в 9:00 в 18:00 всенощное бдение; в воскресение и двунадесятые праздники литургия в 10:00) и открыты для всех желающих.

Язык богослужения: славянский и французский.

Святыни храма

В домовом храме находятся мощевик с частицей мощей преподобной Женевьевы. Он бы торжественно передан епископом Понтуазским Жан-Ив Риокре Корсунской епархии для храма Русской духовной семинарии во Франции. Церемония передачи мощей состоялась в кафедральном соборе Святого Макловия города Понтуаз 1 июля 2010 года .

В домовом храме также храниться Шип от Тернового венца Господа Иисуса Христа. Торжественная передача Корсунской епархии реликвария с шипом состоялась в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы 9 апреля 2011 в домовом храме Парижской православной духовной семинарии . Святыня была дарована русской семинарии Конгрегацией Сестер-помощниц (фр. Société des Auxiliatrices des âmes du Purgatoire ), ранее занимавшей монастырь преподобной Женевьевы в Эпине-су-Сенар, в котором ныне располагается семинария.

Шип от Тернового венца Господня запаян в капсулу из горного хрусталя, которая вставлена в крест из массивного позолоченного серебра. Вместе со святыней сестры передали духовной школе старинные и современные документы, посвященные истории этого Тернового шипа.

Конгрегация Сестер-помощниц получила святыню в дар от архиепископа Венского в 1960 г. Реликварий, содержащий этот Терновый шип, был вывезен из Франции во время революции и в 1790 г. привезен в Прагу, откуда позднее был переправлен в Вену.

Новый реликварий для Тернового шипа был изготовлен в России в декабре 2011 года. Он сделан из дерева, на котором вырезаны изображения Тернового венца, бичевания, крестного пути, и распятия Господа нашего Иисуса Христа, а также четыре евангелиста .

Для поклонения Шип от Тернового венца износится на вечернем богослужении вторника и четверга, а также на божественной литургии в субботу.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы

В сентябре 2012 года в парке духовно-образовательного центра была возведена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Эта первая церковь Парижского региона, построенная в традициях русского храмового деревянного зодчества, была подарена семинарии А. С. Шаповаловым, меценатом из Тверской епархии.

Во второй половине июля 2012 года начались работы по сооружению фундамента храма , которые были завершены в августе. 6 сентября 2012 г. в разобранном виде храм был доставлен в семинарию. Работы по возведению храма осуществляла бригада мастеров-добровольцев из России под руководством А. С. Шаповалова.

21 сентября 2012 года работы по возведению храма были полностью завершены. На колокольню был установлен набор из шести колоколов, отлитых на Воронежском заводе и подаренных семинарии Е. В. Осадчим.

Общая площадь храма составляет 100 м 2 . Высота храма - 18 метров.

Торжественное освящение храма было совершено 21 сентября 2014 года руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископом Егорьевским Марком (Головковым). На богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации во Франции А. К. Орлов , мэр города Эпине-су-Сенар Жорж Пюжальс и члены муниципального совета, советник по религиозным делам Министерства иностранных дел Франции посол Жан-Кристоф Посель, глава Агломерации Валь-д’Йер и депутат департамента Эссон Николя Дюпонт-Эньян, депутат местного округа и мэр г. Бюси-Сент-Антуан Роман Коля, генеральный советник округа Моник Нтину, мэры соседних городов, представители местного католического прихода, мусульманской общины, многочисленные православные верующие . Открытие храма вошло в TOP-20 событий «Дней национального достояния» в Парижском регионе по версии радио France Bleu .

В сентябре 2015 года в деревянном храме Рождества Богородицы на этой неделе закончился последний этап крупных работ по внутреннему благоустройству: была установлена лестница на колокольню .

Администрация

  • епископ Корсунский Нестор (Сиротенко) - канцлер, председатель административного совета
  • иеромонах Александр (Синяков) - ректор, председатель педагогического совета
  • протоиерей Антоний Ильин - проректор по связям с общественностью

Примечания

  1. Двое православных с Мартиники проходят стажировку в семинарии // официальный сайт Русской православной семинарии во Франции 15 октября 2015 года
  2. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви
  3. Иоанн-Нектарий
  4. Священник Владимир Голубцов. Русская православная диаспора во второй половине XX века
  5. Православные богословского-пастырские курсы в Париже // «Вестник Русского Западноевропейского патриаршего экзархата», Париж, 1955. № 23. С. 192.
  6. Большаков С. Обитель преподобных Сергий и Германа Валаамских в Вильмуассоне под Парижем: Воспоминания. С. 3.
  7. Большаков С. Обитель преподобных Сергий и Германа Валаамских в Вильмуассоне под Парижем: Воспоминания. С. 9.
  8. Smirnov Victor. Русская православная семинария в Вилльмуасон (Français) = Le séminaire orthodoxe russe de Villemoisson // Slavonika: Lettre aux amis du Séminaire orthodoxe russe en France: Revue annuelle du Séminaire orthodoxe russe en France. - 2014. - № 3 . - С. 26-31 .
  9. https://mospat.ru/ru/2009/10/07/news6227/
  10. http://www.pravoslavie.ru/32150.html
  11. Журнал № 15 заседания Священного Синода Русской православной церкви от 15 апреля 2008 года // Патриархия.Ru
  12. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=32681
  13. http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=14453
  14. В Париже состоялось первое заседание Ученого совета Русской духовной семинарии
  15. «Считаю продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным»
  16. Русская духовная семинария во Франции не является православной?
  17. Парижская семинария, или православное МГИМО
  18. Мария Никифорова. Париж таки стоит мессы
  19. Создана Комиссия по распределению выпускников Парижской православной семинарии , Mercredi 11 Décembre 2013
  20. Русская духовная семинария во Франции и Российский православный университет подписали соглашение о сотрудничестве // seminaria.fr, 15 Février 2014

Несколько лет назад в предместье Парижа была открыта духовная семинария. Ее ректором был назначен иеромонах Александр (Синяков). Сегодня он рассказывает "Татьянину дню" о самой молодой духовной школе Русской Православной Церкви.

Иеромонах Александр (Синяков), ректор Русской духовной семинарии в Париже. Начало нового учебного года, октябрь 2011-го

Отец Александр, как получилось, что именно Вы стали ректором Русской духовной семинарии в Париже? Расскажите немного о себе.

У меня все было очень просто: я всегда стремился вести монашеский образ жизни и после окончания школы, на следующий день после получения аттестата, уехал в Ипатьевский Костромской монастырь. Тут я прожил год, пока владыка Александр, тогда архиепископ Костромской, сейчас митрополит Казахстанский, не благословил меня отправиться на обучение во Францию. Учился я в Сорбонне, где защитил магистерскую и докторскую диссертации, и в Свято-Сергиевском православном богословском институте, где защитил магистерскую. Когда появилась идея создания семинарии во Франции, архиепископ Корсунский Иннокентий (сейчас - архиепископ Виленский и Литовский) предложил мне духовную школу возглавить. Затем последовало решение Священного Синода.

Ректорство для меня - это огромный опыт, который дает очень многое. Конечно, мы уже пережили огромное количество испытаний, трудностей, столкнулись с неописуемым количеством сложностей. Но благодаря милости Божией все это прошло, но многое, конечно, впереди - семинария очень молода, должна окрепнуть.

Русская духовная семинария была основана четыре года назад Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, тогда - еще митрополита Смоленского и Калининградского. Собственно открыла она свои двери два года назад. Совсем недавно мы начали третий учебный год в семинарии.

Где территориально находится семинария в Париже?

Территориально семинария находится в пригороде. Туда проложена ветка метро - 25 минут от центра, что для французов - огромное время. Но зато это привычно для русских, знакомых с огромными московскими расстояниями.

Семинария располагается в бывшем католическом монастыре, который раньше занимали сестры-помощницы. Сначала мы арендовали помещения, а 1 августа этого года Русская Церковь стала владельцем монастыря и прилегающей к нему территории. Теперь у нас есть довольно большое здание, где 25 студенческих комнат, пять комнат для священников и преподавателей, приезжающих в семинарию, плюс почти четыре гектара парка. В этом году мы начали строить деревянный русский храм, который станет олицетворением настоящего русского зодчества.


Здание семинарии

Пока семинарский храм находится в приспособленном помещении?

Да, в семинарии есть домовый храм в приспособленном помещении, который мы сейчас полностью видоизменяем. Изнутри он расписывается фресками. Следующим этапом будет установка иконостаса, который прибудет к нам из мастерской Троице-Сергиевой Лавры. Очень хочется, чтобы этот храм был идеальным храмом русской православной традиции, чтобы его можно было, в том числе, показывать приходящим к нам гостям.

Семинарский храм был освящен еще при сестрах-помощницах во имя преподобной Женевьевы Парижской, святой VI века, которая очень почитается в русской эмиграции. Святая Женевьева почитается и православными, и католиками. Мы решили освятить престол нашего храма и в честь преподобного Мартина Исповедника, боровшегося с монофелитской ересью, - так как умер он в Корсуни, мы считаем его одним из покровителей Корсунской епархии.

Много ли в семинарии воспитанников?

В этом году у нас обучается 22 человека - каждый год мы принимаем в среднем около семи человек, иногда чуть больше. Большинство наших студентов - из России, но есть также молодые люди из Украины, Молдавии, русской эмиграции в Западной Европе. Три наших воспитанника - представители инославной культуры, обратившиеся в Православие: колумбиец (он был рукоположен в диаконы в прошлом году), гражданин Ганы (рукоположен в священники Александрийского Патриархата несколько недель назад), а также гаитянин из Русской миссии Зарубежной Церкви на Гаити, который пока еще ждет получение французской визы.

Языком общения в семинарии является французский. Две трети богослужения у нас совершаются на нем же.


Семинарский парк

А кто преподает в семинарии?

В плане обучения наша семинария - особенная. Дело в том, что основной курс обучения - примерно 2/3 всех занятий - наши семинаристы проходят в одном из парижских университетов: или в Сорбонне, или в Свято-Сергиевском богословском институте, или в Католическом университете Парижа. Только треть занятий проходит внутри самой семинарии - сюда входит то, что необходимо знать будущим пастырям по стандартам Учебного комитета Русской Православной Церкви. Наши преподаватели - клирики Корсунской и соседних епархий, миряне - представители русской эмиграции, преподаватели университетов. От католиков к нам приходят преподавать латинский язык. Я преподаю греческий и догматическое богословие.

Да, уникальная система… В чем ее достоинства?

Цель этой системы в совмещении светского и духовного образования. Русская Православная Церковь в последние годы отправляла много студентов на обучение в европейские светские учебные заведения, оставляя их иногда без надлежащего духовного окормления. И Русская духовная семинария впервые совмещает обучение в светских учебных заведениях, оставаясь при этом в рамках духовного образования Русской Православной Церкви. Получается, что студент получает два образования - университетское и церковное. Это позволяет ему, с одной стороны, познакомится с университетской средой, с ее вызовами - это очень важно для верующего человека, потому что он там сталкивается с неверующими людьми, с людьми другой культуры, других вероисповеданий. И в то же время, он укрепляет свои духовные корни, проверяет веру на крепость. С другой стороны, семинария помогает выдержать культурный шок, который студент переживает, оказываясь в иной среде, но при этом он не остается внутри своей конфессии - как будущий пастырь он контактирует и изучает людей, с которыми ему придется общаться на приходе в дальнейшем. Система наша похожа на метод ковки меча: из горячего в холодное и наоборот.


На одном из занятий

В стенах семинарии у студентов есть дополнительные послушания?

Да, конечно. Во-первых, день у нас начинается с Божественной литургии - на ней присутствуют все, если только нет каких-то очень уважительных причин для отсутствия. И завершается день вечерним богослужением, на котором тоже присутствуют все студенты. Причем, не приходится никого заставлять - ребята сами всегда охотно приходят. Многие из них поют, кто-то прислуживает в алтаре, те, кто в священном сане - служат по очереди.

Кроме того, есть послушания по организации внутренней семинарской жизни, например, в трапезной. Мы часто стараемся отправлять наших студентов на приходы Франции. Наш хор сопровождает иногда паломников к общехристианским святыням, иногда помогает на приходах во время престольных праздников или в каких-то иных торжественных случаях.

В Парижской семинарии есть какой-нибудь журнал, газета?

Да. Уже около четырех во Франции лет издается возрожденный «Вестник Русской Православной Церкви» - он выходит на французском языке, раз в три месяца. Также мы издаем небольшой студенческий журнал на французском и русском языках в электронной версии.

Вы живете среди людей с другим менталитетом, очень отличным от русского. Какое отношение у них к семинарии, к Вашим воспитанникам, к Вам?

Вообще, должен сказать по своему опыту - а я живу в Европе уже 12 лет - что французы относятся к нам с большим интересом, с уважением к русской культуре, и в частности, к русскому Православию. Мы чувствуем большую любовь французского общества к Православной Церкви. Когда появился проект нашей семинарии, французы отнеслись к нему очень положительно. Критика была, но она была с российской стороны. Французы же нас поддерживали, как могли - и католики, и православные. Верующие были счастливы, что у них в стране будет духовная школа, где будут учиться священники для них - ведь в Западной Европе сейчас огромная нехватка православных пастырей.


Семинарские послушания

Каким образом существует ваша небольшая семинарская община? Думаю, отношения у вас в коллективе строятся несколько иначе, чем в больших духовных школах?

Да, конечно, существует огромное различие. Мы постарались сделать так, чтобы между руководством семинарии и каждым студентом были личные отношения. У нас каждый студент на виду, и за несколько лет учебы он становится совершенно прозрачным для архиерея, для руководства семинарии, что с учетом особенностей священнического служения на Западе очень важно. Необходимо, чтобы к человеку, который возглавит православный приход за границей, было стопроцентное доверие со стороны священноначалия.

То, что семинария маленькая, меняет отношение и между самим студентами. Мы стараемся воспитывать студентов не в атмосфере страха перед наказанием и в соблюдении дисциплины, сколько в атмосфере ответственности за то, что они сами собой представляют. Мы объясняем, что любой неверный шаг с их стороны скажется на репутации Русской Православной Церкви в целом и на образе стран, которые они представляют. По ним судят о Церкви, по ним судят об их странах, - это и есть особенность пребывания в иностранной, инокультурной среде.

В стенах семинарии собрались люди разных культур: как они сами друг с другом уживаются? Думаю, украинец и русский понять друг друга могут, но как быть с колумбийцем или гаитянином? Ведь даже мировосприятие у представителей разных народов разное.

Да, так и есть. В этом смысле у нас существовали трудности. Ребята образовывали свои межэтнические группки. Мы очень с этим боремся, чтобы показать вселенскость Православия, чтобы показать, что вера во Христа преображает человека до такой степени, что он, продолжая оставаться носителем конкретной национальной культуры, понимает, что вера во Христа - сильнее. И что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского.

Мы стараемся создать такие условия, чтобы каждая культура проявляла себя вполне, и показывала то, что она имеет ценного, но не ограничивала свободу и самовыражение людей культуры другой. Обычно мы отмечаем все праздники сообща - и то, что празднуют африканцы, и то, что празднуют французы, и то, что празднуют русские, то, что празднуют молдаване и украинцы. Мы стараемся показывать друг другу друг друга. И каждая культура показывает лучшее, то, что ближе всего ко Христу и Евангелию.

А у гаитян это, например, что?

Простота в отношениях. Отсутствие какого бы то ни было напряжения в отношениях с руководством. Люди из маленьких стран, где все более доступно, где люди более высокого положения с легкостью общаются с людьми, стоящими ниже по социальной лестнице, как раз именно такие. И эта черта очень важна в контексте семинарского воспитания, потому что мы стараемся донести до наших студентов мысль, что среди нас нет более или менее важных людей. Все едины и все ценны перед Богом. У каждого есть свой талант, который стоит таланта другого человека.

Все наши студенты приехали из стран с непростой историей, с непростой экономической и политической обстановкой. Мы узнаем друг о друге новые вещи, делимся своей болью. И это помогает нам всем осознать величину того дара, который Господь нам дал, поместив всех вместе под одну крышу.