Медицинские изделия используемые в клинических исследованиях. Клинические испытания медицинских изделий и лекарственных средств. Российской федерации ссылочным международным стандартам

Ирина РОГОВА , МГМСУ им. А.И. Евдокимова

За последние несколько лет в нашей стране начала формироваться нормативно-правовая база в области обращения медицинских изделий. Специального закона, посвященного медицинским изделиям, пока так и не принято, однако в определенной степени имевшийся дефицит правовых норм восполнил федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и подзаконные нормативные акты.

В частности, в указанном законе было конкретизировано само понятие «медицинское изделие», выдвинуто требование государственной регистрации медицинских изделий, дано определение данного термина. Согласно ст. 38 закона, медицинскими изделиями являются «любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека». Это определение соответствует понятию «медицинские изделия», принятому в международных нормативных актах.

Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 №4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий».

На территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном правительством России, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти -- Федеральной службой по надзору с сфере здравоохранения (далее -- регистрирующий орган).

Регистрация медицинских изделий (МИ) осуществляется по Правилам государственной регистрации медицинских изделий, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 №1416. Требования, предъявляемые к процедуре регистрации, едины для изделий как отечественного, так и иностранного производства.

Экспертиза качества МИ

Государственная регистрация медицинских изделий проводится на основании результатов технических испытаний, токсикологических исследований и клинических испытаний (КИ), представляющих собой формы оценки соответствия медицинских изделий, экспертизы их качества, эффективности и безопасности. Виды необходимых испытаний определяются в зависимости от потенциального риска применения медицинских изделий. Для медицинских изделий, относящихся к средствам измерений, проводятся испытания в целях утверждения типа средств измерений. Экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинского изделия с целью его государственной регистрации проводится экспертным учреждением -- федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении регистрирующего органа, в два этапа.

На первом этапе проводится экспертиза заявления о регистрации и пакета документов в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 №1416, в частности, изделия, контактирующие с организмом человека, проходят технические испытания и токсикологические исследования. Экспертиза первого этапа проводится экспертным учреждением в срок, не превышающий 20 рабочих дней, а результатом экспертизы является оформление и направление в регистрирующий орган заключения о возможности (невозможности) проведения клинических испытаний медицинского изделия (с указанием причин и обоснованием невозможности их проведения).

Основанием для вынесения экспертным учреждением заключения о невозможности проведения клинических испытаний медицинского изделия является несоответствие медицинского изделия требованиям нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации и/или отсутствие доказательств биологической безопасности медицинского изделия.

На основании заключения экспертного учреждения регистрирующий орган принимает решение о выдаче разрешения на проведение клинических испытаний медицинского изделия и о приостановке государственной регистрации МИ.

По окончании клинических испытаний медицинского изделия Заявитель представляет в регистрирующий орган заявление о возобновлении государственной регистрации медицинского изделия и результаты клинических испытаний медицинского изделия.
Регистрирующий орган принимает решение о возобновлении государственной регистрации медицинского изделия и направляет документацию на экспертизу второго этапа в экспертное учреждение.

На втором этапе экспертным учреждением осуществляется экспертиза полноты и результатов проведенных технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, а также испытаний в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается Минздравом России), в результате которой в регистрирующий орган направляется заключение по результатам экспертизы.

В срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения заключения по результатам экспертизы второго этапа, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации медицинского изделия или об отказе в государственной регистрации.
Факт регистрации медицинского изделия подтверждается выдачей регистрационного удостоверения, срок действия которого неограничен.

Клинические испытания медицинских изделий

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.12.2012 №1416, клиническое испытание медицинского изделия -- разработанное и запланированное систематическое исследование, предпринятое для оценки безопасности и эффективности медицинского изделия, может проводиться как в форме анализа и оценки клинических данных, т. е. на основании медицинской документации, так и в форме клинических исследований с участием человека в качестве субъекта.

Клинические испытания в форме анализа и оценки клинических данных проводятся на основании документов, представленных Заявителем, в т. ч. документов (материалов), содержащих данные о клиническом применении медицинского изделия, в РФ или за ее пределами. Анализ может быть проведен по обзорам, отчетам о проведенных научных исследованиях, публикациям, докладам, анализам риска применения, методам применения медицинского изделия (при наличии).

Клинические испытания с участием человека в качестве субъекта проводятся, согласно приказу №2н от 09.01.2014 Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения оценки соответствия медицинских изделий в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний в целях государственной регистрации медицинских изделий», в следующих случаях:

Новый вид медицинского изделия;
применение новых сложных и (или) уникальных и (или) специальных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний и состояний, а также применение новых сложных медицинских технологий;
если при проведении анализа и оценки клинических данных не подтверждены эффективность и безопасность медицинского изделия.

Клинические испытания медицинского изделия с участием человека проводятся в медицинских организациях, отвечающих требованиям, утвержденным приказом №300н от 20.02.2014 Минздрава России «Об утверждении требований к медицинским организациям, проводящим клинические испытания медицинских изделий, и порядка установления соответствия медицинских организаций этим требованиям». В настоящей момент ряд организаций уже прошли предусмотренную процедуру аккредитации. Перечень медицинских организаций, соответствующих требованиями и проводящих клинические испытания медицинских изделий с целью их государственной регистрации, опубликован в сети Интернет: http://www.roszdravnadzor.ru/national_foreign_medprod/3390/3395 .

Для проведения клинических испытаний медицинских изделий Заявитель (разработчик медицинского изделия, его производитель или уполномоченный представитель производителя) направляет в медицинскую организацию заявление о проведении клинических испытаний, разрешение регистрирующего органа на проведение клинических испытаний и иные документы (согласно п. 38 приказа №2н Минздрава России от 09.01.2014). При рассмотрении представленной документации на медицинское изделие Заявитель и медицинская организация согласовывают продолжительность клинических испытаний, которая определяется назначением и сложностью медицинского изделия, и составляют Программу клинических испытаний.

Программа клинических испытаний медицинского изделия, утвержденная руководителем медицинской организации, проводящей КИ МИ, вместе с пакетом документов, согласно п. 38 приказа 2н Минздрава России от 09.01.2014, направляется в Совет по этике в сфере обращения медицинских изделий Минздрава России, который в срок, не превышающий 30 рабочих дней, принимает решение и выдает заключение об этической обоснованности проведения клинических испытаний МИ.

Таким образом, клинические испытания медицинского изделия с участием человека в качестве субъекта проводятся на основании разрешения на проведение клинических испытаний медицинского изделия, а также заключения об этической обоснованности проведения клинических испытаний, выданного Советом по этике в сфере обращения медицинских изделий Минздрава России.

По окончании проведения клинического испытания медицинского изделия медицинская организация составляет заключительный отчет, который должен включать в себя полные идентификационные данные медицинского изделия, описание методологии и дизайна клинических испытаний, все отклонения от Программы испытаний, результаты клинических испытаний и анализ данных.

Из практики клинических испытаний МИ

Несмотря на то что испытания медицинских изделий проводят в течение ряда лет многие медицинские организации, регулируемая практика проведения этих исследований в соответствии с международными стандартами только начинает складываться.

Клинические испытания медицинских изделий отличаются от ставших привычными клинических исследование лекарственных препаратов в первую очередь масштабами: мультицентровые испытания МИ представляют собой скорее исключение, чем правило, объем выборки несопоставим с КИ лекарств, сроки проведения коротки. Существенным отличием является процесс разработки программы (плана) испытания: если протоколы КИ препаратов разрабатываются спонсорами с привлечением ведущих научных сил, то планы испытаний изделий составляются отдельными специалистами, часто представляют собой краткое описание проекта, не проходят строгой процедуры согласований. Задачи и методы в испытаниях гораздо скромнее, чем в исследованиях лекарств. Кроме того, финансирование испытаний МИ не идет ни в какое сравнение с солидными бюджетами КИ лекарственных препаратов.

Очевидно, с указанными особенностями связана меньшая заинтересованность медицинских организаций и врачей-исследователей в проектах с испытанием МИ как в научном плане, так и в материальном. Этим следует объяснять небольшое число испытаний медицинских изделий по сравнению с исследованиями фармпрепаратов.

Это можно проиллюстрировать следующим примером. Одной из организаций, аккредитованных на право проведения испытаний медицинских изделий, является ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. Университет располагает собственной клинической базой и имеет многолетний опыт проведения как клинических испытаний медицинских изделий, так и клинических исследований новых ЛС.

На рисунке 1 представлено соотношение клинических испытаний медицинских изделий и клинических исследований лекарственных препаратов, проводимых в ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. Доля клинических испытаний МИ значительно ниже, чем исследований лекарств, и составила от общего количества начатых исследований с участием человека в качестве субъекта в 2011 г. 28,9%, в 2012 г. -- 20,0%, в 2013 г. – 13,6%.

В связи со вступлением в силу новых требований к проведению клинических испытаний МИ перед многими заявителями и медицинскими организациями, проводящими клинические испытания медицинских изделий, встает вопрос: как разработать программу испытаний и провести клинические испытания медицинского изделия с участием человека?

На эти и многие другие вопросы можно найти ответ в документах, носящих рекомендательный характер, а именно в Национальном стандарте в двух частях -- ГОСТ Р ИСО 14155-1-2008 «Руководство по проведению клинических испытаний медицинских изделий. Общие требования» и ГОСТ Р ИСО 14155-2-2008 «Руководство по проведению клинических испытаний медицинских изделий. Планирование клинических испытаний», подготовленных ЗАО «Медитест» и являющихся аутентичным переводом стандартов ISO 14155-1: 2003 «Clinical Investigation of medical devices for human subjects. Part 1 General requirements» и ISO 14155-2: 2003 «Clinical Investigation of medical devices for human subjects. Part 2 Clinical investigation plans» соответственно.

Национальный стандарт устанавливает процедуру организации и проведения клинических испытаний медицинских изделий, а также общие требования:

К защите субъектов клинических испытаний;
обеспечению научной обоснованности проведения клинических испытаний;
разработке плана клинических испытаний (Программы испытания);
оказанию помощи организаторам, наблюдателям, исследователям, комитетам по этике, уполномоченным органам и органам, выполняющим оценку соответствия медицинских изделий.

Согласно определению, план клинических испытаний (Программа испытаний) -- документ, устанавливающий обоснование, цели, дизайн и предполагаемый анализ, методологию, мониторинг, ведение и хранение записей клинических испытаний. Программу клинических испытаний необходимо разрабатывать так, чтобы наилучшим образом обеспечить научную обоснованность и воспроизводимость результатов испытаний в соответствии с современными научными знаниями. Дизайн испытаний должен позволять оценить пригодность изделия для достижения поставленной цели и определить популяцию, для которой данное изделие предназначено, а также гарантировать клиническую значимость и научную обоснованность полученных результатов.

Субъект клинического испытания должен дать свое письменное добровольное информированное согласие на участие в клиническом испытании конкретного медицинского изделия после получения информации обо всех значимых для принятия решения аспектах клинического испытания.

Письменная информация (Информация для пациента), изложенная в доступной для субъекта клинического испытания форме, должна содержать следующие сведения:

Обоснование/цели клинического испытания;
прогнозируемые риски;
потенциальную пользу;
альтернативное лечение;
конфиденциальность;
компенсацию (медицинскую или финансовую), если таковая предусмотрена;
указание, к кому пациент может обратиться с вопросами;
указание на то, что субъекту испытаний будут предоставлены любые новые данные, способные повлиять на его желание продолжить участие в КИ;
указание на то, что пациент может в любое время прекратить свое участие в клиническом испытании, что не повлияет на качество оказываемой ему медицинской помощи.

В ходе проведения клинического испытания для практического выполнения плана испытания, наблюдения за субъектами испытания и регистрации данных о субъектах испытания и испытуемом медицинском изделии рекомендуется вести индивидуальную регистрационную карту пациента.

Очень часто заявители и медицинские организации сталкиваются с проблемой определения объема клинических данных, на основании которых оцениваются показатели эффективности. В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности МИ, утвержденными 14 ноября 2013 г., при планировании клинических испытаний, а также при экспертизе эффективности медицинских изделий важно корректно оценивать полученные результаты с точки зрения их статистической достоверности.

В заключение хотелось бы отметить, что сформированная в РФ система регулирования в области оценки эффективности, безопасности и качества медицинских изделий должна способствовать внедрению стандартов надлежащей клинической практики в сферу обращения медицинских изделий.

Клиническое испытание медицинского изделия – это специальное исследование, которое проводится для оценки функциональности и безопасности испытуемого изделия. Испытания производятся в специальных аккредитованных аудиториях. После завершения клинического испытания составляется протокол.

Проведение медицинских исследований осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава от 09.01.2014 № 2н. Этот приказ регламентирует порядок проведения процедуры клинических испытаний. Проводит оценку соответствия путём , а также . Такие клинические испытания производятся в целях государственной регистрации медицинских изделий в рамках действующего законодательства.

Административным регламентом предусмотрены также дополнительные испытания, которые назначаются некоторых случаях, когда это необходимо.

Компания « РегистрМед» предлагает широкий спектр услуг по организации, проведению и получению результатов , а также для invirto диагностики.

Если заниматься организацией клинических испытаний медицинских изделий самим:

  • Существует вероятность возникновения трудностей, которые влекут за собой отказ от проведения клинических испытаний.
  • Данная процедура может быть отложена на многие месяцы вследствие вышеперечисленных условий.

Обратившись в нашу компанию:

  • Вы получаете подробную консультацию по вопросам оформления необходимых документов, которые формируют персональное досье.
  • Наши специалисты самостоятельно проведут и правильно оформят результаты клинических испытаний в самые оптимальные сроки.
  • Вы получите идеально подготовленную к подаче в Росздравнадзор документацию, подтверждающую правильно проведённые клинические испытания медицинских изделий.
  • Оплата производится по факту положительных результатов работы.
  • Гарантии. Наша организация не получила ни одного отказа за время работы по нововведённым правилам.

Регистрация медицинских изделий – довольно длительный и трудоёмкий процесс. Чтобы он прошёл без осложнений, необходимы высокие познания в законодательной сфере, отличное знание нормативно-правовых актов, которые регулируют качество и безопасность в медицинской сфере. Опыт наших специалистов в данной области позволит оперативно и без больших финансовых затрат решить любые вопросы, возникающие в этой сфере.

Мы выберем для Вас подходящее ЛПУ

Программу клинических испытаний подготовим и согласуем

Доставим медицинскую технику в ЛПУ, или, при необходимости, организуем выезд врача на место где установлено ваше МИ

Выделим персонального менеджера для того, чтобы отследить ход испытаний МИ

Получим и адаптируем результаты проведенных испытаний к правовым нормам и актам для регистрации МИ

Подадим готовые документы по клинической оценке в Росздравнадзор

Получим Регистрационное удостоверение и передадим его Вам

    лет безупречной работы

    благодарных клиентов

    комплектов оформленных документов

    ПРОВЕДЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ

Новости

наши коллеги и партнеры

Отзывы

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ

    Определяем направление нашей совместной деятельности

    Для этого необходимо твердо определиться с будущей регистрацией изделия, способах его ввоза и реализации. Также стоит заранее знать, будет ли товар участвовать в тендерах. Такие данные необходимы для выбора правильного пути.

    Как подготовить заявление к регистрации?

    Сначала определяют точный состав изделия, его принадлежность, количество, коды классификации, варианты исполнения, которые будут объединены в одном Удостоверении. Если заявление будет составлено правильно, то дальнейшая регистрация не доставит сложностей.

    Оформляем документы для ввоза медицинского изделия на территорию РФ

    Если необходимо ввезти медицинское изделие на территорию страны, мы оформим для этого определенные документы. Кроме этого, ввозимые товары проходят обязательные испытания.

    Оформление документов для ввоза на территорию страны

    Регистрация каждого изделия индивидуальна. Самое важное при этом – это установление связи разработчика и производителя, предоставление доказательств качества и безопасности изделий, их эффективности. При правильном подборе документации обеспечивается база для эффективной регистрации.

    Сбор требуемой документации

    В оказание услуг многих организаций входит подготовка технической, эксплуатационной и нормативной документации. Их сотрудники знают о предъявляемых требованиях Росздравнадзора и подготавливают все документы в таком виде, чтобы к ним не было претензий, и процесс прохождения экспертизы был быстрым.

    Подготовка всей документации и проведение лабораторных исследований

    Наши сотрудники проведут все нужные испытания, подобрав лаборатории, где наиболее качественно все оформят документально и учтут специфику и особенности представленного изделия.

    Сопровождение и представительство в органах Росздравнадзора

    На этом сопровождение изделия на пути получения Удостоверения не заканчивается. Далее мы сопровождаем дело в Росздравнадзоре. Это делается для того, чтобы при возникновении спорных ситуаций, имеющих место не так уж и редко, можно было квалифицированно ответить. Часто требуется устранить какие-либо возникшие замечания или обжаловать неправомерные действия специалистов.

    Мы получаем регистрационные удостоверения по новому регламенту!

    Все полученные регистрационные Удостоверения будут соответствовать новому регламенту, по которому научилась работать фирма. Специалистам нашей компании известны все пути для получения регистрационного Удостоверения.

ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского» Минздрава России включен в перечень медицинских организаций, проводящих клинические испытания медицинских изделий (перечень медицинских организаций опубликован на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения).

Порядок проведения клинических испытаний медицинских изделий регламентирован Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 января 2014 г. № 2н «Об утверждении Порядка проведения оценки соответствия медицинских изделий в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний в целях государственной регистрации медицинских изделий».

Порядок проведения клинических исследований лекарственных средств регламентирован Приказом Министерства здравоохранения РФ от 01 апреля 2016 г. № 200н «Об утверждении правил надлежащей клинической практики».

Клинические испытания медицинских изделий для оценки безопасности и эффективности медицинского изделия проводятся в форме исследований (анализ и оценка клинических данных) и в форме испытаний, в том числе с участием человека.

Испытания медицинских изделий с участием человека проводятся в следующих случаях:

  • новый вид медицинского изделия;
  • применение новых сложных и (или) уникальных и (или) специальных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний и состояний;
  • применение новых сложных медицинских технологий;
  • если при проведении анализа и оценки клинических данных не подтверждены эффективность и безопасность медицинского изделия.

В остальных случаях клинические испытания медицинских изделий проводятся в форме анализа и оценки клинических данных.

Для проведения клинических испытаний медицинского изделия заявитель представляет в ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского» Минздрава России следующие документы:

  1. Заявление на проведение клинических испытаний в целях регистрации медицинского изделия (оригинал);
  2. Разрешение на проведение клинических испытаний медицинского изделия, выданное Росздравнадзором (за исключением медицинских изделий 1 класса потенциального риска) (заверенная копия);
  3. Акт оценки результатов технических испытаний медицинского изделия с приложением документов, обосновывающих результаты технических испытаний (заверенная копия);
  4. Заключение по результатам токсикологических исследований медицинского изделия с приложением документов, обосновывающих результаты токсикологических исследований (для МИ, использования которого предполагает наличие контакта с организмом человека) (заверенная копия);
  5. Результаты испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации) (заверенная копия);
  6. Сведения о нормативной документации на медицинское изделие с перечнем национальных (международных) стандартов, требованиям которого соответствует медицинское изделие (при его применении производителем) (с оригинальной печатью организации и подписью);
  7. Техническая документация производителя на медицинское изделие регламентирующая состав медицинского изделия, устанавливающие технические требования и содержащие данные для его разработки, производства, применения, эксплуатации (для иностранного производителя – нотариально заверенная копия, для отечественного производителя – с оригинальной печатью организации и подписью);
  8. Эксплуатационная документация производителя на медицинское изделие (для иностранного производителя – нотариально заверенная копия, для отечественного производителя – с оригинальной печатью организации и подписью) – 3 экземпляра;
  9. Фотографические изображения медицинского изделия вместе с принадлежностями, необходимыми для применения МИ по назначению (размером не менее 18х24 см) (заверенные печатью организации) - 3 экземпляра;
  10. Документы, материалы, содержащие данные о клиническом применении медицинского изделия, в том числе за пределами РФ, в том числе обзоры, отчеты о проведенных научных исследованиях, публикации, доклады, анализ риска применения, методы применения медицинского изделия (при наличии):
    • Сведения об эквивалентных медицинских изделиях - таблица сравнения функциональных характеристик регистрируемого медицинского изделия с ранее зарегистрированными аналогами на территории Российской Федерации (с оригинальной печатью организации и подписью) – 3 экземпляра;
    • Научные публикации о клиническом применении медицинского изделия – 3 экземпляра.
  11. Дополнительные сведения (сертификаты, декларации и др. сведения) (для иностранного производителя – нотариально заверенные копии);
  12. Файл менеджмента рисков (заверенная копия);
  13. Доверенность производителя;
  14. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица организации-заявителя с выпиской ЕГРЮЛ (заверенная копия);
  15. Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (заверенная копия).

Все документы, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты. Заявитель вправе самостоятельно выбрать удобный для себя способ прошивки документов;

Все документы должны быть заверены в надлежащей форме;

В случае если документы составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 27.12.12 г. №1416.

При рассмотрении представленной документации на медицинское изделие согласовываются программа и продолжительность клинических испытаний медицинского изделия.

Продолжительность клинических испытаний определяется назначением и сложностью медицинского изделия.

В случае если в результате анализа и оценки клинических данных не подтверждены эффективность и безопасность медицинского изделия, медицинская организация сообщает об этом заявителю и направляет его в совет по этике в сфере обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации с целью получения заключения об этической обоснованности проведения испытаний с участием человека в соответствии с п.40 Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 января 2014 г. № 2н.

Сведения в перечне медицинских организаций, проводящих клинические испытания медицинских изделий: http://www.roszdravnadzor.ru/services/clinicaltrials

Сведения в перечне медицинских организаций, проводящих клинические испытания лекарственных средств:

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСТ 42-511-99 (утв. Минздравом РФ от 29 декабря 1998 г.) Дата введения 1999.01.01 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящий стандарт устанавливает требования к проведению клинических испытаний лекарственных средств. Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации (Good Clinical Practice - GCP) представляют собой этический и научный стандарт качества планирования и проведения исследований на человеке, а также документального оформления и представления их результатов. Соблюдение этих правил служит гарантией достоверности результатов клинических испытаний, безопасности, охраны прав и здоровья испытуемых в соответствии с основополагающими принципами Хельсинкской декларации. Требования данных Правил должны соблюдаться при проведении клинических испытаний лекарственных средств, результаты которых планируется представить в разрешительные инстанции. Кроме того, принципы Правил могут быть распространены на другие клинические исследования, при проведении которых нельзя исключить нежелательное влияние на безопасности и здоровье человека. 2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В настоящем стандарте применяются следующие термины и определения: 2.1. Аудит Систематическая и независимая проверка документации и деятельности участвующих в клиническом испытании сторон. Проводится для подтверждения факта осуществления этой деятельности, а также для оценки соответствия процедур сбора, обработки и представления данных требованиям протокола исследования, стандартных процедур, Правил проведения качественных клинических испытаний (GCP) и разрешительных инстанций. 2.2. Брошюра исследователя Реферативное изложение результатов клинического и доклинического изучения препарата, значимых для его исследования на человеке (см. раздел 8 "Брошюра исследователя"). 2.3. Действующие нормативные требования Все законы и подзаконные акты, регулирующие проведение клинических испытаний лекарственных препаратов. (То же, что "требования разрешительных инстанций".) 2.4. Договор Письменное, датированное и подписанное соглашение между двумя или более сторонами, которое определяет какие - либо договоренности об объеме работ, обязанностей и финансировании. Основой договора может служить протокол исследования. 2.5. Доклиническое исследование Биомедицинское исследование, не включающее экспериментов на человеке. 2.6. Документация Все записи в любой форме (на бумажных, электронных, магнитных или оптических носителях, сканограммы, рентгеновские пленки и электрокардиограммы), которые описывают или регистрируют методы, проведения и (или) результаты клинического испытания, возникающие сложности и способы их преодоления. 2.7. "Документальный след" Документация, которая позволяет полностью восстановить ход событий. 2.8. Законный представитель Физическое лицо, юридическая или другая организация, имеющие законное право дать от имени потенциального испытуемого согласие на участие в клиническом исследовании. 2.9. Здоровье испытуемых Физическое и психическое благополучие испытуемых, участвующих в клиническом испытании. 2.10. Индивидуальная карта испытуемого Печатный, электронный, или оптический документ для внесения в него информации предусмотренной протоколом исследования по каждому испытуемому. 2.11. Инспекция Процедура официальной проверки представителем разрешительных инстанций помещений документов, записей, а также других материалов, которые рассматриваются представителем инстанции как относящиеся к клиническому испытанию и которые могут находиться в исследовательском центре, в офисах спонсора и/или контрактной исследовательской организации, а также другого учреждения на усмотрение инспектора. 2.12. Информированное Согласие Документально оформленное добровольное согласие испытуемого на участие в клиническом испытании после ознакомления со всеми его особенностями. 2.13. Испытуемый Участник клинического испытания, которому назначается исследуемый препарат или препарат сравнения. 2.14. Исследователь Лицо, несущее ответственность за проведение клинического испытания в исследовательском центре. Если испытание проводится коллективом сотрудников исследовательского центра, исследователем (основным исследователем) является руководитель коллектива. См. "сотрудник исследователя". 2.15. Исследуемый препарат Лекарственная форма активного вещества или плацебо, изучаемые или используемые для контроля в клиническом испытании (в том числе лекарственное средство, разрешенное к медицинскому применению, если способ его применения отличается от утвержденного; при его использовании по новому показанию или для получения дополнительной информации по утвержденному показанию). [То же, что "изучаемый препарат".] 2.16. Исследователь - координатор Исследователь, отвечающий за координацию деятельности всех исследователей в многоцентровом клиническом испытании. 2.17. Исследователь/медицинское учреждение Термин, означающий "исследователь и/или медицинское учреждение в зависимости от действующих нормативных требований". 2.18. Исследовательский центр Место проведения клинического испытания. 2.19. Исходная медицинская документация См. "первичная документация." 2.20. Клиническое испытание/исследование Изучение безопасности и/или эффективности исследуемого препарата у человека для выявления или подтверждения его клинических, фармакологических, фармакодинамических свойств, побочных эффектов и/или для изучения его всасывания, распределения, биотрансформации и выведения. Термины "клиническое испытание" и "клиническое исследование" являются синонимами. 2.21. Код испытуемого Уникальный идентификатор, присваиваемый исследователем каждому испытуемому для обеспечения его анонимности и используемый вместо фамилии в отчетах по исследованию. (Далее "индивидуальный код".) 2.22. Комитет по независимой оценке результатов исследования (Комитет по оценке результатов и безопасности исследования. Комитет по мониторингу исследования. Комитет по оценке результатов исследования.) Комитет по независимой оценке результатов исследования может быть образован по инициативе спонсора для рассмотрения хода клинического испытания, данных по безопасности и/или эффективности препарата, а также для выработки рекомендаций спонсору по вопросам продолжения, изменения методологии или прекращения испытания. 2.23. Контрактная исследовательская организация Физическое лицо или организация (коммерческая, научно - исследовательская или другая), которые в рамках договора со спонсором выполняют одну или более из его функций в клиническом испытании. 2.24. Контроль качества Методы и меры обеспечения качества проводимого исследования. 2.25. Конфиденциальность Сохранение в тайне информации, принадлежащей спонсору, или информации, позволяющей установить личность испытуемого от неуполномоченных лиц. 2.26. Координационный комитет Комитет, который может быть организован спонсором для координации проведения многоцентрового клинического испытания. 2.27. Медицинское учреждение Любое частное или государственное медицинское учреждение, в котором проводится клиническое испытание. 2.28. Многоцентровое клиническое испытание Клиническое испытание, проводимое по единому протоколу более чем в одном исследовательском центре и, следовательно, более чем одним исследователем. 2.29. Мониторинг Процедуры контроля за ходом клинического испытания и обеспечения его проведения, сбора данных и представления результатов исследования согласно протоколу, стандартным процедурам. Правилам проведения качественных клинических испытаний (GCP) и действующим нормативным требованиям. 2.30. Независимый комитет по вопросам этики Независимый комитет, действующий на уровне медицинского учреждения, региона или страны, состоящий из медицинских и других специалистов. Рассматривает вопросы обеспечения прав, безопасности и охраны здоровья испытуемых, одобряет протоколы исследования, оценивает квалификацию исследователей, а также правильность документального оформления информированного согласия испытуемых. Деятельность Независимого комитета по вопросам этики не должна противоречить требованиям GCP, изложенным в настоящих Правилах. [Далее "Комитет по этике".] 2.31. Незаинтересованный свидетель Физическое лицо, непричастное к проведению исследования, на которое не могут оказать давление участники клинического испытания. Если испытуемый или его законный представитель не умеют или не могут читать, присутствует во время получения информированного согласия. 2.32. Нежелательные явления Выявленные у больного или испытуемого любые нежелательные или непредвиденные симптомы (включая патологические изменения лабораторных показателей), жалобы или заболевания, которые связаны во времени с использованием лекарственного (исследуемого) препарата, независимо от наличия причинной связи с его применением. 2.33. Непредвиденный побочный эффект лекарства Побочный эффект, характер или тяжесть которого не согласуются с имеющейся информацией о препарате (например, с Брошюрой исследователя в случае незарегистрированного препарата или с листком - вкладышем/инструкцией по применению в случае зарегистрированного лекарственного средства) 2.34. Обеспечение качества Комплекс планомерных и систематических мероприятий для соблюдения Правил проведения качественных клинических испытаний и действующих нормативных требований в процессе клинического испытания, сбора данных, документального оформления и представления результатов исследования. 2.35. Основные документы Документы, которые вместе или по отдельности позволяют оценить качество исследования и полученных данных (см. раздел 9 "Основные документы клинического испытания"). 2.36. Отчет об аудите Письменное заключение о результатах аудита, составленное аудитором. 2.37. Отчет монитора Письменный отчет монитора спонсору о каждом визите в исследовательский центр и/или переговорах/переписке в соответствии со стандартными процедурами спонсора. 2.38. Отчет о клиническом испытании/исследовании Представленные в письменной форме результаты испытания/ исследования на человеке какого - либо терапевтического, профилактического или диагностического средства. Отчет включает в себя описание клинических и статистических методов, а также представленные в наглядной форме результаты анализа данных исследования (см. "Структура и содержание отчета о клиническом исследовании"). 2.39. Первичные данные Необходимая для воссоздания картины клинического испытания и его оценки информация, содержащаяся в исходных записях или их заверенных копиях, отражающих результаты клинического обследования, наблюдения или других действий в рамках исследования. Первичные данные содержатся в первичной документации (подлинниках или их заверенных копиях). 2.40. Первичная документация Подлинные документы, данные и записи (например, истории болезни, амбулаторные карты, лабораторные записи, служебные записки, дневники испытуемых или опросники, журналы выдачи медикаментов, распечатки приборов, верифицированные и заверенные копии или расшифровки фонограмм, микрофиши, фотографические негативы, микропленки или магнитные носители, рентгеновские снимки, административные документы, записи, хранящиеся в участвующих в исследовании аптеке, лаборатории и отделении инструментальной диагностики). 2.41. Побочные эффекты лекарств. Для незарегистрированного лекарственного средства или при его изучении по новым показаниям, особенно, если терапевтические дозы препарата точно не установлены, к побочным лекарственным эффектам относятся все отрицательные или непредвиденные реакции, связанные с введением любой дозы лекарственного препарата. Термин "связанные с введением лекарственного препарата" означает, что существует хотя бы минимальная вероятность причинно - следственной связи между лекарственным средством и нежелательным явлением. Для зарегистрированных лекарственных препаратов этот термин означает все отрицательные или непредвиденные эффекты, связанные с введением лекарственного препарата в обычных дозах, использующихся для профилактики, диагностики или лечения заболеваний, или в целях модуляции физиологических функций. 2.42. Поправка См. "поправка к протоколу". 2.43. Поправка к протоколу Письменное описание изменений или формальное разъяснение текста протокола. 2.44. Правила проведения качественных клинических испытаний/исследований (Good Clinical Practice - GCP) Стандарт планирования, проведения, выполнения, мониторинга, аудита и документального оформления клинических испытаний, а также обработки и представления их результатов, служит для общества гарантией достоверности полученных данных и защищенности прав, здоровья и анонимности испытуемых. 2.45. Препарат сравнения Исследуемый или коммерческий препарат (позитивный контроль) или плацебо, используемые для сравнения в клиническом испытании. 2.46. Промежуточный отчет о клиническом испытании/исследовании Отчет о промежуточных результатах клинического испытания и основанный на статистической обработке данных. 2.47. Протокол Документ, который описывает задачи, методологию, процедуры, статистические аспекты и организацию исследования. Протокол обычно содержит полученные ранее данные и обоснование исследования, однако эти разделы могут быть представлены в других документах. В рамках настоящего руководства термин "протокол" подразумевает как сам протокол исследования, так и поправки к нему. 2.48. Прямой доступ Разрешение на изучение, анализ, проверку и копирование каких - либо документов и отчетов клинического испытания. Все имеющие право прямого доступа лица (например, национальные или зарубежные разрешительные инстанции, мониторы и аудиторы спонсора), должны принимать разумные меры предосторожности для соблюдения нормативных требований по сохранению анонимности испытуемых и конфиденциальности информации. 2.49. Рандомизация Процесс распределения испытуемых по опытным и контрольным группам случайным образом, позволяющий свести к минимуму систематическую ошибку и предвзятость. 2.50. Разрешительные инстанции Органы, обладающие правом осуществлять разрешительные и контрольные функции. В рамках настоящих правил этот термин включает инстанции, уполномоченные рассматривать предоставленные им клинические данные, а также проводить инспекции (см. пункт 1.29.). Эти органы иногда называют контролирующими инстанциями. 2.51. Решение Независимого комитета по вопросам этики Заключение и/или рекомендации Независимого комитета по вопросам этики. 2.52. Серьезные нежелательные явления и/или серьезные побочные эффекты лекарств. Любые неблагоприятные клинические проявления, которые вне зависимости от дозы препарата: - приводят к смерти; - представляют угрозу для жизни; - требуют госпитализации или ее продления; - приводят к стойкой или выраженной нетрудоспособности/ инвалидности; - являются врожденной аномалией/пороком развития. 2.53. Сертификат аудиторской проверки Документ, составленный аудитором в подтверждение факта проведения аудита. 2.54. Слепой/маскированный метод Метод, при котором одной или более участвующим в клиническом испытании сторонам не известно, какой из исследуемых препаратов назначен испытуемому. Простой слепой метод - неосведомленность испытуемых о назначенном им лечении. Двойной слепой метод - неосведомленность испытуемых, исследователей, мониторов и, в некоторых случаях, лиц, выполняющих статистическую обработку данных. 2.55. Соблюдение требований (применительно к клиническим испытаниям) Выполнение всех связанных с клиническим испытанием требований Правил качественных клинических испытаний (GCP) и разрешительных инстанций. 2.56. Сотрудник исследователя Член исследовательского коллектива (например, интерн, ординатор, научный сотрудник), находящийся в подчинении у исследователя и уполномоченный им для выполнения процедур клинического испытания. См. также "исследователь". 2.57. Спонсор Физическое лицо, учреждение или организация, принимающие решение о начале клинического испытания и несущие ответственность за его организацию, контроль и/ или финансирование. 2.58. Спонсор - исследователь Лицо, которое единолично или в сотрудничестве с другими лицами организует и проводит клиническое испытание и под непосредственным руководством которого исследуемый препарат назначается испытуемому. Термин распространяется только на физические лица (не относится к частным компаниям или ведомствам). Обязательства спонсора - исследователя включают в себя как обязательства спонсора, так и обязательства исследователя. 2.59. Стандартные процедуры Подробные письменные инструкции, обеспечивающие единообразие выполнения определенных функций. 2.60. Утверждение (Экспертным советом медицинского учреждения) Заключение, принятое Советом по этике при медицинском учреждении, подтверждающее факт экспертизы клинического испытания и являющееся разрешением на его проведение в данном медицинском учреждении в соответствии с инструкциями Совета, медицинского учреждения, а также требованиям Правил (GCP) и разрешительных инстанций. [То же, что "разрешение (Экспертного совета медицинского учреждения)".] 2.61. Уязвимые испытуемые Лица, чье добровольное согласие на участие в клиническом испытании может быть результатом их чрезмерной заинтересованности, связанной с обоснованными или необоснованными представлениями о преимуществах участия в исследовании или с санкциями со стороны руководства в случае отказа. К уязвимым испытуемым относятся, в частности, представители подчиненного звена иерархических организаций: учащиеся высших и средних медицинских, фармацевтических и стоматологических учебных заведений, персонал клиник и лабораторий, сотрудники фармацевтических компаний, а также служащие вооруженных сил и заключенные. Кроме того, к уязвимым испытуемым относятся больные неизлечимыми заболеваниями; лица, содержащиеся в домах престарелых; безработные и малообеспеченные; пациенты в неотложном состоянии; представители национальных меньшинств; бездомные, беженцы; несовершеннолетние, а также лица, неспособные дать информированное согласие. 2.62. Экспертный совет медицинского учреждения Независимый орган, включающий в себя медицинских, научных специалистов и лиц других специальностей. Отвечает за обеспечение прав, безопасности и охраны здоровья испытуемых. Рассматривает, утверждает или пересматривает протокол исследования и поправки к нему, а также документальное оформление информированного согласия испытуемых. [Далее "Экспертный совет".] 3. ПРИНЦИПЫ КАЧЕСТВЕННЫХ КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ (GCP) 3.1. Клинические испытания должны проводиться в соответствии с основополагающими этическими принципами Хельсинкской Декларации, Правилами GCP и действующими нормативными требованиями. 3.2. До начала клинического испытания должна быть проведена оценка соотношения предвидимого риска с ожидаемой пользой для испытуемого и общества. Клиническое испытание может быть начато и продолжено только в случае преобладания ожидаемой пользы над риском. 3.3. Права, безопасность и здоровье испытуемого важнее интересов науки и общества. 3.4. Обоснованием планируемого клинического испытания должны служить данные доклинического и клинического изучения исследуемого препарата. 3.5. Клиническое испытание должно быть научно обосновано, подробно и ясно описано в протоколе исследования. 3.6. Клиническое испытание проводится в соответствии с протоколом, заблаговременно утвержденным/одобренным Экспертным Советом/Комитетом по этике. 3.7. Ответственность за оказание медицинской помощи испытуемому может взять на себя только квалифицированный врач. 3.8. Все лица, участвующие в проведении клинического испытания, должны иметь профессиональное образование и опыт, соответствующий поставленным задачам. 3.9. Испытуемый может быть включен в испытание только на основании добровольного информированного согласия, полученного после детального ознакомления с материалами исследования. 3.10. Сбор, обработка и хранение информации, полученной в ходе клинического испытания, должны обеспечивать точное и правильное представление, объяснение и подтверждение данных. 3.11. Документы, позволяющие установить личность испытуемого, должны сохраняться в тайне от неуполномоченных лиц. 3.12. Производство и хранение исследуемого препарата, а также обращение с ним осуществляется в соответствии с Правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств (Good Manufacturing Practice - GMP). Препарат должен использоваться в соответствии с утвержденным протоколом исследования. Приказом Минздрава РФ и Минэкономики РФ от 3 декабря 1999 г. N 432/512 введен в действие Стандарт отрасли ОСТ 42-510-98 "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)" 3.13. Система процедур, используемая в процессе клинических испытаний, должна обеспечивать всестороннее качество клинических испытаний. 4. ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ/КОМИТЕТ ПО ЭТИКЕ Согласно Указанию Минздрава РФ от 19 августа 1999г. N 891-У функции Комитета по этике при Федеральном органе контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств возложены на Национальный этический комитет 4.1. Обязанности Экспертного Совета/Комитета по этике 4.1.1. Основная задача Экспертного Совета/Комитета по этике - защита прав и здоровья испытуемых, а также гарантия их безопасности. Особое внимание уделяется тем исследованиям, участниками которых могут быть уязвимые испытуемые. 4.1.2. Экспертный Совет/Комитет по этике получает на рассмотрение следующие документы: - протокол исследования и поправки к нему; - форму письменного информированного согласия и ее последующие редакции; - материалы для привлечения испытуемых к участию в исследовании (например, рекламные объявления); - Брошюру исследователя; - имеющуюся информацию по безопасности исследуемого препарата; - информацию о выплатах и компенсациях испытуемым; - curriculum vitae исследователя на настоящий момент и/или другие материалы, подтверждающие его квалификацию; - любые другие документы, которые могут потребоваться Экспертному Совету/Комитету по этике для исполнения своих обязанностей. Экспертный Совет/Комитет по этике рассматривает вопрос о проведении клинического испытания в установленные сроки и дает письменное заключение, указывая название исследования, рассмотренные документы и дату одного из следующих возможных решений: - разрешения/одобрения на проведение исследования; - требования о внесении изменений в предоставленную документацию для получения разрешения/одобрения на проведение испытания; - отказа в разрешении/одобрении на проведение исследования; - отмены/приостановления данных ранее разрешения/одобрения на проведение исследования. 4.1.3. Экспертный Совет/Комитет по этике оценивает квалификацию исследователя на основании его curriculum vitae на настоящий момент и/или другой необходимой документации, полученной по запросу Экспертного совета/Комитета по этике. 4.1.4. В процессе исследования Экспертный Совет/Комитет по этике периодически рассматривает документацию с частотой, зависящей от степени риска, которому подвергаются испытуемые, но не реже одного раза в год. 4.1.5. Экспертный Совет/Комитет по этике может потребовать, чтобы испытуемым помимо информации, указанной в пункте 5.8.10., были предоставлены дополнительные сведения об исследовании, если по мнению Экспертного Совета/Комитета по этике это необходимо для защиты прав и здоровья испытуемых. 4.1.6. Если согласие на участие испытуемого в не лечебном исследовании дает его законный представитель (см. пункты 5.8.12. и 5.8.14.), Экспертный Совет/Комитет по этике должен убедиться в том, что в предоставленном протоколе и/или другой документации полноценно отражены этические аспекты данного исследования. 4.1.7. Если протокол указывает на невозможность получения согласия у испытуемого или его законного представителя (см. пункт 5.8.15.) до момента включения испытуемого в исследование (например, терапия неотложных состояний). Экспертный Совет/Комитет по этике должен убедиться в том, что в предоставленном протоколе и/или другой документации полноценно отражены этические аспекты этого исследования. 4.1.8. Экспертный Совет/Комитет по этике рассматривает порядок и суммы выплат испытуемым, чтобы убедиться в отсутствии необоснованной заинтересованности или принуждения испытуемых. 4.1.9. Экспертный Совет/Комитет по этике должен убедиться в том, что информация о материальном вознаграждении испытуемых, включая методы, суммы и порядок выплат, полностью отражена в форме письменного информированного согласия и/или других предоставляемых испытуемым материалах. Должно быть указано, на каких этапах исследования будут производиться выплаты и приведены их суммы. 4.2. Состав Экспертного Совета/Комитета по этике и порядок его работы 4.2.1. В состав Экспертного Совета/Комитета по этике должно входить достаточное число лиц, обладающих необходимыми суммарным опытом и квалификацией для экспертной оценки научных, медицинских и этических аспектов планируемого исследования. Рекомендуется включение в состав Экспертного Совета/Комитета по этике: - не менее пяти членов; - одного и более члена, не являющегося научным работником; - одного и более члена, не являющегося сотрудником медицинского учреждения/исследовательского центра, в котором проводится испытание. Только члены Экспертного Совета/Комитета по этике, не являющиеся сотрудниками исследователя или спонсора, могут принимать участие в голосовании по вопросу разрешения/одобрения на проведение исследования. Экспертный Совет/Комитет по этике оформляет список своих членов с указанием их квалификации. 4.2.2. Экспертный Совет/Комитет по этике действует в соответствии с утвержденными стандартными процедурами, ведет необходимую документацию и протоколирует заседания. Его деятельность должна соответствовать Правилам GCP и действующим нормативным требованиям. 4.2.3. На официальных заседаниях Экспертный Совет/Комитет по этике принимает решения при наличии кворума, определенного соответствующим положением. 4.2.4. Только те члены Экспертного Совета/Комитета по этике, которые принимают непосредственное участие в рассмотрении документации по исследованию и его обсуждении, могут участвовать в голосовании и давать рекомендации по вопросу разрешения/одобрения на проведение испытания. 4.2.5. Исследователь предоставляет информацию Экспертному Совету/Комитету по этике по любым аспектам исследования, однако не принимает участие в прениях или в голосовании по вопросу разрешения/одобрения на проведение испытания. 4.2.6. Экспертный Совет/Комитет по этике может прибегать к помощи независимых экспертов по специальным вопросам. 4.3. Процедуры Экспертный Совет/Комитет по этике должен разработать, документально оформить и соблюдать положения, регламентирующие или включающие в себя: 4.3.1. Состав Экспертного Совета/Комитета по этике (фамилии и квалификацию входящих в него лиц). 4.3.2. Планирование и проведение заседаний, оповещение членов Экспертного Совета/Комитета по этике о предстоящих заседаниях. 4.3.3. Первичное и повторное рассмотрение документации. 4.3.4. Определение периодичности рассмотрения документации по исследованию. 4.3.5. Рассмотрение по упрощенной процедуре и утверждение/ одобрение незначительных изменений в ходе исследования. 4.3.6. Указание на то, что ни один испытуемый не может быть включен в исследование до выдачи Экспертным Советом/Комитетом по этике документа о разрешении/одобрении на проведение клинического испытания. 4.3.7. Указание на недопустимость отклонений от протокола или его изменения без предварительного утверждения/одобрения Экспертным Советом/Комитетом по этике (за исключением изменений, направленных на устранение угрозы здоровью испытуемых, или когда они касаются только административных и материально - технических аспектов исследования, например, замена монитора, изменение номера телефона (см. пункт 5.5.2.). 4.3.8. Указание на то, что исследователь должен своевременно сообщать Экспертному Совету/Комитету по этике о следующих событиях: - об отклонениях от протокола или изменениях протокола с целью устранения непосредственной опасности, угрожающей испытуемым (см. пункты 4.3.7., 5.5.2., 5.5.4.); - об обстоятельствах, увеличивающих степень риска для испытуемых и/или существенно влияющих на проведение клинического испытания в целом (см. пункт 5.10.2.); - обо всех непредвиденных серьезных побочных эффектах исследуемого препарата; - о появлении новых данных, которые могут свидетельствовать об увеличении риска для испытуемых и повлиять на ход исследования в целом. 4.3.9. Указание на то, что Экспертный Совет/Комитет по этике должен своевременно в письменном виде сообщить исследователю/ медицинскому учреждению о следующем: - о своих решениях/заключениях, касающихся проведения клинического исследования; - об основаниях для принятия решений/заключений; - о процедуре обжалования решения/заключения. 4.4. Документация Экспертный Совет/Комитет по этике должен хранить документацию (стандартные процедуры, списки членов с указанием рода деятельности и места работы, представленные на рассмотрение документы, протоколы заседаний и корреспонденцию) не менее трех лет после завершения исследования и предоставлять ее по требованию разрешительных инстанций. Исследователи, спонсор, представители разрешительных инстанций могут запросить у Экспертного Совета/Комитета по этике его стандартные процедуры и список его членов. 5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬ 5.1. Квалификация и обязательства исследователя 5.1.1. Исследователь должен иметь образование, профессиональную подготовку и опыт, позволяющие ему принять ответственность за надлежащее проведение клинического испытания. Исследователь должен обладать квалификацией, отвечающей действующим нормативным требованиям и подтверждаемой его curriculum vitae на настоящий момент и/или другими необходимыми документами, предъявляемыми по требованию спонсора, Экспертного Совета/Комитета по этике и/или разрешительных инстанций. 5.1.2. Исследователь должен внимательно ознакомиться с протоколом исследования препарата, Брошюрой исследователя, инструкцией по применению препарата и другим источникам информации, полученным от спонсора. 5.1.3. Исследователь должен знать и соблюдать Правила GCP и действующие нормативные требования. 5.1.4. Исследователь/медицинское учреждение не должны препятствовать проведению мониторинга и аудита спонсором, а также инспекции со стороны разрешительных инстанций. 5.1.5. Исследователь ведет список квалифицированных сотрудников, которым он поручает определенные обязанности проведения исследования. 5.2. Возможности исследователя 5.2.1. Исследователь должен продемонстрировать (например, на основании ретроспективных данных) способность набрать необходимое число испытуемых, соответствующих критериям отбора, в установленные сроки. 5.2.2. Исследователь должен надлежащим образом провести и завершить исследование в течение установленного срока. 5.2.3. Исследователь должен иметь в своем распоряжении достаточное число квалифицированных сотрудников и соответствующие помещения в течение всего срока исследования для проведения его надлежащим и безопасным для испытуемых образом. 5.2.4. Исследователь должен убедиться в том, что весь персонал, принимающий участие в проведении исследования, ознакомлен с протоколом, информацией об исследуемом препарате, а также со своими функциями и обязанностями в испытании. 5.3. Медицинская помощь испытуемым 5.3.1. Квалифицированный врач, являющийся исследователем или его сотрудником, несет ответственность за все решения по вопросам оказания медицинской помощи в рамках исследования. 5.3.2. В течение и после окончания участия испытуемого в исследовании исследователь/медицинское учреждение должны обеспечить оказание испытуемому необходимой медицинской помощи в случае любых выявленных в ходе исследования негативных проявлений, включая клинически значимые изменения лабораторных показателей. Исследователь/медицинское учреждение обязаны сообщить испытуемому о необходимости лечения интеркуррентных заболеваний, выявленных в ходе испытания. 5.3.3. Исследователю следует сообщить участковому (семейному) врачу об участии испытуемого в исследовании, если испытуемый не возражает против этого. 5.3.4. Хотя испытуемый и не обязан сообщать о причинах, побудивших его досрочно прервать участие в испытании, исследователь должен попытаться выяснить эти причины, не нарушая при этом прав испытуемого. 5.4. Контакты с Экспертным Советом/Комитетом по этике 5.4.1. Исследователь/медицинское учреждение не начинают испытание до тех пор, пока Экспертный Совет/Комитет по этике не утвердит/одобрит с указанием даты протокол исследования, форму письменного согласия, ее новые редакции, материалы для привлечения испытуемых к участию в исследовании (например, рекламные объявления) и другие предназначенные для предоставления испытуемым материалы. 5.4.2. Вместе с другими документами исследователь/медицинское учреждение должны предоставить Экспертному Совету/Комитету по этике копию Брошюры исследователя в последней редакции. Если Брошюра исследователя редактируется в процессе испытания, исследователь/медицинское учреждение предоставляют Экспертному Совету/Комитету по этике экземпляр Брошюры для исследователя в новой редакции. 5.4.3. Во время испытания исследователь/медицинское учреждение должны предоставлять Экспертному Совету/Комитету по этике все подлежащие рассмотрению документы. 5.5. Соблюдение протокола 5.5.1. Исследователь/медицинское учреждение должны проводить испытание в соответствии с протоколом, согласованным со спонсором и, при необходимости, с разрешительными инстанциями и утвержденным/одобренным Экспертным Советом/Комитетом по этике. В подтверждение достигнутой договоренности исследователь/медицинское учреждение и спонсор подписывают протокол или отдельное соглашение. 5.5.2. Исследователь не должен допускать никаких отклонений от протокола или вносить в него изменения без согласия спонсора и без предварительного рассмотрения и документально оформленного утверждения/одобрения поправки Экспертным Советом/Комитетом по этике, кроме изменений для устранения угрозы здоровья испытуемых, или когда изменения затрагивают только материально - технические или административные аспекты исследования (например, замена монитора, изменение номера телефона). 5.5.3. Исследователь или назначенный им сотрудник должны регистрировать любое отклонение от утвержденного протокола с указанием причин. 5.5.4. Исследователь может отклониться от протокола или внести в него изменения для устранения непосредственной опасности, угрожающей испытуемым, без предварительного разрешения/санкции Экспертного Совета/Комитета по этике. В кратчайшие сроки описание допущенного отклонения или изменения, их причина и, при необходимости, предлагаемая поправка к протоколу должны быть предоставлены: - Экспертному Совету/Комитету по этике для рассмотрения и утверждения/одобрения; - спонсору для согласования; - разрешительным инстанциям, если необходимо. 5.6. Исследуемый препарат 5.6.1. Ответственность за учет изучаемого препарата в исследовательском центре возлагается на исследователя/медицинское учреждение. 5.6.2. В некоторых случаях исследователь/медицинское учреждение могут передать некоторые или все обязанности по учету изучаемого препарата провизору или иному специалисту, находящемуся в подчинении исследователя или являющемуся сотрудником медицинского учреждения. 5.6.3. Необходимо вести учет доставки препарата в исследовательский центр, проводить его инвентаризацию, регистрировать расход на каждого испытуемого, возврат спонсору или другие способы утилизации неиспользованного препарата. В журнале учета указываются даты, количество, номера партий/серий, сроки хранения (если установлены) и коды исследуемого препарата и испытуемого. Исследователь ведет записи о получении испытуемыми исследуемого препарата в предусмотренных протоколом дозах. 5.6.4. Исследуемый препарат должен храниться в соответствии с инструкциями спонсора (см. пункты 6.13.2. и 6.14.3.) и действующими нормативными требованиями. 5.6.5. Исследователь должен гарантировать использование исследуемого препарата согласно утвержденному протоколу. 5.6.6. Исследователь/медицинское учреждение или назначенный ими сотрудник должны объяснить правила приема исследуемого препарата всем испытуемым и проверять через определенные промежутки времени (в зависимости от характера исследования) соблюдение испытуемыми этих правил. 5.7. Процедуры рандомизации и раскрытия кода Исследователь должен соблюдать процедуру рандомизации в ходе испытания, если таковая предусмотрена, и следить за тем, чтобы раскрытие кода осуществлялось только в соответствии с протоколом. Если испытание проводится слепым методом, исследователь должен немедленно зарегистрировать и объяснить спонсору любое преждевременное раскрытие рандомизационного кода (например, случайное раскрытие кода или раскрытие кода в связи с развитием серьезного нежелательного явления). 5.8. Информированное согласие 5.8.1. При получении и документальном оформлении информированного согласия исследователь должен соблюдать действующие нормативные требования, придерживаться Правил GCP и основополагающих этических принципов Хельсинкской Декларации. Исследователь/медицинское учреждение не начинают испытание пока Экспертный Совет/Комитет по этике не утвердит/одобрит в письменном виде форму письменного информированного согласия и другие материалы, предназначенные для предоставления испытуемым. 5.8.2. Форма информированного согласия и другие предоставляемые испытуемым материалы пересматриваются по мере появления информации, способной повлиять на согласие испытуемого. Новые редакции письменного согласия и других предоставляемых испытуемым материалов предварительно утверждаются/одобряются Экспертным Советом/Комитетом по этике. Испытуемый или его законный представитель должны быть своевременно ознакомлены с новой информацией, способной повлиять на желание испытуемого продолжить участие в исследовании. Факт сообщения этой информации должен быть документально подтвержден. 5.8.3. Ни исследователь, ни его сотрудники не должны оказывать давление на испытуемого или вызывать у него необоснованную заинтересованность в участии или продолжении участия в исследовании. 5.8.4. Ни устная информация, ни письменные материалы об исследовании, включая форму письменного согласия, не должны содержать формулировок, прямо вынуждающих испытуемого или его законного представителя отказаться от своих законных прав или допускающих подобное толкование. Они также не должны содержать заявлений, освобождающих исследователя, медицинское учреждение, спонсора или его представителей от ответственности за допущенную халатность, или формулировок, позволяющих подобную интерпретацию. 5.8.5. Исследователь или назначенный им сотрудник должны в полной мере проинформировать испытуемого или, если испытуемый не способен дать согласие на основе ознакомления, его законного представителя обо всех значимых аспектах исследования, в том числе ознакомить его с информационными материалами, утвержденными/ одобренными Экспертным Советом/Комитетом по этике. 5.8.6. Устная информация и письменные материалы об исследовании, включая форму согласия, по возможности не должны содержать специальных терминов и должны быть понятны испытуемому или его законному представителю и, если потребуется, незаинтересованному свидетелю. 5.8.7. Исследователь или его сотрудник должны до получения информированного согласия дать испытуемому или его законному представителю достаточное количество времени для принятия решения об участии в исследовании и предоставить возможность запросить информацию о подробностях испытания. Испытуемый или его законный представитель должны получить исчерпывающие ответы на все вопросы об исследовании. 5.8.8. До включения испытуемого в исследование он сам или его законный представитель и лицо, проводившее разъяснительную беседу, подписывают и датируют форму письменного согласия. 5.8.9. Если испытуемый или его законный представитель не умеют или не могут читать, в течение всей разъяснительной беседы должен присутствовать незаинтересованный свидетель. После того, как испытуемому или его законному представителю прочитали и разъяснили форму письменного согласия и другие материалы, испытуемый или его законный представитель дают устное согласие на участие испытуемого в исследовании и, если способны, подписывают и датируют форму согласия. После этого свидетель также ставит дату и подпись на форме письменного согласия, чем подтверждает, что информация, содержащаяся в этом документе и других материалах, разъяснена и понята испытуемым или его законным представителем и что согласие на участие в исследовании дано добровольно. 5.8.10. При разъяснительной беседе с испытуемым или его законным представителем, в форме письменного согласия и других предоставляемых испытуемым материалах должны быть затронуты следующие вопросы: Научное обоснование исследования. - Задачи исследования. - Исследуемый препарат и вероятность попадания в одну из групп испытуемых. - Процедуры исследования, включая инвазивные методы. - Обязанности испытуемого. - Экспериментальные процедуры исследования. - Неудобства для испытуемого, а также объективно предсказуемый риск как для самого испытуемого, так и для зародыша, плода или грудного ребенка. - Объективно ожидаемая польза. Если исследование не имеет терапевтических целей, необходимо сообщить об этом испытуемому. - Другие виды лекарственного или нелекарственного лечения, которые могут быть назначены испытуемому, а также их потенциальные польза и риск. - Компенсация и/или лечение, на которые испытуемый может рассчитывать в случае нанесения вреда его здоровью в ходе исследования. - Размер выплат испытуемому, если таковые предусмотрены, пропорционально длительности его участия в исследовании. - Расходы испытуемого, если таковые ожидаются, связанные с его участием в исследовании. - Добровольность участия в исследовании. Испытуемый может отказаться от участия в исследовании в любой момент без каких - либо санкций или ущемления его прав на другие виды лечения. - Мониторы, аудиторы, Экспертный Совет/Комитет по этике и разрешительные инстанции имеют непосредственный доступ к записям в первичной медицинской документации испытуемого в объеме, определенном соответствующими законами и подзаконными актами, не нарушая при этом анонимности испытуемого. Подписывая форму письменного согласия, испытуемый или его законный представитель дают разрешение на доступ к этой документации. - Анонимность испытуемого будет сохраняться в тайне и может быть раскрыта только в пределах, установленных соответствующими законами и/или подзаконными актами. При публикации результатов исследования анонимность испытуемого будет сохранена. - Испытуемый или его законный представитель будут своевременно ознакомлены с новыми сведениями, которые могут повлиять на желание испытуемого продолжить участие в исследовании.

Обзор документа

Утверждены правила проведения клинических и клинико-лабораторных испытаний (исследований) медицинских изделий.

В частности, клинические испытания (исследования) должны проводиться в соответствии с принципами Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации 1964 г. "Этические принципы медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта исследования".

Исследователь несет ответственность за проведение клинического испытания (исследования) медицинского изделия. Он должен иметь доступ ко всем имеющимся техническим и клиническим данным об исследуемом медицинском изделии.

Отчет о клиническом испытании (исследовании) должен содержать критическую оценку всех данных, полученных в ходе испытаний (исследований), в т. ч. негативных данных. Такой отчет должен быть составлен по установленной форме, подписан исследователями и утвержден руководителем медицинской организации.

При проведении многоцентровых клинических испытаний (исследований) составляется общий отчет. Он должен быть подписан исследователями и руководителями медицинских организаций и утвержден координатором-исследователем.

Установлено, что для медизделий классов потенциального риска применения 3, 2б и имплантируемых медизделий клинические испытания (исследования) в целях регистрации должны проводиться в форме многоцентровых испытаний (исследований). Для этого определены следующие условия. Так, клинические испытания должны были проводиться в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС и на их территориях до 1 января 2016 г. или продолжать выполняться по состоянию на 1 января 2016 г. (при завершенном наборе пациентов). Клинические испытания должны были проводиться на территориях государств, не являющихся членами ЕАЭС, до 1 января 2016 г. или продолжать выполняться по состоянию на 1 января 2016 г. (при завершенном наборе пациентов). Клинические испытания, инициированные после 1 января 2016 г., должны были проводиться в соответствии с правом ЕАЭС, при этом одно из них - в одном из государств - членов ЕАЭС.

Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты вступления в силу Протокола о присоединении Армении к Соглашению о единых принципах и правилах обращения медизделий в рамках ЕАЭС, но не ранее чем по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.