Федеральный закон “О пожарной безопасности”. Фз о пожарной безопасности N 69 фз от 21.12 1994

В любой сфере, в любой отрасли сотрудникам, рабочим, служащим необходимо обеспечивать безопасность. Особенно данное правило касается той деятельности, которая весьма опасна для жизни, например пожарной службы. Именно поэтому 21 декабря 1994 года был издан федеральный закон под названием «О пожарной безопасности».

Дата принятия

Данный нормативно-правовой акт носит статус федерального закона, что говорит о высшей степени его юридической силы, не считая Конституции, конечно. НПА от 21 декабря был принят палатой Федерального Собрания 18 ноября 1994 года. Правовой документ носит номер 69.

Несмотря на двенадцатилетний возраст, закон не теряет своей актуальности, так как изменения в него вносятся по несколько раз в год. Если вы обратите внимание на список актов, вносящих изменения, то увидите там более 30 документов.

Как и в любом другом законе, здесь в качестве небольшого предисловия сказано, что закон от 21 декабря призван обеспечивать пожарную безопасность, так как данное направление деятельности является одним из важнейших функций российского государства.

Общая информация

Первая статья нормативно-правового акта рассказывает об общих положениях, а именно на законодательном уровне раскрывает основные понятия, которые используются далее в тексте закона. Например, именно законом от 21 декабря 1994 года интерпретируются такие понятия, как «пожар», «пожарная безопасность», «требования пожарной безопасности» и прочие. Список понятий постоянно пополняется и не является закрытым перечнем.

Далее в законе рассказывается про систему обеспечения безопасности, которая, собственно, представляет собой совокупность средств, обеспечивающих пожарную безопасность. Важно упомянуть о функциях вышеназванной системы, среди которых первое место занимает функция пожарной охраны, а также организация её деятельности. Этот перечень не является исчерпывающим, и периодически в данную статью вносятся небольшие изменения.

Пожарная охрана: задачи, виды

21 декабря Москва приняла закон «О пожарной безопасности», где вторая глава носит название «Пожарная охрана». В ней содержится 11 статей, среди которых 2 утратили силу. Начинается она с 4 статьи, в которой говорится о видах и основных задачах пожарной охраны. Согласно нормативному акту существуют следующие ее виды:

  • государственная;
  • частная;
  • муниципальная;
  • ведомственная.

Всего выделяют три основных задачи пожарной охраны: профилактика пожаров, спасение людей и оказание им первой доврачебной помощи, тушение пожаров и, наравне с этим, проведение спасательных работ.

К государственной противопожарной службе относятся службы федерального и регионального уровней. В данных организациях собраны все подразделения, основная деятельность которых направлена на решение поставленных законом от 21 декабря задач. Немаловажное значение также имеет Положение о федеральной противопожарной службе, где раскрываются основные тонкости

Немного о надзоре

Помимо эффективно функционирующих органов, обеспечивающих противопожарную безопасность граждан, в данной сфере функционирует пожарный надзор.

Контролирующие учреждения на местах уполномочены осуществлять надзорную деятельность на объектах, которые принадлежат юридическим лицам или организациям с иностранными вложениями, деятельность которых регулируется вышеназванным федеральным законом от 21 декабря.

Кроме того, пожарный надзор уполномочен проводить проверки в дипломатических и консульских учреждениях на территории иностранных государств. Должностные лица, уполномоченные на осуществление контроля и надзора, также обладают рядом непосредственных прав, а именно:

  • запрашивают информацию, необходимую для проведения проверок;
  • посещают территорию того или иного проверяемого учреждения;
  • выдают предписания в случае выявления нарушений;
  • производят дознание при наличии признаков состава преступления, а также пользуются рядом иных прав.

Полномочия в области пожарной охраны

Следующая глава закона от 21 декабря включает в себя положения о полномочиях, присвоенных органам власти и местного самоуправления.

К основным полномочиям федеральных органов власти относятся разработка и практическое преобразование государственной политики; разработка и выполнение целевых программ; создание и ликвидация управленческих органов; организация развития науки и техники, а также ряд иных мероприятий, составляющих основу деятельности пожарной службы.

В целом глава состоит из 5 статей, одна из которых утратила силу. В этой части закона особое внимание обращается на полномочия региональных органов безопасности, а также процессуальный порядок передачи прав и обязанностей с федерального уровня.

Пожарная безопасность: обеспечение

21 декабря - день принятия федерального закона «О пожарной безопасности», который рассказывает не только теоретическую и регулятивную базу, но также предусматривает порядок проведения реальных профилактических мер.

Среди спасательных мер первое место занимают нормы, регламентирующие процесс тушения пожаров, например, в статье 22 сказано: «Тушение пожаров - это действия, которые направлены на ликвидацию бедствия, а вместе с этим на спасение людей и их имущества».

Другим не менее важным пунктом спасательных мер, который содержит федеральный закон от 21 декабря, считаются пожарно-спасательные гарнизоны; выполнение специализированных работ и услуг; тематическая пропаганда и так далее.

Не действует Редакция от 06.08.2001

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.94 N 69-ФЗ (ред. от 06.08.2001) "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы.

Личному составу Государственной противопожарной службы, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, телефоны по месту жительства устанавливаются не позднее двух месяцев со дня поступления письменного обращения Государственной противопожарной службы.

Личный состав Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также попутным транспортом в сельской местности.

Личному составу Государственной противопожарной службы, использующему в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.

Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и погашением 75 процентов предоставленной ссуды за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым министром внутренних дел Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основаниях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного сотрудника, военнослужащего, работника, в том числе выделение ей отдельной квартиры, должно быть произведено органами местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.

На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров предприятия с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих предприятий.

Сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели при исполнении служебных обязанностей либо смерти вследствие получения в связи с исполнением ими служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. Обязательное государственное личное страхование указанных лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы.

В случае гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей семье погибшего (умершего), а также его иждивенцам выплачивается за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания указанного лица с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

При получении сотрудником, военнослужащим, работником Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, указанному лицу выплачивается за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере его пятилетнего денежного содержания с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Единовременные пособия, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, выплачиваются в срок не позднее трех месяцев со дня гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы или со дня представления в установленном порядке документов, подтверждающих факт получения им травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания.

Ущерб, причиненный имуществу личного состава Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности, в том числе по федеральным и региональным целевым программам в области пожарной безопасности, планируется и осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров), пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета. Распределение указанных средств производит федеральный орган управления Государственной противопожарной службы. В случае необходимости могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.

Объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости также и за счет дополнительных средств других источников финансирования.

Специальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся на долевых началах за счет средств федерального бюджета и средств этих предприятий. Перечень и порядок содержания этих подразделений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на каждые 650 человек населения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание Государственной противопожарной службы.

Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.

Материально-техническое обеспечение органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы осуществляется ими самостоятельно, а также в порядке и по нормам, которые определяются Правительством Российской Федерации через систему материально-технического и военного снабжения, систему специальных поставок Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется их собственниками.

Имущество пожарной охраны - движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным в установленном порядке федеральным органом управления Государственной противопожарной службы.

Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с Государственной противопожарной службой и соответствующим исполнительным органом государственной власти.

При отказе собственника от содержания подразделения пожарной охраны и его имущества, в случае если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со стороны Государственной противопожарной службы и соответствующего исполнительного органа государственной власти, это имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также предприятия, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, в обязательном порядке предоставляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами.

Государственная противопожарная служба имеет служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.

Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также зарегистрировавшими их предприятиями.

Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с Государственной противопожарной службой. На время несения службы за ними сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы предприятий по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления.

Предельная численность добровольных пожарных, которые несут службу в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи, определяется органами местного самоуправления.

В населенных пунктах добровольные пожарные, осуществляющие дежурство в подразделениях пожарной охраны, по представлению Государственной противопожарной службы имеют право на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях.

Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.

Всероссийское добровольное пожарное общество, являясь общественным объединением, представляет и защищает законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые уполномочили его на это.

Представительство в международных фондах, комитетах, объединениях и других организациях по вопросам пожарной безопасности осуществляет федеральный орган управления Государственной противопожарной службы в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Глава III. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся:

разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;

разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ;

организация разработки и утверждение государственных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов по пожарной безопасности;

планирование и исполнение федерального бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, содержащихся за счет средств федерального бюджета;

организация государственного пожарного надзора;

установление общих принципов обеспечения пожарной безопасности и осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

установление численности пожарной охраны, содержащейся за счет средств федерального бюджета, а также перечня и численности подразделений пожарной охраны, комплектуемых лицами, призываемыми на военную службу;

установление перечня предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, в том числе содержащаяся за счет средств федерального бюджета;

организация развития науки и техники, координация основных научных исследований и разработок;

утверждение номенклатуры, объемов выпуска и поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу;

установление общих принципов лицензирования и сертификации;

создание государственных систем информационного обеспечения, а также систем статистического учета пожаров и их последствий;

установление общих принципов организации противопожарной службы гражданской обороны и мобилизационных заданий органам управления и подразделениям пожарной охраны;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны;

установление знаков отличия и формы одежды пожарной охраны.

К полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:

нормативное правовое регулирование, в том числе деятельности пожарной охраны, в пределах их компетенции;

контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;

создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

установление численности пожарной охраны (не ниже нормативной), содержащейся за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, лиц, находящихся в запасе (в отставке), а также членов их семей;

обеспечение пожарной охраны необходимой пожарно-технической продукцией;

лицензирование и сертификация;

официальный статистический учет пожаров и их последствий;

содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:

нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;

разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

организация обучения населения мерам пожарной безопасности;

разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;

осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты гражданами и юридическими лицами налогов и страховых отчислений на обеспечение пожарной безопасности;

осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;

разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;

осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;

содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;

обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров;

содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;

организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Государственной противопожарной службой в части обеспечения пожарной безопасности.

Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

на межрегиональном уровне - федеральными органами государственной власти;

на территориальном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке.

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;

создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;

использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, на территории которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

(в ред. Федеральных законов РФ от 22.08.95 N 151-ФЗ , от 24.01.98 N 13-ФЗ )

Пожарно-техническая продукция производится на основе государственного заказа и государственного оборонного заказа, а также в порядке предпринимательской деятельности.

Производство пожарно-технической продукции регулируется и поддерживается государством.

Государственный заказ на пожарно-техническую продукцию формируется и размещается на основе федеральных целевых программ в области пожарной безопасности. Государственный оборонный заказ на пожарно-техническую продукцию определяется Правительством Российской Федерации.

Организация работ по выполнению государственного заказа и государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:

охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе;

производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;

выполнение проектных, изыскательских работ;

проведение научно-технического консультирования и экспертизы;

испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;

обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;

огнезащитные и трубо-печные работы;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;

строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;

другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы.

Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и предприятия.

Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются Государственной противопожарной службой.

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее - информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.

Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются федеральными законами и нормативными документами по пожарной безопасности.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

В Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.

Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба.

Порядок учета пожаров и их последствий определяется Государственной противопожарной службой по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Противопожарное страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

Предприятия, иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, должны проводить обязательное противопожарное страхование:

имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоряжении;

гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;

работ и услуг в области пожарной безопасности.

Порядок и условия обязательного противопожарного страхования устанавливаются федеральным законом. Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, определяется Правительством Российской Федерации.

В целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, создаются фонды пожарной безопасности, формируемые за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм. Управление фондами пожарной безопасности осуществляет Государственная противопожарная служба на основе типового устава, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование предприятиями, иностранными юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год.

При противопожарном страховании страхователям предоставляются скидки со страховых тарифов с учетом состояния пожарной

Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности осуществляют научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные и иные научно-технические учреждения и организации, а также соответствующие учебные заведения.

Финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств предприятий и средств фондов пожарной безопасности, а также за счет других источников финансирования. Научно-технические разработки для реализации задач Государственной противопожарной службы выполняются за счет средств федерального бюджета.

Координация научных исследований в области пожарной безопасности возлагается на Государственную противопожарную службу, в системе которой находится головное пожарно-техническое научно-исследовательское учреждение.

Федеральные органы исполнительной власти, предприятия при создании новых технологий и продукции организуют проведение необходимых научно-технических разработок в целях обеспечения законных интересов личности, общества и государства в области пожарной безопасности.

Статья 32. Лицензирование

Настоящим Федеральным законом устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности.

Перечень лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности определяется Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию.

Деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Государственной противопожарной службой. Порядок лицензирования определяется Государственной противопожарной службой. При этом размер лицензионного сбора устанавливается по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Финансовые средства, получаемые Государственной противопожарной службой в результате лицензирования, направляются в соответствующие фонды пожарной безопасности.

Осуществление предприятием или гражданином деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензии либо с нарушением условий лицензирования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным условием лицензирования для всех лицензируемых видов деятельности (работ, услуг).

Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется Государственной противопожарной службой.

По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия.

Порядок организации и проведения сертификации определяется Государственной противопожарной службой по согласованию с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг.

Глава V. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

Граждане имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны:

организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на подведомственных предприятиях и соответствующих территориях;

создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны;

оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;

создавать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

организовывать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществлять финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности.

В целях координации и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации создается в установленном порядке правительственная комиссия Российской Федерации по пожарной безопасности. Соответствующие комиссии создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны:

организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности;

принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению;

создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействовать деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Предприятия имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Предприятия обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

собственники имущества;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются:

50 процентов - в федеральный бюджет;

50 процентов - в соответствующие фонды пожарной безопасности.

Предприятия за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности по постановлению должностных лиц Государственной противопожарной службы уплачивают в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, штраф в размере до двух процентов соответствующих месячных фондов оплаты труда, а иные субъекты предпринимательской деятельности - в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Основания и порядок привлечения предприятий к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Глава VI. Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок вносит в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении федерального законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок в установленном порядке:

разработать и обеспечить реализацию федеральной целевой программы "Пожарная безопасность и социальная защита на 1995 - 1997 годы"

представить на рассмотрение Государственной Думы предложения о внесении изменений в действующее законодательство в части усиления ответственности за нарушения требований пожарной безопасности;

обеспечить комплектование подразделений Государственной противопожарной службы военнослужащими по призыву до 1997 года.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.94 N 69-ФЗ (ред. от 06.08.2001) "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.94 N 69-ФЗ (ред. от 06.08.2001) "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

ФЗ - 69 о пожарной безопасности является основополагающим нормативным документом в области ПБ. В статье расскажем об основных его положениях. Скачайте текст закона в актуальной редакции с изменениями.

Из статьи вы узнаете:

Федеральный закон о пожарной безопасности

Закон устанавливает ответственность за реализацию противопожарных мер в России. Согласно этому нормативному акту, существует четыре уровня в системе обеспечения пожарной безопасности, определены права и обязанности участников этой системы, источники финансирования, а также взаимоотношения между уровнями.

Система обеспечения пожарной безопасности

СОПБ – это совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности.

Уровни СОПБ:

1. Государственный.

2. Местные органы власти.

3. Работодатель.

4. Граждане РФ, не задействованные в трех верхних эшелонах.

На государственном уровне, к которому можно отнести и уровень субъектов, проводится законодательная деятельность. Пожарную безопасность в РФ , помимо 69-ФЗ, регламентируют , . Все три документа основаны на сводах правил, на обязательных ГОСТах, на отраслевых стандартах, на строительных нормах и правилах и т.п.

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

О требованиях пожарной безопасности см. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ

Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей см. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ

См. обзоры изменений настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст преамбулы в предыдущей редакции

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Глава I. Общие положения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности;

См. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца девятого статьи 1

пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

См. Перечень пожарно-технической продукции, утвержденный приказом ГУГПС МВД РФ от 18 июня 1996 г. N 33

Информация об изменениях:

См. текст абзаца одиннадцатого статьи 1

федеральный государственный пожарный надзор - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности;

ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

подтверждение соответствия в области пожарной безопасности - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;

нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;

гарнизон пожарной охраны - совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;

организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях;

локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Федеральный закон под номером 69 регулирует вопросы пожарной безопасности и меры, направленные на устранение угрозы возгораний. Данные аспекты являются одними из наиболее приоритетных в обеспечении жизнедеятельности физических и юридических лиц. Поэтому в изучении данного закона актуальна не только изначальная редакция, но и последние изменения.

Федеральный закон под номером 69 был принят 18 ноября 1994 и вступил в силу на момент опубликования — 21 декабря того же года. По своей структуре ФЗ 69 состоит из нескольких глав, тематически объединяющих в себе следующие положения:

  • общие положения, регламентирующие понятия и противопожарную систему;
  • вопросы, относящиеся к понятию пожарной охраны, видам, службам и соответствующим органам;
  • полномочия органов государственной власти и местной администрации в области противопожарной защиты;
  • положения об обеспечении пожарной безопасности, процедура информирования и техника безопасности;
  • права и обязанности граждан, а также ответственность за нарушения закона.

Основное назначение ФЗ 69 — обеспечить пожарную безопасность и исключить возможности возгорания. Приоритет ставится на превентивных мерах. В соответствии с данным аспектом закон постоянно дорабатывается для решения актуальных угроз в обеспечении пожарной безопасности. Последние изменения были внесены 28 мая 2017 года.

Текст ФЗ 69

Для ознакомления с последней редакцией, скачать Закон “О пожарной безопасности” можно по актуальной . Приведенный текст содержит все изменения и поправки, актуальные на 2017 год. Для изучения законодательства в области пожарной безопасности необходимо рассматривать ФЗ 69 в актуальной редакции с учетом последних изменений.ъ

Не будет лишним знать нормы закона и положения .

Последние изменения в Законе «О пожарной безопасности»

Последние поправки в ФЗ 69 были внесены 28 мая 2017 года. Они коснулись следующих положений:

  • в новой редакции была исправлена преамбула к Закону “О пожарной безопасности”, перечисление отдельных видов учреждений и организаций было упразднено — подразумевается, что ответственность за принятие мер противопожарной защиты по ФЗ 69 лежит на всех юридических и физических лицах;
  • были изменены отдельные формулировки в статьях 1, 6, 6.1, 25 и 34 — в ряде случаев положения были частично дополнены уточняющими аспектами, в иных статьях текст был отредактирован в соответствии с изменениями в текущем законе и иных законодательных актах;
  • статья 1 ФЗ 69 была дополнена тремя новыми абзацами, регламентирующими проведение независимой оценки пожарных рисков, полномочия экспертов в проведении подобного анализа и положение о заведомо ложном заключении по угрозе возгорания;
  • статья 24 ФЗ 69 также была дополнена четвертой частью, регулирующей порядок определения минимального перечня оборудования, средств пожарной безопасности и иных технических приспособлений для организации противопожарной защиты.

Отдельные изменения в закон были внесены в ранние периоды. Для наглядности следует рассмотреть редакцию отдельных статей.

Ст 19 ФЗ 69 регламентирует полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. В текст положения в ноябре 2015 были внесены изменения по формулировкам для приведения его к актуальному состоянию. Иных поправок в данную статью не вносилось.

Статья 20 ФЗ 69 регулирует нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности. Последние поправки были внесены в июне 2015 года и коснулись особенностей обеспечения мер противопожарной защиты в международном медицинском кластере.

Статья 22 Федерального закона “О пожарной безопасности” регулирует аспекты, связанные с тушением пожаров и проведением спасательных работ. Последние изменения были внесены в декабре 2015 года. Коснулись они формулировок отдельных частей и введением абзаца о приостановлении деятельности организаций, находящихся в зоне воздействия опасных для жизни и здоровья факторов пожара.

Ст 25 ФЗ 69 подразумевает правовое регулирование проведения противопожарной пропаганды и соответствующее обучение. В 2017 году изменения коснулись формулировок отдельных частей. Иные поправки не вносились.

Статья 28 ФЗ 69 утратила силу согласно внесенным изменениям в августе 2004. В текущей редакции она не актуальна.

Ст 30 Федерального закона регламентирует установление особого противопожарного режима безопасности по решению государственных органов или местной администрацией. Актуальные изменения были внесены в формулировку второй части в декабре 2010 года, после чего редакция законоположения не менялась.

Статья 34 ФЗ 69 подразумевает регламентирование прав и обязанностей граждан. Изменения были внесены поправками 2017 года и коснулись формулировки “работников организаций ”, которая была изменена на “лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, ”.

Последние изменения в Закон “О пожарной безопасности” в 2017 году были введены через . Для наглядности данный закон можно скачать .