Новый приказ по оценке качества медицинской помощи. Оценка качества медицинской помощи. й этап оценки качества медицинской помощи

Порядок оценки качества изменился. Почему приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи вызывает у специалистов затруднения? Расскажем подробно как новые критерии повлияли на методику оценки КМП специалистами? Какие критерии в первую очередь важны для поликлиники и стационара?

Порядок оценки качества изменился. Почему приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи вызывает у специалистов затруднения?

Расскажем подробно как новые критерии повлияли на методику оценки КМП специалистами. Какие критерии в первую очередь важны для поликлиники и стационара?

Больше статей в журнале

Главное в статье

Как Приказ Минздрава 203 н изменил критерии качества оказания медицинской помощи

Приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи, вступивший в силу в этом году, внес значительные изменения в деятельность сотрудников медицинской сферы.

Рассмотрим главные направления, которые актуальны для любой медицинской организации:

  1. Новый приказ по контролю качества медицинской помощи вводит новые критерии оценки медпомощи:
    • при лечении новообразований в ходе оказания медицинской помощи взрослым;
    • при оказании специализированной медицинской помощи взрослым пациентам с расстройствами поведения и психических отклонениях;
    • при лечении заболеваний и состояний пациентов в перинатальном периоде;
    • при лечении некоторых болезней нервной системы;
    • при лечении болезней соединительной ткани и костно-мышечного аппарата.
  2. Приказ 203 Минздрава критерии качества медицинской помощи по отдельным направлениям расширяет:
    • при лечении болезней систем пищеварения;
    • при лечении болезней глаза и уха;
    • при лечении болезней мочеполовой системы;
    • при лечении кожных болезней;
    • при ведении пациентов в период беременности, родов и в послеродовом периоде;
    • при оказании помощи пациентам, пострадавших в результате отравлений, травм и находящихся в других тяжелых состояниях.

Оценка качества медицинской помощи в 2018 году: методика

Предполагается, что новые критерии качества медицинской помощи 2018 года помогут любому эксперту , насколько правильно были оказаны услуги конкретному пациенту, насколько своевременными были действия врачей.

В соответствии с новыми критериями была разработана методика, позволяющая достоверно оценить все данные о качестве медицинских услуг в каждом конкретном случае.

Процесс оказания медицинской помощи при этом рассматривается по каждому существующему критерию. Эксперт проводит базовую часть оценки в 4 этапа.

На 5 этапе задача эксперта – оценить объективно существующие причины допущенных нарушений.

Мнение эксперта отражается в локальной документации медучреждения – в журнале контроля, карте контроля, а также в собственном отчете эксперта.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

1-й этап оценки КМП в рамках нового приказа

Новый приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи предусматривает использовать как эффективный инструмент контроля. На первом этапе эксперт должен выявить, имели ли место нарушения предусмотренных критериями требований.

В зависимости от наличия или отсутствия нарушения, эксперт отмечает в своем отчете:

  • если нарушений не было, в карте контроля ставится «0»;
  • если нарушения присутствовали, в карте указывается их количество в единицах.

Выраженные в единицах нарушения позволяют впоследствии анализировать в динамической форме частоту и причины выявления этих нарушений.

Критерии качества оказания медицинской помощи 2018 позволяют эксперту составить шкалу соответствия параметров идеальным.

Например, за основу он может взять шкалу от 0 до 1, каждый шаг в которой будет равняться 0,1.

Таким образом, если последствия процедуры действительно были серьезными для пациента, эксперт оценит ее качество на минимальном уровне.

3-й этап оценки качества оказания медпомощи

Это значит, что полученные им на 2-м этапе отклонения будут сравнены с пороговыми значениями критериев.

Например, оценивая последствия от приема тех или иных лекарственных препаратов эксперт оценил это отклонение в значении 0,9. Такое значение не может быть признано дефектом, поскольку они в принципе не могли негативным образом повлиять на состояние здоровья пациента.

Однако, эксперт трактует критерии качества оказания медицинской помощи и полученные показатели также следующим образом:

  • если один и тот же врач регулярно допускает незначительные отклонения в процессе оказания медуслуг, это может повлиять на качество процесса в целом;
  • незначительные отклонения следует фиксировать в рамках внутреннего контроля для того, чтобы своевременно и в плановом порядке их устранять.

Существенные отклонения экспертом в любом случае должны оцениваться при оказании медпомощи.

Показатели качества медицинской помощи равные 0,8 и более следует расценивать как отсутствие дефекта, менее – фиксируется наличие дефекта.

4-й этап оценки качества медицинской помощи

В частности, полученные на предыдущих этапах значения он соотносит со следующей шкалой класса тяжести дефекта:

  • если значение составляет 0-0,1 – присваивается 4 класс опасности;
  • если значение составляет 0,2-0,3 – присваивается 3 класс опасности;
  • если значение составляет 0,4-0,5 – присваивается 2 класс опасности;
  • при значениях от 0,6 и более – присваивается 1 класс опасности.

Новые критерии качества медицинской помощи для стационаров и амбулаторий

Рассмотрим их подробнее.

Основные критерии качества в амбулаторных условиях

Критерии качества медицинской помощи в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений распределяются по нескольким подгруппам.

  1. Приказ 203 (критерии оценки качества медицинской помощи) особое внимание уделяет ведению медицинских документов. Напомним, что к ним относятся: медкарта амбулаторного пациента, индивидуальная амбулаторная карта беременной или родившей женщины, или история развития ребенка.

Что оценивает эксперт:

  • все ли разделы документа заполнены в нужном объеме;
  • содержится ли в карте амбулаторного больного его согласие на медицинской вмешательство.

Качества медицинской помощи не зря делают акцент на наличии согласия пациента – медработники часто нарушают это правило и не берут согласие. Также нарушается и другое правило – согласие берется от пациента не на каждую услугу, как это должно быть, а на комплекс услуг в одном документе.

Информированное согласие может отсутствовать в медкарте только в двух случаях, что учитывается в ходе оценки качества медпомощи:

  • документ был уничтожен в результате непредвиденных обстоятельств (наводнение, пожар и т.д.);
  • случай относится к тем, когда медработники имеют право оказывать медпомощь без получения информированного согласия (например, при поступлении в медучреждение пациента, который находится без сознания).
  1. Следующие критерии качества оказания медицинской помощи 2018 года, относящиеся к амбулаторным услугам – это соблюдение сроков оказания медпомощи и проведение первичного осмотра больного.

Фиксация первичного осмотра в карте пациента в дальнейшем позволяет установить сроки оказания медпомощи. Кроме того, состояния больного на момент обращения в медучреждение позволяет оценить его здоровье в динамике.


Врач, оценивший тяжесть состояния здоровья пациента при первом посещении может незамедлительно назначить подробную диагностику.

  1. Приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи включает также пункт о назначении лекарственных препаратов пациентам.

Важно, чтобы врач в своих назначениях учитывал, в каком состоянии находится больной, и подобрал лекарство, соответствующее его полу, возрасту и диагнозу, учел возможные осложнения.

Этот критерий очень важен – если экспертом будет доказано, что индивидуальных особенностей пациента при назначении лекарства и наступили осложнения, это будет признано дефектом медпомощи.

  1. Определение окончательного клинического диагноза. Новые критерии качества медицинской помощи 2018 года предусматривают, что решение врача должно быть основано на медицинских стандартах, клинических рекомендациях, а также данных анамнеза и осмотра пациента.

Критерии качества оказания медицинской помощи в стационаре более сложны для применения. Это связано с тем, что на госпитализацию часто попадают пациенты в тяжелом состоянии, с многочисленными осложнениями и т.д.

Поэтому специалисты действуют всегда в ограниченном времени, принимают решения очень быстро.

Поэтому новый приказ по контролю качества медицинской помощи устанавливает жесткие сроки для установления диагноза пациенту, поступившему в стационар:

  • в течение 2-х часов должны поставить предварительный диагноз пациенту в реанимации и приемном отделении;
  • в течение 24 часов окончательный диагноз должен быть постановлен госпитализированному по экстренным показаниям;
  • в течение 72 часов клинический диагноз устанавливается всем пациентам профильного отделения.

Кроме того, для стационарной медпомощи актуальны следующие медицинской помощи:

  1. Внесение в медкарту больного полной информации о его пребывании в стационаре, с указанием рекомендаций специалистов относительно его дальнейшего наблюдения в амбулаторных условиях.
  2. Соблюдение порядка назначения медикаментов пациентам. Назначения должны быть внесены в медкарту, если решение о назначении принималось комиссией врачей – оформляется протокол такого решения.
  3. Новые критерии качества медицинской помощи 2018 года дают экспертам возможность оценивать наличие плана обследования и лечения пациента.

В плане должен быть учтен диагноз пациента и его текущее состояние, наличие у него осложнений и сопутствующих болезней. План лечения всегда базируется на медицинском стандарте соответствующего профиля.

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. устанавливает возможность проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Экспертиза качества медицинской помощи может производиться в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе:

  • оценки своевременности оказания медицинской помощи;
  • оценки правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
  • оценки степени достижения запланированного результата.

Это следует из положений ч.1 ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Положения ч.1 ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. согласуются с определением понятия «качество медицинской помощи», которое закреплено в п.21 ст. 2 данного закона.

Так, согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Экспертиза качества медицинской помощи, установленная законодательством РФ, является важным элементом правоотношений в сфере охраны жизни и здоровья, и обеспечивает защиту конституционного права каждого на охрану жизни, здоровья и медицинскую помощь (ст.ст.7, 41 Конституции РФ, ст.ст.18, 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

От экспертизы качества медицинской помощи следует отличать независимую оценку качества оказания услуг медицинскими организациями (ст.79.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

В ст.79.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. При этом, ч.1 ст. 79.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. прямо говорит о том, что независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи.

Законодательством РФ установлены критерии оценки качества медицинской помощи (далее – критерии качества).

Критерии качества, как следует из ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., формируются по группам заболеваний или состояний на основе:

  • порядков оказания медицинской помощи;
  • стандартов медицинской помощи;
  • клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Критерии качества утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время критерии качества утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 г., регистрационный № 38494).

Однако, с 1 июля 2017 г. этот документ утрачивает силу, поскольку с указанной даты начнут действовать новые критерии качества, утвержденные Приказом Минздрава РФ № 520н от 15.07.2016 г. «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2016 г. Регистрационный № 43170)


Согласно Приказу № 520н от 15.07.2016 г. критерии качества применяются при оказании медицинской помощи:

  • в медицинских организациях;
  • а также в иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность,
  • имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством РФ.

Соответственно, критерии качества, утвержденные Приказом № 520н от 15.07.2016 г., относятся к медицинским организациям независимо от формы собственности и условий оказания медицинской помощи (на возмездной или безвозмездной основе).

Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи устанавливается законодательством РФ.

В настоящее время такой порядок разработан только в отношении медицинской помощи, которая оказывается в рамках программ обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

Так, в ч.3 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

В частности, проведение экспертизы медицинской помощи, оказанной в рамках ОМС, регулируется:

  • Федеральным законом № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (ст. 40 Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи);
  • Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (ред. от 29.12.2015) «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 № 19614).


Далее, в ч.4 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Между тем, такой порядок в настоящее время находится лишь в проекте.

Так, с целью реализации ч.4 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., в настоящее время, Минздравом РФ подготовлен проект (по состоянию на 14.12.2016 г.) Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

Как указано в проекте документа экспертиза качества будет проводиться путем проверки соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи.

Таким образом, в настоящее время, если медицинская помощь предоставлена не в рамках ОМС, а на платной основе, то экспертизу качества помощи можно провести путем обращения к другим консультантам или в Бюро судебно – медицинской экспертизы.



Любая медицинская организация работает с информацией, составляющей врачебную тайну. Информация, составляющая врачебную тайну, охраняется законом. Поэтому, независимо от организационно-правовой формы, медицинская организация и медицинские работники обязаны соблюдать определенные нормативные требования, связанные с обработкой информации, составляющей врачебную тайну. ЗАЩИТА СВЕДЕНИЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВРАЧЕБНУЮ ТАЙНУ РЕГУЛИРУЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЯМИ СЛЕДУЮЩИХ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ: Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.); Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.); В процессе регулирования участвуют также иные законы и подзаконные акты. Соблюдение врачебной тайны является одним из основных принципов охраны здоровья граждан (п. 9 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.). В соответствии с подп. 7 ч.5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. правом пациента является защита сведений, составляющих врачебную тайну, а одной из обязанностей медицинского работника является сохранение врачебной тайны (подп. 2 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.). Сохранение врачебной тайны предусматривает также и клятва врача (ст. 71 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.). Аналогичные обязанности по сохранению информации, составляющей врачебную тайну, возникают и у медицинской организации. Согласно подп.4 ч.1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. медицинские организации обязаны соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах. Соблюдение врачебной тайны, как врачом, так и медицинской организацией должно быть урегулировано в локальных нормативных актах медицинской организации (подп. 2 ч.1 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.). Перечень локальных нормативных актов, их структура и содержание определяется медицинской организаций самостоятельно. Помимо локальных актов в медицинской организации дополнительно могут быть разработаны формы документов (расписок) о неразглашении медицинскими работниками врачебной тайны. Важно! От пациентов в данном случае необходимо истребовать согласия на обработку информации, составляющей врачебную тайну. Такое согласие оформляется письменно в произвольной форме с учетом требований действующего законодательства РФ, например, в форме согласия на обработку персональных данных. УСЛОВИЯ РАЗГЛАШЕНИЯ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ. Разглашение врачебной тайны в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. допускается только с письменного согласия гражданина (его законного представителя). РАЗГЛАШЕНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ГРАЖДАНИНА ДОПУСКАЕТСЯ: - в целях медицинского обследования и лечения пациента; - в целях проведения научных исследований; - в целях опубликования в научных изданиях; - в целях использования в учебном процессе; - в иных целях. Понятие «иные цели» в Федеральном законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. не раскрыто. СЛУЧАИ РАЗГЛАШЕНИЯ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ ПРИ ОТСУТСТВИИ СОГЛАСИЯ. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. устанавливает целый перечень случаев, когда врачебная тайна может предоставляться без согласия гражданина. ЗА НАРУШЕНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ УСТАНОВЛЕНА: - административная ответственность; - уголовная ответственность. Важно! Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14. КоАП РФ «Разглашение информации с ограниченным доступом». Ответственность наступает в виде штрафа. Для граждан штраф предусмотрен в размере от 500 (пятисот) до 1 000 (одной тысячи) рублей. Для должностных лиц – от 4 000 (четырех тысяч) до 5 000 (пяти тысяч) рублей. Более подробно, в материале подготовленным юристом компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Кириллом Богоявленским. Читайте: https://сайт/press/vrachebnaya_tayna/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/   - https://localhost/roscoaudit/ Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit   - https://localhost/rosco.

Судебно-медицинская экспертиза: особенности проведения в суде

Ни для кого не секрет, что гражданский процесс по вопросам качества медицинской помощи невозможен без участия специалиста с профессиональными познаниями в области медицины. В связи с этим, как у участников гражданского процесса, так и у суда возникает необходимость, получить профессиональную оценку качества медицинской помощи. Заключение такого специалиста по вопросу качества медицинской помощи в свою очередь станет одним из доказательств по делу. Процессуальное законодательство различает таких участников гражданского судопроизводства как специалист и эксперт. - специалист. Специалист – лицо, обладающее специальными знаниями. Специалист привлекается к участию в деле в порядке, установленном законом. Он оказывает содействие в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда. Консультация специалиста в письменной форме, оглашается в судебном заседании и приобщается к делу. Консультации и пояснения специалиста в устной форме, заносятся в протокол судебного заседания (статья 188 Гражданского процессуального кодекса РФ). Профессиональный опыт специалиста/специалистов в различных областях медицины не должен быть ниже профессионального опыта медицинских работников, действия которых оспариваются в суде (по уровню образования, стажу работы, категории, ученой степени, количеству проведенных исследований, операций и пр.). - эксперт. Эксперт – это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном законом, для производства судебной экспертизы. Эксперт занимает штатную должность эксперта в государственном бюро судебно – медицинской экспертизы, и проводит исследование в порядке своих должностных обязанностей. Закон устанавливает квалификационные требования к эксперту. Экспертом может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование, прошедший подготовку и аттестацию по соответствующей специальности с учетом квалификационных требований (пункт 8 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации»). Существенное значение для дела имеет принцип независимости эксперта. Эксперт по закону не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела (статья 7 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). При этом, как эксперт, так и специалист не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился либо находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей (часть 1 статьи 18 Гражданского процессуального кодекса РФ). Важно! Как показывает правоприменительная практика, участие специалиста в области медицины на стороне истца, просто необходимо. Без такого специалиста практически невозможно грамотно сформулировать основание иска и тактику участия в судебном процессе, грамотно поставить вопросы, как ответчику (медицинской организации), так и эксперту государственного бюро судебно – медицинской экспертизы в случае, если такая экспертиза будет назначаться по делу. СПРАВКА: КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРТИЗА/КОМИССИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА. Комплексная экспертиза назначается судом, если установление обстоятельств по делу требует одновременного проведения исследований с использованием различных областей знания или с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания. Комплексная экспертиза поручается нескольким экспертам (статья 82 Гражданского процессуального кодекса РФ). Комиссионная экспертиза назначается судом для установления обстоятельств двумя или более экспертами в одной области знания. Эксперты совещаются между собой и, придя к общему выводу, формулируют его и подписывают заключение (статья 83 Гражданского процессуального кодекса РФ)..... Смотрите материал подготовленный юристом компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Кириллом Богоявленским. Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/   - https://localhost/roscoaudit/ ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/id/5b84df3fa459c800a93104a0 Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit   - https://localhost/rosco.

Для оценки работы больниц и поликлиник за отчетный период (ка­лендарный год) обычно используют наборы определенных показателей. Они характеризуют деятельность медицинских учреждений. Можно вы­делить несколько групп показателей.

1. Показатели, характеризующие обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью.

3. Показатели, характеризующие материально-техническую, клинико-диагностическую и медицинскую оснащенность.

4. Использование коечного и других фондов.

5. Показатели, характеризующие организацию и качество амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, ее эффективность.

Оценка медицинского труда по конечному (конкретному) резуль­тату предполагает динамику показателей здоровья и здравоохранения;

выполнение стандартов качества диагностики и лечения, а также уровня качества (У К); разработку клинико-статистических групп; организацию контроля качества медицинской помощи; расчет и оценку коэффициента достижения результатов по модели конечных результатов.

Для оценки же состояния здоровья насе­ления также используются определенные группы показателей. С соци­ально-гигиенической точки зрения принято считать, что здоровье насе­ления характеризуется следующими основными показателями:

1. Медико-демографические показатели. Здоровье населения обу­словлено состоянием и динамикой демографических процессов. Демо­графия включает данные о статике и динамике населения. Статика - чис­ленность, состав населения по полу, возрасту, месту жительства и др. Динамика - рождаемость, смертность, младенческая (детская) смерт­ность, естественный прирост и др.

2. Показатели заболеваемости. Здоровье людей обусловлено уров­нем и характером заболеваемости населения, а также инвалидностью, травматизмом.

3. Показатели физического развития. Физическое развитие населе­ния может быть определено с помощью антропометрических, физиометрических и соматикоскопических данных.

Изучение и сравнение этих данных в различных общественно-экономических условиях позволяет не только судить об уровне общест­венного здоровья населения, но и вскрыть социальные условия и причи­ны, оказывающие влияние на него.

Для системы контроля и в какой-то мере обеспечения качества ме­дицинской помощи разрабатываются стандарты качества и модели ко­нечных результатов.

Стандарты качества (ск)

Стандарты качества разрабатываются для получения эффективных конечных результатов и удовлетворения потребностей населения в ме­дицинской помощи. СК регламентируют качество диагностики и лечения (по законченным случаям) в амбулаторно-поликлинических учреждени­ях и стационарах, а также качество диспансерного наблюдения. Таким образом, они отражают адекватность выбранной врачом медицинской технологии, степень ее соблюдения, объем диагностических и лечебных мероприятий.

Стандарты качества разрабатываются для больных, состоящих на диспансерном учете; для стационарной клинико-статистической группы;

для каждого заболевания при лечении в поликлинике; для больных ост­рыми и хроническими заболеваниями. При нарушении стандартов каче­ства к исполнителю применяются штрафные экономические санкции.

Стандарты качества включают три компонента: стандарт обследо­вания, стандарт лечения и стандарт состояния больного, закончившего лечение.

Методика оценки выполнения стандартов качества в ЛПУ основа­на на вычислении уровня качества. Он определяется путем оценки от­клонений от СК. Это дает возможность непосредственно увязать УК с размером материального стимулирования. Заметим, что оценка уровня качества выполнения стандартов входит в число показателей результа­тивности (ПР) модели конечных результатов. Методика включает опре­деление показателей качества работы врачей: уровня качества лечения (УКЛ) и уровня качества диспансеризации (УКД).

Экспертным путем (на первой ступени контроля - заведующим от­делением) производится оценка набора мероприятий (OHM), т.е. объема обследования и лечения пациентов с учетом установленных требований. Отдельно дается экспертная оценка качества (ОК), в ходе которой опре­деляется состояние больного при выписке из стационара или при прове­дении (завершении этапа) диспансеризации в поликлинике.

Общая оценка уровня качества и лечения, и диспансеризации вы­числяется по формуле:

ОНМ+ОК

У К = --------

Схема организации контроля качества медицинской помощи пред­полагает определение ступени контроля, решение вопроса, при какой структуре ЛПУ или органе управления создается. Это будет один экс­перт или комиссия. Определяется периодичность работы, объем контро­ля (источник информации), объем выборки для контроля, параметры оценки.

Методика контроля качества оказания медицинской помощи пред­полагает определение уровней медицинской помощи (врач-больной, структурное подразделение учреждения (отделение), ЛПУ, территори­альное медицинское объединение (ТМО)), а также ступеней контроля (I - зав. структурным подразделением,II-ая - зам. главного врача ЛПУ по лечебным вопросам, III - экспертная комиссия ЛПУ, IV - эксперт­ная комиссия при городском eправлении здравоохранения или при ТМО, V - экспертная комиссия при управлении здравоохранения).

Критерии качества медицинской помощи утвердил приказ 203н.

Документ пересмотрел методики оценки и существенно расширил перечень.

Как применять критерии, в чем их основная цель, и в чем заключаются недостатки приказа – расскажем в статье.

Больше статей в журнале

Из статьи вы узнаете

Критерии качества медицинской помощи

Критерии качества медицинской помощи утверждены приказом 203н, который расширил сферу оценки качества медпомощи.

В новой версии документа критерии разделены на группы, увеличилось их количество – с 50 до двух тысяч.

Рассмотрим на примерах некоторые критерии для оценки.

1. Ведение медицинской документации.

Критерии качества оказания медицинской помощи в 2019 году включают в себя критерии их оценки.

К таким документам относят амбулаторная карта пациента, карта развития ребенка, карта беременной и родильницы и т.д.

Правильность заполнения документов оценивается по следующим показателям:

  • врачом заполнены все обязательные пункты карты;
  • в карте присутствует информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

☆ Как организовать . Готовые шаблоны и комментарии инспекторов в журнале «Управление качеством в здравоохранении»

Напомним, что наличие ИДС в карте – обязательное требование закона. На практике многие медработники игнорируют это требование и не получают от пациента согласие на каждую услугу, ограничиваясь одним документом или забывают его оформить.

Приказ 203 Минздрава допускает отсутствие ИДС только в двух случаях:

  • в соответствии с положениями ФЗ «Об охране здоровья», когда в экстренных случаях получение согласия невозможно;
  • если в результате форс-мажорных обстоятельств документ оказался уничтоженным.

2. Первичный осмотр пациента и сроки оказания медпомощи.

Эти критерии качества оказания медицинской помощи в 2019 году направлены на оценку качества осмотра исходя из оформленной врачом документации. Показателем является также отражение анамнеза болезни, правильность записи в карте пациента и т.д.

3. Постановка врачом предварительного диагноза на первичном приеме.

4. Составление плана обследования больного на первичном осмотре с учетом предварительного диагноза.

5. Назначение лекарств с учетом инструкции по их применению, а также с учетом осложнений пациента, других его заболеваний, его возраста, пола и т.д.

Если врач не будет подходить к назначению каждого препарата индивидуально, это может привести к дефектам медпомощи.

6. Постановка клинического диагноза на основании комплекса данных, полученных в ходе обследования, осмотров, сбора анамнеза, инструментальной и лабораторной диагностики, а также мнения врачей-специалистов.

При этом врач руководствуется действующими порядками, протоколами лечения и стандартами.

203н приказ МЗ РФ требует при этом учитывать клинические рекомендации и стандарты медпомощи, которые часто противоречат друг другу в плане требований к одному и тому же заболеванию.

Выполнение данного критерия обеспечивается за счет:

  • постановки итогового диагноза в течение 10 дней с момента обращения в медучреждение;
  • оформления подробного обоснования в амбулаторной карте пациента;
  • при затруднении определения диагноза – назначением консилиума врачей-специалистов.

Таким образом, по данному критерию диагноз пациенту должен быть оформлен в течение 10 дней, в сложных случаях – после принятия соответствующего решения консилиумом.

Более суровые условия критерии качества медицинской помощи устанавливают для стационарной медпомощи.

Так, поскольку многие пациенты направляются в стационар с обострениями в тяжелом состоянии, сроки постановки диагноза значительно сокращены:

  • 72 часа – в профильном отделении;
  • 24 часа – по экстренным показаниям;
  • 2 часа – в отделениях реанимации.

Приказ Минздрава 203н

Приказ МЗ РФ 203 н отменил критерии качества медпомощи, которые действовали ранее и в целом изменил подход к процедуре оценки.

Теперь критерии сгруппированы по отдельным состояниям и заболеваниям, разделены по условиям оказания услуг – в стационаре, амбулаторных условиях и дневном стационаре.

Новые критерии оценки качества медицинской помощи нацелены на то, чтобы охватить как можно больше заболеваний и их особенностей.

Минздрав стремится к созданию единой классификации методов лечения, которые объединяют отдельные положения медицинских стандартов, порядков и протоколов лечения.

Однако, специалисты отмечают, что текущая редакция критериев все еще нуждаются в доработке и не являются универсальным инструментом оценки.

Например, среди недостатков новых критериев отмечаются следующие:

  1. Методики лабораторной диагностики, описанные в приказе, являются устаревшими и неактуальными.
  2. Некоторые методы лечения, применяемые на практике, в приказе не отражены, из-за этого могут пострадать пациенты.
  3. Некоторые критерии качества медицинской помощи содержат те указания, с которыми не согласны сами врачи.
  4. В критериях не отражены некоторые разделы медицины, например, лучевая диагностика и стоматология.
  5. Критерии сфокусированы на индивидуальном подходе к каждому пациенту - в постановке диагноза, в лечении. Из-за этого возникают трудности в разрешении споров с пациентами, которые не удовлетворены результатами лечения.

Кроме того, действующие критерии качества медицинской помощи основаны на таком принципе оказания медпомощи, как отсутствие у пациента прогнозируемых осложнений в ходе лечения. Поэтому если такое осложнение возникает, это рассматривается, как признак ненадлежащего качества медпомощи.

В связи с этим, врач должен до начала лечения сформировать перечень возможных осложнений и его задача – не допустить их появления.

Экспертиза качества: новое

Также ожидаются изменения в порядке проведения экспертизы качества медпомощи. Это касается применения и толкования медицинских порядков, стандартов, рекомендаций, которые будут объединять критерии качества медицинской помощи.

Само понятие «качество медпомощи» не будет изменено, но предлагается сформировать новые подходы к стандартам медпомощи и клиническим рекомендациям.

На основании этого формируются единые стандарты медпомощи, но в них следует включать только те препараты, которые гарантированы государством.

Порядок принятия новых стандартов и порядков не изменится – их утверждает Минздрав в виде принятия отдельных приказов.

Критерии оценки качества медицинской помощи формируются из порядков и клинических рекомендаций. Они не содержат указание на назначение конкретных препаратов, а описывают необходимый алгоритм действий медработников.