Как оплачиваются военные сборы на работе. Как отпустить сотрудника на военные сборы. Как учитывать время прохождения военных сборов

Сотрудника нашего училища призвали на военную переподготовку сроком на 10 суток. Училище сохранило за ним средний заработок. Военный комиссариат возмещает нам затраты, при этом требует от нас счет, счет/фактуру и акт выполненных работ. Какими бухгалтерскими проводками училищу оформить выставления акта выполненных работ, начисление средних за период военной переподготовки и возмещение расходов?

Ответ

Расходы по оплате среднего заработка за время прохождения военных сборов возмещают военные комиссариаты по местонахождению организаций.

Военные комиссариаты перечисляют компенсацию не на основании счета, счета-фактуры и акта выполненных работ, а на основании Заявления (с указанием фактических расходов и банковских реквизитов для перечисления компенсации).

Заявление составьте в произвольной форме на официальном бланке организации, заверьте его подписью руководителя (его заместителя) и печатью.

К Заявлению приложите заверенные копии подтверждающих документов (извещения о призыве сотрудника на военные сборы, справки из военкомата о прохождении сотрудником сборов, приказа об освобождении сотрудника от работы для прохождения сборов, расчетно-платежной ведомости и т. п.).

Такой порядок установлен в Правилах, утвержденных (п. 7 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Следовательно, оформлять счет, счет-фактуру и акт выполненных работ не нужно, а значит и не нужно отражать в бухучете выставление этих документов

Как отразить в бухучете начисление сотруднику среднего заработка за время военных сборов и поступление средств от военкомата см. в Ситуации 2.

Гарантии призванного на сборы*

На время прохождения военных сборов сотрудник освобождается от работы. На это время за ним сохраняется постоянное место работы, должность и средний заработок * (ч. 1 ст. 170 ТК РФ , п. 2 ст. 6 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Расходы по оплате среднего заработка за время прохождения военных сборов возмещают военные комиссариаты по местонахождению организаций.* Для этого организации необходимо направить в военный комиссариат заявление с указанием фактических расходов и банковских реквизитов для перечисления компенсации. Заявление составьте в произвольной форме на официальном бланке организации, заверьте его подписью руководителя (его заместителя) и печатью. К заявлению приложите заверенные копии подтверждающих документов (извещения о призыве сотрудника на военные сборы, справки из военкомата о прохождении сотрудником сборов, приказа об освобождении сотрудника от работы для прохождения сборов, расчетно-платежной ведомости и т. п.).* Такой порядок установлен в Правилах , утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 704 (п. 7 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Время нахождения сотрудника на военных сборах включайте в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (абз. 3 ч. 1 ст. 121 ТК РФ). Чтобы определить, сколько дней фактически сотрудник находился на военных сборах, потребуйте у него справку из военного комиссариата . Если ежегодный оплачиваемый отпуск сотрудника приходится на период прохождения военных сборов, он сможет продлить его или перенести на другой срок. Работодатель определяет время отдыха сотрудника с учетом его пожеланий (ст. 124 ТК РФ).

Период нахождения сотрудника на военных сборах отразите в табеле учета использования рабочего времени и расчета зарплаты (ф. 0504421), табеле учета рабочего времени (ф. 0301008). Такой вывод следует из приложения 1 к приказу Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н , указаний , утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 .

Для этого в табеле учета использования рабочего времени и расчета зарплаты (ф. 0504421) предусмотрено следующее обозначение: буквенный код «Г» - «выполнение гособязанностей». Условные обозначения указаны на титульной стороне табеля по форме № 0504421 , утвержденной приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н .

В табеле учета рабочего времени по форме № Т-13 (ф. 0301008) поставьте буквенный код «Г» - «исполнение государственных или общественных обязанностей согласно законодательству», ему соответствует цифровой код «23». Условные обозначения указаны в постановлении Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 .

2. Ситуация: Как отразить в бухучете начисление сотруднику среднего заработка за время военных сборов

В такой ситуации для начисления сотруднику среднего заработка используйте счет 0.302.11.000 «Расчеты по заработной плате» в корреспонденции со счетом 0.303.05.000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (письмо Минфина России и Казначейства России от 26 апреля 2006 г. № 42-7.1-15/5.1-192).

Военкомат компенсирует учреждению выплаченный сотруднику средний заработок за время военных сборов в размере фактически произведенных расходов* (подп. 2 п. 2 и п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 704). После получения учреждением компенсации статья расходов по зарплате восстановится.

Использование счета 0.302.11.000 связано с тем, что начисления за время военных сборов - это государственные гарантии, связанные с оплатой труда (ч. 2 ст. 170 ТК РФ).

Порядок отражения в бухучете расчетов с сотрудником за время военных сборов зависит от типа учреждения.*

В учете казенных учреждений:*

Дебет КРБ.0.303.05.830 Кредит КРБ.0.302.11.730

Дебет КРБ.0.302.11.830 Кредит КРБ.0.303.01.730

Дебет КРБ.0.302.11.830 Кредит КИФ.0.201.34.610

Поступление средств от военкомата отразите проводкой:

Дебет КРБ.0.304.05.211 Кредит КРБ.0.303.05.730
- получена компенсация от военкомата (отражено восстановление кассового расхода).

Такой порядок следует из положений пунктов , Инструкции № 162н и .

При этом поскольку в Инструкции № 162н корреспонденция счетов Дебет 303.05 Кредит 302.11 отсутствует, согласуйте ее:

  • Казначейством России.

В учете бюджетных учреждений:*

Расчеты с сотрудником за время военных сборов отразите проводками:

Дебет 0.303.05.830 Кредит 0.302.11.730
- начислен средний заработок сотруднику, проходящему военные сборы;

Дебет 0.302.11.830 Кредит 0.303.01.730
- удержан НДФЛ с суммы среднего заработка;

Дебет 0.302.11.830 Кредит 0.201.34.610
- выплачен сотруднику средний заработок.

Поступление средств от военкомата отразите следующим образом:

Дебет 0.201.11.510 Кредит 0.303.05.730
- получена компенсация от военкомата (отражено восстановление кассового расхода);

Дебет 18 (код КОСГУ)
- отражено поступление средств на счет учреждения (восстановление кассового расхода).

Такой порядок следует из положений пунктов , Инструкции № 174н и письма Минфина России и Казначейства России от 26 апреля 2006 г. № 42-7.1-15/5.1-192 .

При этом поскольку в Инструкции № 174н корреспонденция счетов Дебет 303.05 Кредит 302.11 отсутствует, согласуйте ее:

  • учредителем;
  • Казначейством России.

3. Формы: Заявление организации в военный комиссариат о возмещении расходов, произведенных в отношении сотрудника, призванного на военные сборы

ЗАЯВЛЕНИЕ*

г. Москва 02.03.2011

На основании пункта 7 статьи 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» просим компенсировать расходы «Альфа» по выплате среднего заработка рабочему А.И. Иванову за время его нахождения на военных сборах в период с 1 февраля 2011 г. по 28 февраля 2011 г. включительно в сумме 7020 (Семь тысяч двадцать ) руб.
На сумму среднего заработка взносы не начислялись.

Реквизиты для перечисления компенсации:

«Альфа»

ИНН 7708123456, КПП 770801001

р /с 40702810400000001111 в АКБ «Надежный»

к/с 30101810400000000222

БИК 044583222

К заявлению прилагаем:

1. Копию извещения «Альфа» о призыве А.И. Иванова на военные сборы от 17 января 2011 г.

2. Копию справки из военкомата о прохождении А.И. Ивановым военных сборов от
1 февраля 2011 г.

3. Копию приказа об освобождении А.И. Иванова от работы на время прохождения
военных сборов от 31 января 2011 г. № 356 .

4. Копию расчетно-платежной ведомости от 1 марта 2011 г. № 3/3 .

Директор А.В. Львов

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), в частности, пребывание гражданина в запасе, призыв его на военные сборы и прохождение военных сборов. Напомним, что под воинской обязанностью понимается система обязательных мероприятий, выполняемых гражданами в целях подготовки к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории и обеспечиваемых в пределах своей компетенции органами государственной власти.

Для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе, могут призывать на военные сборы. Под военными сборами, в свою очередь, понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 3 Положения о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333, далее - Положение по сборам). При этом к военным сборам могут быть привлечены граждане, пребывающие в запасе и признанные годными к военной службе по состоянию здоровья (п. 1 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).
Работодатель не может препятствовать призыву работников на военные сборы, поскольку их прохождение является государственной обязанностью.
Решение о призыве на военные сборы оформляется приказом военного комиссара. Призывают граждан на военные сборы военные комиссариаты на основании указа Президента РФ. Так, призыв в 2015 г. граждан РФ, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев осуществляется в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 05.02.2015 N 53.
При призыве на военные сборы граждане проходят медицинское освидетельствование. Заключительным этапом призыва на военные сборы является отправка граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов (п. п. 1, 2 ст. 54 Закона N 53-ФЗ, п. п. 9, 11, 12 Положения по сборам).
Суммарная продолжительность военных сборов, на которые гражданин может быть призван в течение жизни, не превышает 12 месяцев, при этом каждый военный сбор не может быть дольше двух месяцев (п. 3 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).
Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, уволенные с военной службы, при этом не могут призываться на военные сборы в течение двух лет со дня увольнения в запас (п. 4 ст. 54, пп. "к" п. 2 ст. 55 Закона N 53-ФЗ).
Категории граждан, имеющих право на освобождение от призыва на военные сборы, приведены в ст. 55 Закона N 53-ФЗ.
Граждане, призванные на военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы и подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военных сборов. Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются записи в документах воинского учета (п. п. 15, 28, 29 Положения по сборам).
Граждане, не явившиеся без уважительных причин в место и в срок, указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 7 Закона N 53-ФЗ).
Так, за неявку гражданина по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ).
Граждане, проходящие военные сборы, могут быть привлечены к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 337, 338 и 339 УК РФ: самовольное оставление части или места службы, дезертирство и уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы").

Освобождение от работы

Прохождение военных сборов, как было сказано выше, - государственная обязанность работника, следовательно, на этот период его нужно освободить от работы (ст. 170 ТК РФ).
Время начала и окончания сборов (то есть период освобождения от работы) указывается в отрывном извещении к повестке из военкомата о призыве работника на военные сборы (форма повестки приведена в Приложении 1 к Положению по сборам).
Такое извещение:
- работник может принести сам, если повестка на сборы придет к нему по месту жительства;
- либо работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица.
Во втором случае работодатель должен под расписку вручить повестку работнику, оставив себе извещение. Расписка же послужит доказательством того, что работодатель осуществил предписанное ему действие.
За неоповещение работника о вызове его по повестке военного комиссариата на руководителя или другое должностное лицо организации, ответственное за военно-учетную работу, может быть наложен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
Дела об административных нарушениях по ст. 21.1 КоАП РФ рассматривают военные комиссариаты (ст. 23.11 КоАП РФ). Постановление по делу о таком административном правонарушении должно быть вынесено в пределах двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
При длящемся правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
На основании извещения руководителем организации издается приказ об освобождении работника от работы в произвольной форме.
В табеле учета рабочего времени (вполне уместно использовать унифицированную форму Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда" или Т-13 "Табель учета рабочего времени", утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) дни прохождения работником военных сборов как невыходы на время исполнения государственных обязанностей согласно законодательству РФ отмечаются буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23".
На период исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы, таковой в силу ст. 124 ТК РФ:
- должен быть продлен;
- или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.
Кстати, период прохождения сборов учитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ).

Оплата времени сборов

ТК РФ установлены гарантии и компенсации работникам, которые на время прерывают работу для исполнения государственных или общественных обязанностей, а также для совершения общественно значимых действий. К ним, как было сказано выше, относится и участие в военных сборах граждан, пребывающих в запасе.
Помимо освобождения сотрудника от работы упомянутая ст. 170 ТК РФ обязывает работодателя сохранить за ним место работы (должность) на время исполнения им государственных обязанностей, в случае если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Пункт же 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ, в свою очередь, помимо освобождения от работы и сохранения постоянной работы предписывает работодателю выплатить работнику средний заработок.
Расходы, понесенные организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, согласно п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ являются расходным обязательством РФ. И компенсируются они в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, далее - Правила N 704).
Компенсации за счет средств федерального бюджета подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (пп. 3 п. 2, п. 3 Правил N 704).
Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателем компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения названных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов. Указанные сведения приводятся на официальном бланке, скрепленном подписью руководителя (заместителя руководителя) и печатью организации (п. 5 Правил N 704).
Возможность получения организациями, понесшими расходы в виде сумм начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого на время его пребывания на военных сборах с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, соответствующей компенсации от военных комиссариатов Минфин России подтвердил в Письме от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13.
Выше приводилось, что работодатель за период нахождения сотрудника на военных сборах должен ему выплатить средний заработок. Поскольку специального порядка для этого случая не установлено, то его расчет осуществляется по общему правилу.
Количество дней нахождения работника на сборах определяется по справке о прохождении военного сбора (приведена в Приложении 2 к Правилам по сбору), выданной военкоматом (п. 26 Положения по сборам), которую работник должен представить работодателю.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен ст. 139 ТК РФ. Для ее расчета учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя независимо от источников этих выплат. В п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922) приведен перечень таких выплат. В числе таковых, в частности, указаны:
- заработная плата :
начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;
начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам;
начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
выданная в неденежной форме;
окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;
- надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие;
- выплаты, связанные с условиями труда, повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
- премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.
Порядок учета премии и вознаграждения при определении среднего заработка установлен п. 15 Положения о среднем заработке:
- ежемесячные премии и вознаграждения учитываются в фактически начисленных суммах в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода;
- премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - в фактически начисленных суммах в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода;
- вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения.
Расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если (п. 5 Положения о среднем заработке):
- за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ;
- работник:
получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;
- работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства.
В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с п. 5 Положения о среднем заработке, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячных, ежеквартальных и др.).
Если работник проработал неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном п. 15 Положения о среднем заработке.

Пример. Работник был призван на военный сбор с 13 июля по 21 августа 2015 г., что подтверждено поданной им работодателю 24 августа справкой о его прохождении. Оклад работника с июня 2014 г. - 35 000 руб. В расчетном периоде он был в ежегодном оплачиваемом отпуске в сентябре (28 календарных дней), в октябре и марте выезжал в командировки на 6 и 5 рабочих дней, в декабре болел 4 рабочих дня. В расчетном периоде ему выплачены квартальные премии за фактически отработанное время - 36 750, 27 760, 41 340 и 40 950 руб., а также вознаграждение по итогам года - 62 400 руб.
Расчетным периодом при определении среднего заработка является июль 2014 г. - июнь 2015 г. Восемь календарных месяцев расчетного периода работник отработал полностью, за них ему начислено 280 000 руб. (35 000 руб/мес. x 8 мес.), за отработанные дни, когда работник был в отпуске и болел (сентябрь и декабрь), - 3181,82 руб. (35 000 руб. : 22 дн. x 2 дн.) и 28 913,04 руб. (35 000 руб. : 23 дн. x (23 дн. - 4 дн.)), в месяцах, когда он был в командировке (октябрь и март), - 25 869,57 руб. (35 000 руб. : 23 дн. x (23 дн. - 6 дн.)) и 26 666,67 руб. (35 000 руб. : 21 дн. x (21 дн. - 5 дн.)) соответственно.
Поскольку в расчетном периоде работнику выплачивались квартальные премии и вознаграждение по итогам года за фактически отработанное время, то их суммы целиком учитываются при определении среднего заработка. Всего же за расчетный период работнику начислено 573 831,10 руб. (280 000 + 3181,82 + 28 913,04 + 25 869,57 + 26 666,67 + 36 750 + 27 760 + 41 340 + 40 950 + 62 400), отработал же он в этом периоде 211 дн. (23 + 21 + 2 + 17 + 18 + 19 + 15 + 19 + 16 + 22 + 18 + 21), откуда его средний дневной заработок - 2719,58 руб/дн. (573 831,10 руб. : 211 дн.).
На сборах сотрудник находился 30 рабочих дней. Исходя из этого сохраняемый на время выполнения им государственных обязанностей средний заработок равен 81 587,40 руб. (2719,58 руб/дн. x 30 дн.).
Начисление среднего заработка в бухгалтерском учете отразится проводкой:
Дебет 20 Кредит 70
- 81 587,40 руб. - начислен работнику средний заработок за время его нахождения на военном сборе.

Возникающие обязательства

Объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями-страхователями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Чиновники настоятельно рекомендуют исчислять с величины среднего заработка работников, сохраняемого на период прохождения ими военных сборов, как с выплат, производимых работникам в рамках трудовых отношений, страховые взносы в общеустановленном порядке (Письма Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19, Минфина России от 11.11.2011 N 03-03-06/2/170, ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).
В упомянутом пп. 3 п. 2 Правил также говорится о компенсации начисленных сумм страховых взносов на сохраняемый средний заработок работнику.
О необходимости начисления страховых взносов на сохраняемый за работником, освобожденным от работы на время исполнения им государственных обязанностей - прохождения военных сборов, средний заработок указано и в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2014 N А29-7650/2012, ФАС Дальневосточного округа от 09.06.2012 N Ф03-2011/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2014 N А27-5956/2013, ФАС Московского округа от 24.04.2014 N Ф05-3385/2014, ФАС Поволжского округа от 12.11.2013 N А12-5954/2013 и др. При этом судьи ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении N А27-5956/2013 подчеркнули, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

Продолжение примера. Дополним условие примера: организация использует общие тарифы страховых взносов, тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,4%, работник трудится на рабочем месте, которое по результатам специальной оценки условий труда отнесено к вредным условиям труда второй степени (подкласс 3.2). В связи с этим с начислений заработной платы работника исчисляются страховые взносы по дополнительному тарифу 4% (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ).
С суммы сохраняемого среднего заработка работника, 81 587,40 руб., организацией было исчислено:
- 17 949,22 руб. (81 587,40 руб. x 22%) - в ПФР на обязательное пенсионное страхование;
- 4160,96 руб. (81 587,40 руб. x 5,1%) - в ФФОМС на обязательное медицинское страхование;
- 2366,03 руб. (81 587,40 руб. x 2,9%) - в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 326,35 руб. (81 587,40 руб. x 0,4%) - в ФСС РФ на травматизм.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516), не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода, за который сохраняется средний заработок за работником. Поэтому с суммы сохраняемого среднего заработка работника страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу не исчислялись.
В бухгалтерском учете начисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сопровождается записями:
Дебет 20 Кредит 69, субсчет "Расчеты с ПФР" (субсчет "Расчеты с ФФОМС", субсчет "Расчеты с ФСС на случай временной нетрудоспособности", субсчет "Расчеты с ФСС на травматизм"),
- 17 949,22 руб. (4160,96; 2366,03; 236,35) - начислены страховые взносы в ПФР (ФФОМС, ФСС РФ - на случай временной нетрудоспособности, ФСС РФ - на травматизм).

Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде, согласно п. 6 ст. 255 НК РФ относится к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль организаций.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы страховых взносов:
- в ПФР на обязательное пенсионное страхование, в ФСС РФ - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФФОМС - на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством РФ порядке (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), а также
- в ФСС РФ - по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Минфин России в упомянутом Письме N 03-03-06/2/170 засвидетельствовал возможность учета для целей налогообложения прибыли организаций как начисленного среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, так и сумм страховых взносов, исчисленных с сохраняемого среднего заработка.
В перечне доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, приведенном в ст. 217 НК РФ, упомянуты, в частности, доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых ими по месту службы либо по месту прохождения военных сборов.
Минфин России в Письме от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13 подтвердил освобождение от налогообложения НДФЛ доходов граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Но при этом чиновники указали, что суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Продолжение примера. При исчислении НДФЛ, подлежащего уплате за август, в доходах работника будет учитываться и сумма сохраняемого среднего заработка на время призыва его на военный сбор.
При определении облагаемой базы по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 г. в расходы включаются сумма начисленного среднего заработка, выплачиваемого работнику за период нахождения на военных сборах, 81 567,40 руб., и совокупность страховых взносов, исчисленных с сохраняемого среднего заработка, - 24 802,56 руб. (17 949,22 + 4160,96 + 2366,03 + 326,35).

Возмещение расходов

Расходы по выплате работнику среднего заработка с учетом начисленных страховых взносов, как было сказано выше, должны быть возмещены работодателю из средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России и ФСБ.
Повторимся: выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов работодателям надлежит представить заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих понесенные расходы.
Поэтому организации необходимо направить в военкомат, призвавший работника на сборы, письмо на официальном бланке, в котором указывается сумма возмещения с разбивкой на суммы среднего заработка и страховых взносов, а также банковские реквизиты для перечисления. К письму следует приложить копии подтверждающих документов, в частности:
- извещения о призыве работника на военный сбор;
- справки из военкомата о его прохождении;
- документов, подтверждающих выплату среднего заработка, а также начисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Срок, в течение которого военкомат должен перечислить возмещение работодателю, ни законодательством РФ, ни иными нормативными правовыми актами не установлен.

Окончание примера. Организация 3 сентября направила в военкомат, призвавший работника на военный сбор, письмо, указав в нем общую сумму возмещения - 106 389,92 руб. (81 587,36 + 24 802,36) - и ее составляющие - средний заработок и страховые взносы.
В начале октября запрашиваемые средства поступили на расчетный счет организации.
Денежные средства поступили из федерального бюджета. И, казалось бы, для их учета следует обратиться к Положению по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н). Но согласно данному ПБУ в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (п. 4 ПБУ 13/2000).
В рассматриваемом случае по аналогии все же возможно воспользоваться нормой п. 10 ПБУ 13/2000, которой предусмотрен случай предоставления бюджетных средств в более поздний отчетный период, чем тот, в котором осуществлены расходы организацией. Положение предписывает относить поступившие средства на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы", без использования, счета 86 "Целевое финансирование". Исходя из этого осуществляются следующие записи:
Дебет 51 Кредит 76
- 106 389,92 руб. - поступили денежные средства из военкомата;
Дебет 76 Кредит 91-1
- 106 389,92 руб. - поступившая компенсация учтена в прочих доходах.
При исчислении налога на прибыль за 2015 г. полученная за счет средств федерального бюджета компенсация расходов по выплате среднего заработка и начисленных сумм страховых взносов подлежит включению налогоплательщиком во внереализационные доходы.

Отметим, что военкомат, призвавший работника на сбор, иной раз не соглашается возместить работодателю сумму уплаченных страховых взносов. И тогда организации ничего не остается, кроме как обратиться в суд с соответствующим иском. И арбитражные суды обязывают военкоматы возмещать работодателю сумму начисленных страховых взносов. Так, судьи ФАС Дальневосточного округа в упомянутом Постановлении N Ф03-2011/2012 указали, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации военкоматом в порядке, установленном Правилами N 704. Солидарность в этом вопросе проявили и судьи АС Уральского округа в Постановлении от 10.10.2014 N Ф09-6951/14.

В избранном В избранное

Печать

Гуль Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда, Крот Юлия, экономист-аналитик

Сентябрь, 2018/№ 35

https://сайт/journals/bb/2018/september/issue-35/article-39350.html Скопировать

Работника бюджетного учреждения призвали на военные сборы. Случается… Более того, такие ситуации не редкость. И главное правило, очевидно, хорошо известно всем: на период отсутствия такого работника за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата. А вот порядок расчета средней заработной платы, нюансы оплаты периода сборов и учета таких операций вызывают вопросы. Об этом и не только - в нашей статье.

В случае призыва работника на военные учебные сборы за ним на весь период сборов, включая время проезда к месту проведения сборов и обратно, сохраняют место работы, должность и среднюю зарплату. Такие гарантии работникам-солдатам закреплены в ст. 119 КЗоТ и ч. 11 ст. 29 Закона № 2232 . Кроме этого, важным нюансом для работодателя является выплата среднего заработка за весь период сборов за счет бюджетных средств в порядке, установленном КМУ.

Какими же конкретно должны быть действия бухгалтера в случае, если работника призвали на военные сборы? Конечно, ему необходимо:

Провести налогообложение этих сумм;

Отразить начисление среднего заработка в зарплатной отчетности;

Получить компенсацию понесенных расходов из бюджета;

Отразить эти операции на счетах бухучета, в формах финансовой и бюджетной отчетности.

Как это сделать правильно и какие могут быть нюансы при этом, рассмотрим далее.

Оплачиваем время пребывания на сборах

Учитывая необходимость сохранения за работником, призванным на сборы, не только места работы и должности, но и среднего заработка, вам придется его рассчитать и начислить. Основанием для начисления будет приказ об освобождении от работы на время прохождения сборов .

Прежде всего нужно рассчитать среднедневную (среднечасовую) зарплату и определить количество дней (часов), пропущенных работником в связи с военными сборами. Как? Легко и просто. Согласно п.п. «ї» п. 1 Порядка № 100 .

Алгоритм расчета оплаты периода сборов приведен ниже.

Напомним: в общем случае расчетным периодом являются два последних месяца, предшествующие событию , с которым связана выплата. Заработную плату за этот период (ЗП) необходимо разделить на количество отработанных дней (часов) в расчетном периоде (Д(Ч) отраб):

ЗП ср = ЗП: Д(Ч) отраб .

Затем полученную среднедневную (среднечасовую) заработную плату (ЗП ср) умножаем на количество дней (часов) военных сборов, приходящихся на рабочие дни (часы) по графику работы такого работника (Д(Ч) пропущ):

ВС = ЗП ср х Д(Ч) пропущ .

Таким образом, мы определяем сумму выплаты за период военных сборов (ВС). Порядок расчета средней зарплаты в этом случае такой же, как при исчислении среднего заработка для оплаты периода мобилизации, командировки и т. п.

А как быть, если в течение последних двух месяцев работник не работал (например, болел или находился в отпуске)? А если на военные сборы призвали вновь принятого работника? Как в этом случае определить среднюю зарплату? Подсказки вы найдете в таблице ниже.

Примеры расчета средней зарплаты для оплаты дней военных сборов (например, работник призван на военные сборы с 16 по 30 августа 2018 года)

Ситуация

Правила определения расчетного периода

1. Работник отработал более двух календарных месяцев

При расчете берут последние два календарных месяца работы , предшествующие месяцу, в котором работника призвали на военные сборы (абз. 3 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 1. За июнь-июль 2018 года работник отработал 42 дня (20 июнь + 22 июль). Ему начислена зарплата по 3723,00 грн. за каждый месяц.

В расчетный период включаем последние два календарных месяца работы (то есть с 01.06.2018 г. по 31.07.2018 г.). Средняя зарплата составляет: (3723,00 грн. + 3723,00 грн.) : 42 р. дн. = 177,29 грн.

2. В течение последних двух календарных месяцев перед месяцем, в котором работника призвали на военные сборы, он не работал (болел, находился в отпуске)

Если в течение последних двух календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором работника призвали на военные сборы, он не работал, расчетным периодом будут предыдущие два месяца работы (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 2. В июне-июле 2018 года работник болел. За апрель-май 2018 года он отработал 40 дней (20 апрель + 20 май). Ему начислена зарплата по 3723,00 грн. за месяц.

Среднюю зарплату рассчитываете исходя из выплат за предыдущие два месяца работы (апрель и май 2018 года): (3723,00 грн. + 3723,00 грн.) : 40 р. дн. = 186,15 грн.

3. Работник отработал менее 2 календарных месяцев

Расчетный период равен фактически отработанному времени (абз. 3 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 3. Работник принят на работу 11 июля 2018 года. Зарплата за отработанные дни в июле (15 рабочих дней) составляет 2538,41 грн., а за отработанные дни в августе (11 рабочих дней) - 1861,50 грн.

Среднюю зарплату для оплаты времени на период военных сборов исчисляем исходя из выплат за фактически отработанное время (то есть с 11.07.2018 г. по 15.08.2018 г.):

(2538,41 грн. + 1861,50 грн.) : (15 р. дн. июль + 11 р. дн. август) = 169,23 грн.

4. В течение последних двух месяцев работник часть месяца не работал по уважительным причинам (был в простое, болел и находился в отпуске)

Из расчетного периода исключается время , в течение которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично * (абз. 6 п. 2 Порядка № 100 )

* К такому времени относят и время простоя не по вине работника (письма Минтруда от 24.04.2009 г. № 247/13/8409 и от 20.12.2007 г. № 929/13/84-07).

Пример 4. За июнь-июль 2017 года работник отработал 7 дней (оформлен простой не по вине работника на период с 1 июня по 20 июля включительно). Зарплата за отработанные дни в июле (7 рабочих дней) составляет 1184,59 грн., оплата дней простоя: в июне (2/3 ставки) - 1926,67 грн.; в июле (2/3 ставки за 15 рабочих дней) - 1313,64 грн.

Дни простоя не по вине работника необходимо исключить из расчетного периода. Оплату за эти дни (в размере 2/3 тарифной ставки) не учитываем при расчете среднего заработка.

Среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов исчисляем так: 1184,59 грн. : 7 р. дн. июль = 169,23 грн.

5. В течение последних 4 месяцев не работал по уважительным причинам (был в простое, болел и/или находился в отпуске)

Расчет осуществляем исходя из установленных работнику тарифной ставки, должностного оклада (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 ) . При этом расчетный период (последние два календарных месяца) используем для определения среднемесячного количества рабочих дней

Пример 5. В июне-июле 2018 года работник болел, в апреле-мае 2018 года - находился в отпуске. Месячный должностной оклад по состоянию на август 2018 года составляет 4264,00 грн.

В расчет берем должностной оклад, установленный на месяц сборов (4264,00 грн.), и количество рабочих дней за последние два месяца по графику работы учреждения.

Среднюю зарплату для оплаты периода сборов исчисляете так:

(4264,00 грн. + 4264,00 грн.) : (20 р. дн. июнь + 22 р. дн. июль) = 203,05 грн.

6. Работника призвали на военные сборы в его первый рабочий день

Расчет осуществляем исходя из установленной работнику тарифной ставки, должностного оклада (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 ). Расчетного периода у работника нет. Поэтому оклад (ставку) делим на количество рабочих дней месяца, в котором работник должен был приступить к работе и в котором его призвали на военные сборы*

* См. также письмо Минсоцполитики от 11.08.2014 г. № 1146/13/84-14.

Пример 6. Согласно приказу о приеме на работу (издан 13.08.2018 г.) первый рабочий день работника - 16.08.2018 г. В этот же день работник должен явиться за повесткой в связи с военными сборами. Месячный должностной оклад работника составляет 4320 грн.

Учитываем должностной оклад, установленный работнику (4320,00 грн.), и количество рабочих дней за август согласно графику работы учреждения.

Среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов исчисляем так: 4320,00 грн. : 22 р. дн. август = 196,36 грн.

А какие выплаты участвуют в расчете «средней»? Их перечень приведен в п. 3 Порядка № 100 . Это основная зарплата, доплаты и надбавки, производственные премии и т. п. Зато не участвуют в расчете средней заработной платы выплаты, перечисленные в п. 4 Порядка № 100 . Также при исчислении «средней» не учитывают выплаты, начисленные за время, в течение которого сохранялся средний заработок работника (за время выполнения государственных и общественных обязанностей, ежегодного и дополнительного отпуска, командировки и т. п.), и начисленные в связи с временной нетрудоспособностью (абз. 2 п. 4 Порядка № 100 ). Все выплаты включаем в расчет среднедневной заработной платы в том размере, в котором они были начислены.

. квартальные премии , а также премии, начисленные за более длительный промежуток времени. Их включают в заработок в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде;

. разовое вознаграждение по итогам работы за год и выслугу лет, начисленное в текущем году за предыдущий календарный год . Его сумму распределяют, добавляя к заработку за каждый месяц расчетного периода в размере 1/12 вознаграждения. При этом обратите внимание: если разовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет было начислено в текущем году за текущий календарный год, то оно вообще не участвует в расчете среднедневной зарплаты;

. премии (месячные, квартальные и т. п.), вознаграждения и другие поощрительные выплаты , если рабочие дни в расчетном периоде отработаны не полностью . В этом случае такие выплаты учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.

И еще один важный момент относительно включения выплат в расчет «средней»: только премии включают в зарплату того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости. Все остальные выплаты следует учитывать в тех месяцах, за которые они были начислены (см. письмо Минсоцполитики от 09.12.2011 г. № 1105/13/81-11 ).

Итак, при расчете средней зарплаты для определения суммы «военных» выплат доначисленную и/или сторнированную зарплату относим к тем месяцам, за которые проводилась корректировка (в которых были допущены ошибки).

Также следует помнить о необходимости придерживаться требований п. 10 Порядка № 100 . Этой нормой установлена обязанность проводить корректировку средней зарплаты, если в расчетном периоде повышались тарифные ставки (оклады).

А как быть, если начало и окончание сборов приходятся на разные месяцы? В таком случае среднедневную (среднечасовую) зарплату рассчитываете один раз. Ежемесячно ее пересчитывать не надо . Но если в периоде, за который сохраняется средний заработок, в учреждении повышались тарифные ставки (оклады), то среднедневную (среднечасовую) зарплату нужно откорректировать на коэффициент повышения.

Важно!

При направлении работника на сборы предусмотрен специальный механизм выплаты среднего заработка .

В частности, перед отъездом ему необходимо выплатить зарплату за отработанное время до дня прекращения работы в связи с отъездом на военные сборы. Кроме того, ему следует выплатить среднюю зарплату за первые полмесяца сборов , так сказать, «авансом». За остальное время пребывания на сборах выплату заработной платы проводят в обычные сроки, установленные коллективным договором. Это предусмотрено п. 8 Инструкции № 80 .

А теперь поговорим о возмещении среднего заработка работников, призванных на сборы.

Оформляем компенсацию среднего заработка за период сборов

Выплата средней зарплаты военнообязанным за весь период сборов и резервистам за время выполнения ими обязанностей службы в военном резерве осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, установленном КМУ (ч. 13 ст. 29 Закона № 2232 ). Такой порядок утвержден постановлением КМУ от 23.11.2006 г. № 1644 .

Пунктом 2 этого постановления установлено, что выплата среднего заработка военнообязанным (в том числе резервистам, призванным на сборы) проводится за счет средств учреждений и организаций, в которых работают призванные на сборы граждане. В дальнейшем эти расходы будут возмещены за счет средств, предусмотренных в госбюджете на содержание Минобороны и других центральных органов исполнительной власти, которые в соответствии с законом осуществляют руководство воинскими формированиями.

Отсюда следует, что военнообязанных и резервистов могут призвать на военные сборы в ряды не только Вооруженных Сил Украины (ВСУ), но и других воинских формирований, например в Национальную гвардию. Кстати, для военнообязанных-нацгвардейцев действует своя Инструкция № 856 (ср. 025069200). Она регулирует вопросы выплаты денежного обеспечения и поощрений, в том числе и призванных на сборы. В целом ее нормы во многом схожи с нормами Инструкции № 80 .

Итак, работодатель выплачивает работнику средний заработок за счет своих средств, но потом эти расходы ему возмещают. Причем работодатель получает компенсацию всех расходов, связанных с выплатой среднего заработка, в том числе и начисленного ЕСВ.

Порядок выплаты и компенсации средней заработной платы за период военных сборов схематически можно изобразить так:

В зависимости от подчинения воинского формирования, в котором проводились сборы, источник возмещения будет разным.
Если сборы проходят в ВСУ, то для возмещения расходов необходимо подать счета в военкомат, в котором находятся на учете работники учреждения. После акцепта счета передают в финансово-хозяйственный отдел военкомата для оплаты (п. 12 Инструкции № 80 ). К счетам прилагают ведомости на выплату средней заработной платы, начисленной военнообязанным, призванным на сборы, по форме, приведенной в абз. 2 п. 12 Инструкции № 80 . В ведомостях приводят такую информацию:

Фамилию, имя и отчество работника;

Среднюю зарплату за месяц;

Период пребывания на сборах;

Сумму расходов, подлежащую возмещению за период пребывания на сборах (в том числе ЕСВ).

Если сборы проходят в Нацгвардии, то для возмещения расходов на выплату среднего заработка работодатель также подает счета на оплату вместе с ведомостью на выплату средней зарплаты, начисленной военнообязанным, призванным на сборы (п. 5 Инструкции № 856 ). Форма такой ведомости приведена в приложении к этой Инструкции , и она более усовершенствована по сравнению с ведомостью для ВСУ. В ней расписана как сумма среднего заработка за период сборов, так и ЕСВ, начисленного на него.

Это все нюансы, связанные с оплатой работникам времени их пребывания на военных сборах. Как видите, ничего сложного.

Показываем оплату военных сборов и получение компенсации в бухучете

Собственно, с чем могут возникнуть сложности? Скорее всего, с отражением в учете компенсации расходов учреждения на выплату среднего заработка работнику за период военных сборов. Ведь начисление заработной платы, проведение удержаний и выплату работнику показываем, как всегда. То есть при этом руководствуемся нормами пп. 8.1, 8.3, 8.8 и 8.9 Типовой корреспонденции .

А вот как правильно показать в учете возмещение расходов учреждения на оплату военных сборов - это действительно вопрос. Нужно ли в таком случае применять субсчет 6414 «Расчеты по специальным видам платежей» по аналогии с учетом компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы? А может, при получении возмещения следует откорректировать (сторнировать) учетные записи по начислению и выплате заработной платы работнику за период сборов? Ни то, ни другое. Первый вариант не подходит, потому что начисление компенсаций и выплат пострадавшим от Чернобыльской катастрофы проводится без отражения расходов учреждения. В соответствии с п. 8.14 Типовой корреспонденции при этом делают запись: Дт 6414 - Кт 6511. Тогда как законодательство требует осуществлять выплату среднего заработка военнообязанным за счет средств работодателя с дальнейшей компенсацией этих расходов . Соответственно, при начислении таких выплат мы должны показать расходы учреждения (Дт 8011 - Кт 6511).

Второй вариант со сторнированием учетных записей тоже не самый лучший. Он не отражает суть этой операции. В начислении среднего заработка работнику за период военных сборов никакой ошибки нет. А значит, и исправлять нечего.

В случае компенсации расходов учреждения на оплату военных сборов мы имеем дело с восстановлением кассовых расходов .

Подробно о порядке отражения операций по восстановлению кассовых расходов вы можете прочитать в консультации «Зарплатный бумеранг»: оформляем и отражаем в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 27 ) .

Напомним лишь ключевые моменты. Так, средства, полученные на восстановление кассовых расходов, зачисляем по тем КЭКР , по которым были осуществлены такие расходы в предыдущих отчетных периодах в пределах одного бюджетного периода. Поэтому в случае получения компенсации от военкомата проводим восстановление кассовых расходов:

По КЭКР 2111 «Заработная плата» - на сумму начисленной заработной платы за период сборов;

По КЭКР 2120 «Начисления на оплату труда» - на сумму начисленного ЕСВ.

Средства, полученные как компенсация расходов учреждения на оплату военных сборов, в дальнейшем направляем на оплату труда работников и осуществление начислений на фонд оплаты труда.

По общему правилу суммы возмещений попадают на регистрационный счет по КЭКР 0000. Поэтому для зачисления этих поступлений по соответствующим КЭКР необходимо оформить и подать в Госказначейскую службу платежные поручения (по каждому КЭКР отдельно).

Теперь что касается отражения этих операций на счетах бухучета.

Решающее значение здесь имеет период осуществления расходов и получения возмещения. В частности:

Если начисление оплаты военных сборов и возмещение расходов были проведены в пределах одного отчетного квартала (года) - кредитуем счет расходов (Кт 8011, 8012);

Если начисление и выплата среднего заработка военнообязанному были осуществлены в одном отчетном квартале (году), а компенсация получена в другом - корректируем финрезультат соответствующего отчетного периода (Кт 5511, 5512).

А чтобы окончательно разобраться с порядком учета операций по оплате военных сборов, рассмотрим условный пример.

Пример . Один из работников учреждения призван на военные сборы с 13.06.2018 г. по 27.06.2018 г. включительно. Работник предоставил в отдел кадров копию повестки районного военкомата. На основании этого был оформлен приказ руководителя об освобождении работника от работы на время прохождения сборов.

Согласно данным отдела кадров работник отработал более двух месяцев. За апрель 2018 года им было отработано 20 рабочих дней, а за май - 21 рабочий день. Сумма начисленной заработной платы за апрель составляет 4076,00 грн., а за май - 4395,00 грн.

На основании этих данных бухгалтер провел расчет средней заработной платы военнообязанного работника:

Среднедневная заработная плата составляет 206,61 грн. ((4076,00 грн. + 4395,00 грн.) : (20 р. дн. + 21 р. дн.));

Сумма оплаты за период военных сборов - 2272,71 грн. (206,61 грн. х 11 р. дн.).

Кроме того, работнику была начислена заработная плата за фактически отработанное время в июне до дня его выбытия на военные сборы (с 01.06.2018 г. по 12.06.2018 г.) в сумме 1674,28 грн.

Для наглядности суммы начисленной заработной платы, ЕСВ и удержаний из нее приведем в таблице:

Вид начислений (удержаний)

За фактически отработанное время (с 01.06.2018 г. по 12.06.2018 г.)

За период военных сборов (с 13.06.2018 г. по 27.06.2018 г.)

Итого (2 + 3)

Начислены:

Заработная плата, грн.

ЕСВ (22 %), грн.

Итого начислено

Удержаны:

НДФЛ (18 %), грн.

ВС (1,5 %), грн.

Итого удержано

Сумма к выплате, грн.

12.06.2018 г. были перечислены заработная плата за фактически отработанное время и средний заработок за период военных сборов на карточный счет работника.

С целью получения возмещения расходов учреждения на оплату военных сборов в военкомат подан счет и ведомости на выплату средней заработной платы.

Военкомат перечислил средства на регистрационный счет учреждения для возмещения расходов, связанных с выплатой среднего заработка призванному работнику, в сумме 2772,71 грн.

Вариант А . Согласно выписке банка компенсация от военкомата поступила на счет учреждения 27.06.2018 г.

Вариант Б. Согласно выписке банка компенсация от военкомата поступила на счет учреждения 09.07.2018 г.

Для восстановления кассовых расходов по КЭКР 2111 и 2120 были оформлены и поданы в Госказначейскую службу два платежных поручения.

В регистрах бухучета эти операции отражены такими записями:

№ п/п

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Июнь 2018 года

Получены ассигнования на оплату труда

Начислена заработная плата работнику за фактически отработанное время и за период военных сборов

Начислен ЕСВ

Удержаны из заработной платы НДФЛ и ВС

Выплачена заработная плата (за фактически отработанное время и за период военных сборов) путем перечисления средств на карточный счет работника

Одновременно перечислены НДФЛ и ВС в бюджет

Перечислен ЕСВ в Пенсионный фонд

Вариант А

Июнь 2018 года

Отражено восстановление фактических расходов в связи с получением компенсации от военкомата:

На сумму среднего заработка работника за период военных сборов

На сумму начисленного ЕСВ

Закрытие счетов расходов в конце отчетного квартала (4815,33 грн. - 2772,71 грн.)

Вариант Б

Июнь 2018 года

Закрытие счетов доходов в конце отчетного квартала

Закрытие счетов расходов в конце отчетного квартала

Июль 2018 года

Поступили средства на счет учреждения как компенсация расходов на выплату заработной платы работнику за период военных сборов

Отражена корректировка финансового результата предыдущего отчетного квартала в связи с получением компенсации от военкомата

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 - 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.09.2017 г. № 755 .

И в конце несколько слов об отражении таких операций в бюджетной отчетности распорядителей бюджетных средств. Так, полученные в течение отчетного периода средства на восстановление кассовых расходов мы отражаем в отчетности как уменьшение расходов по тому же КЭКР , по которому они были осуществлены. При этом в формах отчетности показываем кассовые расходы за минусом сумм , поступивших на их восстановление в течение текущего года. На это указывает п. 11 разд. I Порядка № 44 .

Итак, порядок учета расходов, связанных с выплатой заработной платы военнообязанным за период сборов, и их возмещения имеет несколько особенностей. Однако ничего сложного в этом нет, а значит, учет этих операций не принесет вам лишних хлопот.

Нормативные документы

Типовая корреспонденция - Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219 .

Вопрос

Дайте разъяснение, как осуществляются расходы, связанные с призывом сотрудников учреждения на военные сборы?

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о воинской обязанности воинская обязанность граждан РФ в том числе предусматривает призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Призывают граждан на военные сборы на основании указов Президента РФ. Решение о призыве на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона о воинской обязанности граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы:

  • освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы;
  • им выплачивается средний заработок или стипендия по месту постоянной работы или учебы;
  • им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Работникам на время исполнения обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военные сборы выплачивается средний заработок за время освобождения от работы и возмещаются расходы, связанные с оплатой жилья, проезда и командировочные расходы.

Началом военных сборов считается день отправки либо день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом, или день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.

При этом продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев в соответствии с положениями ст. 54 Закона о воинской обязанности, п. 4, 5 Положения о проведении военных сборов . Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на военные сборы не может превышать одного раза в три года.

Вопрос

Как в этом случае рассчитывать средний заработок работнику? Подлежат ли оплате выходные дни, в которые работник участвует в военных сборах, если ему установлена пятидневная рабочая неделя?

Порядок расчета среднего заработка работника за время нахождения на военных сборах установлен ст. 139 ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее - Положение № 922).

Согласно п. 9 Положения № 922 средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Вместе с тем ст. 153 ТК РФ установлено, что не менее чем в двойном размере оплачивается работа в выходной или нерабочий праздничный день.

Статьей 170 ТК РФ установлено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Следовательно, в указанный период времени работник перестает выполнять свои трудовые обязанности, то есть работать.

В случае исполнения работником государственных или общественных обязанностей в нерабочие (выходные) дни нормы ст. 153 ТК РФ не применяются.

Поэтому для определения количества дней в периоде, подлежащем оплате, в данной ситуации следует исходить из графика работы, установленного в учреждении, то есть без учета выходных дней. В данном случае, если работник проходит военные сборы не только в рабочие дни, но и в субботу и воскресенье, он делает это не по распоряжению работодателя с целью исполнения своих трудовых обязанностей, а по указанию государственных органов. Это означает, что в случае исполнения работником государственных или общественных обязанностей в нерабочие (выходные) дни нормы ст. 153 ТК РФ не применяются.

Таким образом, работнику следует выплатить средний заработок за рабочие, а не календарные дни прохождения военных сборов по графику его работы в учреждении без оплаты выходных дней (субботы и воскресенья).

Вопрос

Разъясните порядок компенсации указанных расходов? Какие документы необходимо оформить?

Основанием для освобождения сотрудника от работы является извещение (приложение 1 к Положению о проведении военных сборов), направленное работодателю военным комиссариатом. Указанное извещение является частью повестки. В нем указывается время начала и окончания военных сборов, на которое соответствующий гражданин призван для исполнения государственных обязанностей.

На основании этого извещения работодатель издает приказ о том, что работник в соответствии со ст. 170 ТК РФ на указанный срок освобождается от работы с сохранением за ним места работы и среднего заработка.

Основанием для освобождения работника от работы является извещение, направленное работодателю военным комиссариатом.

Расходы работодателя, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, компенсируются им в полном объеме за счет средств федерального бюджета (ч. 2 ст. 170 ТК РФ, п. 7 ст. 1 Закона о воинской обязанности, пп. «д» п. 8, п. 26 Положения о проведении военных сборов).

Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее - Правила компенсации расходов).

Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, по форме согласно приложению 2 к Положению о проведении военных сборов, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата. Оригинал справки представляется в бухгалтерию для оплаты времени исполнения работником своей воинской обязанности.

Выплата компенсации расходов, понесенных работодателем в связи с призывом работника на военные сборы, осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений об их фактическом размере.

На основании п. 5 Правил компенсации расходов выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов учреждения представляют заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

  • приказ об освобождении работника от работы;
  • извещение руководителю организации о призыве работника на военные сборы;
  • справка о прохождении военного сбора;
  • и другие.
Учреждение представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.

Вопрос

Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить поступление средств для возмещения расходов на оплату среднего заработка работнику, призванному на военные сборы?

Сумма компенсации фактических расходов, понесенных работодателем в связи с призывом работника на военные сборы, независимо от источника, из которого производилась выплата, является доходом бюджетного учреждения и отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ как компенсация затрат государственных (муниципальных) учреждений (разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ).

На сумму подлежащих возмещению расходов, произведенных бюджетным учреждением и предъявленных военному комиссариату, оформляется запись по дебету счета 2 205 30 560 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 21 Инструкции № 157н , п. 93 Инструкции № 174н).

Пример

Бюджетное учреждение за счет средств субсидии на выполнение государственного задания выплатило сотруднику, призванному на военные сборы, сумму среднего заработка в размере 14 000 руб. Данная сумма и начисленные на нее страховые взносы в сумме 4 228 руб. компенсированы военным комиссариатом на лицевой счет учреждения.

В учете бюджетного учреждения формируются следующие записи по выплате среднего заработка работнику, призванному на военные сборы, и поступлению компенсации данных расходов от военкомата:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, Документ-основание
Начислена сумма среднего заработка 4 109 60 211 4 302 11 730 14 000 Справка о прохождении военных сборов, расчетно-платежная ведомость
Начислены страховые взносы 4 109 хх 213 4 303 хх 730 4 228 Справка
Удержан НДФЛ

(14 000 х 13%) руб.

4 302 11 830 4 303 01 730 1 820 Налоговая карточка
Выданы сотруднику суммы среднего заработка из кассы учреждения

(14 000 - 1 820) руб.

4 302 11 830 4 201 34 610 12 180 Расчетно-платежная ведомость
Предъявлена военкомату сумма для компенсации расходов учреждения на выплату среднего заработка

(14 000 + 4 228) руб.

2 205 30 560 2 401 10 130 18 228 Справка
Поступила на лицевой счет сумма компенсации расходов учреждения от военного комиссариата 2 201 11 510

17 (статья 130 КОСГУ)

2 205 30 660 18 228 Выписка из лицевого счета
Вопрос

Учитываются ли средства, поступившие от военного комиссариата на компенсацию расходов учреждения, произведенных в связи с призывом работника на военные сборы, в целях обложения налогом на прибыль?

В пункте 1 ст. 251 НК РФ перечислены виды доходов, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Денежные средства, полученные от военных комиссариатов в качестве компенсации расходов учреждения, связанных с выплатой среднего заработка работникам, призванным на военные сборы, в данном перечне не указаны.

Таким образом, компенсация произведенных расходов в связи с исполнением Закона о воинской обязанности подлежит учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Положение о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333.

Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Наш механик принес повестку из военкомата. Его призывают на военные сборы на 2 недели. Понятно, что не отпустить его мы не можем, но как быть с его зарплатой? Работать-то он не будет, значит и платить мы ему не должны? Бухгалтер говорит, что начислять зарплату за это время нет никаких оснований. Механик же утверждает, что по закону в заработке он терять не должен. Да и как все это оформить, тоже непонятно. Помогите разобраться!

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов является одной из составляющих воинской обязанности гражданина РФ (ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Поэтому, если у вас работает гражданин РФ, пребывающий в запасе, вы должны быть готовы освободить его от работы с сохранением за ним места работы (должности) на период военных сборов. Такая обязанность работодателя прямо установлена законом (ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Продолжительность военных сборов, а также место и время их проведения определяет Минобороны России либо иной федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (например, ФСБ России).

Военные сборы бывают учебные и проверочные (по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов).

На учебные сборы вашего работника могут привлекать не чаще одного раза в 3 года. При этом на проверочные сборы граждане, пребывающие в запасе, могут призываться независимо от прохождения ими учебных сборов.

Находиться на военных сборах работник должен не дольше 2 месяцев, и в сумме продолжительность всех сборов за время пребывания в запасе не должна превышать 12 месяцев.

К участию в военных сборах могут привлекаться не все граждане, пребывающие в запасе. Например, освобождаются от участия в военных сборах:
граждане женского пола;
граждане, обучающиеся по очной и вечерней формам обучения в образовательных учреждениях;
граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях (но только на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы);
граждане, уволенные с военной службы, - в течение 2 лет со дня увольнения в запас;
граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (ст. 55 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Призыв на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования. Кстати, на этот период вы тоже должны освободить работника от работы. Для призыва на проверочные сборы отбор граждан военными комиссариатами не проводится. Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Повестка может быть направлена не только по месту жительства военнообязанного лица, но и по месту его работы. В этом случае вы обязаны вручить ее работнику и обеспечить ему возможность своевременной явки в место, указанное военным комиссариатом.

Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки. Обратите внимание! Составной частью этой повестки является отрывное извещение руководителю организации. Данное извещение должно остаться у вас.

Повестку, направленную по месту работы военнообязанного лица, необходимо вручить работнику и обеспечить ему возможность своевременной явки в место, указанное военным комиссариатом. Если этого не сделать, работодателя могут привлечь к административной ответственности (ст. 21.2 КоАПРФ).

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Если гражданин без уважительной причины не явится в назначенное время в место, указанное в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, военный комиссар примет все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов. Принеобходимости для этих целей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» привлекаются органы внутренних дел (п. 13 Положения о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности»).

Итак, на основании повестки вы должны издать приказ об освобождении работника от работы. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он создается в произвольной форме.

Вручая работнику повестку, поступившую по месту работы, не забудьте получить с него расписку. Это лишит работника возможности «списать» свою неявку в военкомат на то, что вы не вручили ему повестку, и вас нельзя будет привлечь к административной ответственности по ст. 21.2 КоАП РФ

Этот приказ будет подтверждением того, что вы предоставили работнику возможность участвовать в военных сборах. И если он по каким-то причинам не явится в военкомат - это уже будет не ваша вина. Наличие приказа послужит доказательством того, что вы свою обязанность выполнили.

Период, пока работник будет отсутствовать на работе в связи с призывом на военные сборы, в табеле учета рабочего времени нужно кодировать буквенным кодом «Г» (цифровым кодом «23»).

С документальным оформлением освобождения сотрудника от работы в связи с призывом на военные сборы мы разобрались. Но остался вопрос - должен ли работодатель оплачивать это время.

Виды выплат (возмещений), которые выплачиваются работнику, зависят от того, в каких целях он призван на сборы (таблица .).

Так как работодателя затрагивает только вопрос выплаты среднего заработка работнику, призванному на сборы, то на этом мы и остановимся.

Не забудьте ознакомить работник ка с приказом об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы под роспись

Необходимо отметить, что закон прямо говорит об обязанности работодателя сохранить за работником, призванным на сборы, только место работы (должность) (ст. 170 ТК РФ). О сохранении за ним среднего заработка за этот период ТК РФ не упоминает. Вместе с тем, анализ ряда нормативных документов (Положение о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333, Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи среализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) позволяет сделать вывод, что вам все же придется выплачивать работнику среднюю заработную плату за период его отсутствия. Не переживайте, впоследствии данные расходы будут компенсированы за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России и ФСБ России. Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, на основании данных из справки военного комиссариата.

Виды выплат (возмещений), которые производятся работнику, призванному на военные сборы

Обратите внимание на дату выдачи работнику справки о прохождении военных сборов. Она не может быть позднее даты его убытия из военного комиссариата.

Для того, чтобы получить компенсацию расходов, вам нужно будет сначала подтвердить, что организация эти I расходы понесла. Для этого на официальном бланке необходимо предоставить в соответствующий военный комиссариат сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Документ должен быть подписан руководителем организации (его заместителем), на нем должна быть проставлена печать организации.

Резюме

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные рас ходы должны быть возмещены работодателю за сче т средств федерального бюджета.

Помимо этого, организации необходимо предоставить заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие расходы организации, связанные с выплатой работнику, призванному на военные сборы, среднего заработка за период его отсутствия.