Уголовно правовые меры предупреждения преступлений против собственности. Виктимологическая характеристика и предупреждение преступлений против собственности. Основные направления предупреждения преступлений против собственности. Особенности деятельности О

1. Профилактика корыстных преступлений против личной собственности граждан базируется на крупномасштабных общесоциальных мероприятиях экономического, идейно-воспитательного, организационного характера. Они создают основу для искоренения отсталых взглядов и «традиций». Указанные мероприятия дают возможность для наступательной борьбы с пьянством, с негативными формами досугово-бытовой психологии, с недисциплинированностью в труде, на работе и в поведении в общественных местах.

Существенное значение для профилактики корыстных преступлений имеет расширение в объеме имеющейся потребности телефонной сети, сети гаражей и стоянок для индивидуального автомототранспорта, улучшение освещенности улиц, дворов, подъездов.

2. К специально-профилактическим мерам относятся:

а) техническая укрепленность входов квартир и охранная сигнализация, выпуск надежных систем замков, оборудование подъездов кодовыми замками;

б)развитие правовой пропаганды, направленной на устранение виктимологических условий, способствующих рассматриваемым преступлениям. Например, широкое освещение в середине 70-х годов на страницах печати вопросов борьбы с мошенническими действиями шулеров способствовало заметному сокращению числа этих преступлений, в том числе в аэропортах, санаториях и домах отдыха, поездах;

в) целевые рейды по предупрелсдению краж из квартир, мошенничества, уличных грабежей и разбоев, проводимые органами внутренних дел совместно с общественностью. Они имеют большой профилактический эффект, так как в процессе их нередко выявляются лица без определенных занятий и места жительства, гастролеры-рецидивисты и т. д., демонстрируется лицам, склонным к совершению корыстных преступлений, защищенность объектов возможных посягательств. Специфическим мероприятием по предупреждению краж с проникновением в жилище граждан является также организация дежурств силами жильцов в подъездах своих домов. Этот опыт Москвы нашел поддержку и в других городах страны;

г) дислокация патрульно-постовой службы во взаимодействии с дружинниками и активом общественных пунктов охраны порядка с тем, чтобы обеспечить постоянное или периодическое наблюдение за местами, где чаще совершаются корыстные преступления, и в соответствующее время суток;

д) деятельность специализированных групп работников внутренних дел по борьбе с карманными кражами, кражами из квартир;



ж) административный надзор в предусмотренных законом случаях. Если в прошлые годы он был недостаточно эффективен в отношении корыстных преступников, то Закон от 22 сентября 1983 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» значительно расширил сферу действия надзора, устанавливаемые ограничения и повысил ответственность за их умышленные нарушения. Административный надзор может, в частности, сыграть серьезную роль в предупреждении рецидива краж и мошеннических действий;

з) специализированная правовоспитательная работа с лицами, склонными к совершению корыстных преступлений, направленная на формирование убеждения в неотвратимости и реальности наказания за эти преступления;

и) совершенствование следственной и судебной практики по делам о корыстных преступлениях, повышение ее общего и специального превентивного воздействия, в том числе за счет обеспечения гласности, развития следственной и судебной профилактики, включая устранение условий, способствовавших кражам и другим корыстным преступлениям. Решение этих задач предполагает и широкое использование средств и методов криминалистической техники для изобличения преступников и для обеспечения неотвратимости их наказания.



3. Предупреждение преступлений против личной собственности предполагает широкое участие членов комсомольско-оперативных отрядов добровольных на родных дружин. Обученные методам определения мест возможной концентрации уголовных элементов (пивные, рестораны, вокзалы, крупные магазины и т. п.), выявления их преступных намерений (у карманных воров, шулеров и т. п.), специализированные дружинники успешно предотвращают корыстные преступления в общественных местах.

4. В целом успех специальной профилактики преступлений против личной собственности зависит от тесного сочетания различных ее форм, от взаимодействия всех ее участников, и в первую очередь жилищно-коммунальных и правоохранительных органов, а также специализированных формирований общественности; от своевременности и полноты выявления лиц, склонных к совершению таких преступлений; от обеспечения своевременного наказания корыстных преступников, соответствующего содеянному и эффективности контроля за их поведением; от надежной защищенности объектов от возможного посягательства.

Предупреждение имущественных преступлений связано прежде всего с совершенствованием существующих общественных отношений, главным образом в сфере производства и распределения, повышением материального благосостояния населения. Поскольку наше общество начинает ориентироваться на рыночную экономику, то имущественное неравенство как одно из основных противоречий в детерминации корыстной преступности является неизбежным и неустранимым. Однако и в этих условиях возможно определенное сглаживание, нейтрализация неравенства. Основная деятельность государства при этом должна заключаться в создании условий для многообразия и широкой доступности легальных способов достижения материального благополучия, в воспитании такой личности, для которой правомерный путь достижения своих целей является единственным, в создании и охране таких общественных отношений, при которых каждый человек способен позаботиться о себе самостоятельно, создать условия для собственной и своих детей жизнедеятельности. Государство должно оказывать более интенсивную помощь лишь тем лицам, которые в силу определенных причин оказались в затруднительном положении, например, инвалидам, детям-сиротам, многодетным и малообеспеченным семьям, безработным и т.д.

При разработке конкретных профилактических мероприятий по предупреждению имущественных преступлений следует отказаться от «приказных методов», шире использовать экономические стимулы, материальную заинтересованность, что послужит определенной гарантией их исполнения, а не будет просто декларированным правом.

Основная тяжесть по осуществлению специальнопрофилактических мероприятий по предупреждению имущественных преступлений ложится на органы внутренних дел.

Специализированные подразделения ОВД осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории и объектах, а также о структуре, динамике и уровне преступности, тенденциях ее развития. Анализ статистических данных, дел и материалов о кражах и других преступлениях рассматриваемой группы позволяет определить наиболее распространенные способы их совершения и сокрытия, используемые технические средства, предметы преступных посягательств, каналы сбыта краденого, условия, способствующие совершению преступлений. Подобная информация необходима как для разработки и осуществления конкретных профилактических мероприятий, так и для более быстрой и полной раскрываемости этих преступлений. Освещение материалов в средствах массовой информации помогает сокращению виктимологических условий рассматриваемых преступлений. Специализированные подразделения подготавливают также обобщенную информацию в органы местного самоуправления о необходимости устранения причин и условий совершения преступлений, в том числе в связи с незащищенностью, неудовлетворительной укрепленностью вероятных объектов преступного посягательства.

Подразделения вневедомственной охраны производят установку средств сигнализации и несут охрану на договорной основе квартир и других мест хранения имущества собственников, производят обследование состояния технической укрепленности охраняемых объектов, осуществляют на охраняемых объектах установленный пропускной режим, контроль за ввозом и вывозом материальных ценностей, устанавливают на контрольно-пропускных пунктах приборы и приспособления для обнаружения похищаемой продукции, сопровождают грузы, а также оказывают иные услуги по усилению защиты имущества от преступных посягательств, взаимодействуют с жилищно- коммунальными службами по защите подъездов жилых домов от проникновения посторонних лиц, снабжают их переговорно-замочными устройствами, домофонами, кодовыми замками и иными техническими устройствами, осуществляют оперативное реагирование на срабатывание охранной сигнализации на объектах собственности, пресечение краж и задержание лиц, их совершающих.

Предупреждение краж включает комплекс мер: информационных, оперативно-розыскных, технических, организационных.

Информационные меры имеют два адресата - преступника и потерпевшего. В отношении потенциальных преступников сравнительно эффективны информационные сообщения о том, что объект находится под видеонаблюдением, имущество находится под охраной или имеет специальные маркировки. Потенциальным потерпевшим советуют, например, документы и деньги носить в разных карманах. Деньги человеку могут понадобиться в любой момент, а документы лишь изредка. Поэтому и то и другое надо хранить раздельно; нельзя держать свой кошелек с деньгами в пакете с другими вещами, да еще поверх них, носить в одном кошельке все деньги и т.п.

Оперативно-розыскные меры позволяют установить места сбыта похищенного, скупщиков краденого, лиц, систематически совершающих кражи.

Технические меры охватывают установку сигнальных противоугонных систем, домофонов и видеофонов, укрепление дверей, установку замков повышенной сложности, оборудование квартиры сигнализацией с ее подключением к пульту вневедомственной охраны и т.д.

Организационные меры включают создание охраняемых автостоянок, охрану гаражей, территорий дачных товариществ собственными силами, с привлечением ЧОПов и пр.

Большое значение имеет также формирование инфраструктуры по трудоустройству и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В последнее время 350-400 тыс. лиц, отбывших наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, ежегодно возвращаются в общество. Именно они часто совершают имущественные преступления.

Профилактика мошенничества имеет преимущественно викти- мологическую направленность. В этом отношении всегда актуальны рекомендации не играть в азартные игры, не участвовать в «строительстве» пирамид по типу сетевых структур, уличных лотереях, не доверять предложениям быстро заработать, не вносить и не передавать деньги без серьезной и тщательной оценки ситуации и подстраховки.

Профилактический характер имеют интернет-кампании по профилактике мошенничества.

С учетом интересов профилактики краж, грабежей и разбойных нападений как наиболее распространенных видов преступлений определяется дислокация постов и маршрутов патрулирования сотрудников патрульно-постовой службы, проверяются наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и места концентрации лиц с устойчивым противоправным поведением. Сотрудники патрульно-постовой службы в случае необходимости осуществляют разъяснительную работу среди населения по обеспечению сохранности на улицах и в других общественных местах личного имущества.

Профилактическое значение имеет осуществляемый участковыми инспекторами контроль за соблюдением лицами, имеющими судимость, установленных в отношении них в соответствии с действующим законодательством ограничений. Например, обязанность находиться дома в определенное время, запрещение пребывания в определенных местах, ограничение времени выезда по личным делам за пределы района или города. Эти ограничения в определенной мере сужают возможность совершения вновь имущественных преступлений, а также препятствуют восстановлению преступных связей.

Определенное профилактическое значение, особенно для разбойных нападений, имеет осуществляемый органами внутренних дел контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, а также пресечение попыток самовольного изготовления оружия, что сужает возможность их нелегального приобретения.

В связи с тем, что значительная часть посягательств на имущество совершается подростками, особое значение приобретает профилактическая работа с ними. Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в необходимых случаях оказывают им помощь в социально-бытовом устройстве, направляют в органы здравоохранения для оказания медицинской помощи подростков, употребляющих спиртные напитки, наркотические, психотропные и другие средства, вызывающие одурманивание, посещают несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы, проводят воспитательные беседы с ними, родителями и иными лицами, отвечающими за воспитание и поведение подростков, контролируют поведение несовершеннолетних, осужденных условно или с отсрочкой исполнения приговора .

В целях общей профилактики краж, мошенничеств, грабежей, разбоев, угонов и вымогательств широко используются оперативнорозыскные возможности аппаратов уголовного розыска; проводятся оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, подготавливающих совершение преступлений, принимаются меры по склонению этих лиц к отказу от их совершения. В плане общей профилактики грабежей и разбоев муниципальные органы власти должны уделять внимание освещенности улиц, зон отдыха, пешеходных дорожек и т.д.

Эффективное предупреждение вымогательства невозможно в условиях поиска компромиссов, а затем сотрудничества правоохранительных органов с организованной преступностью.

Элементарное чувство самосохранения указывает на то, что явная или скрытая передача власти криминалитету только усугубляет социальную ситуацию и будет означать превращение основной массы населения в заложников преступного мира.

Как показывает практика, привлечение вымогателей к уголовной ответственности сопряжено с решением ряда проблем, к числу которых следует в первую очередь отнести получение заявления от потерпевшего о том, что в отношении него совершены действия, предусмотренные ст. 163 УК РФ. Потерпевшие зачастую не склонны обращаться за помощью в правоохранительные органы, руководствуясь следующими мотивами:

  • боязнью мести со стороны вымогателей;
  • неверием в действительную помощь со стороны правоохранительных органов;
  • опасением, что в процессе возможного расследования станут известны факты, которые потерпевший желает сохранить в тайне.

Такая мотивация должна быть убедительно опровергнута в процессе деятельности по выявлению, пресечению и раскрытию вымогательства. В этом плане действенным может оказаться информирование населения с помощью СМИ, что правоохранительные органы контролируют ситуацию, готовы эффективно пресечь любые действия преступников, представляющие угрозу интересам возможных заявителей и их близких родственников, в состоянии быстро и эффективно задерживать преступников.

Население должно быть проинформировано о том, по каким телефонам следует звонить в случае совершения вымогательства, а также о том, какие сведения необходимо запомнить при контакте с вымогателями, как вести себя при таких контактах (не теряя самообладания, вступать в переговоры, обговаривать условия, искать общих знакомых, убеждать в лояльности и стремлении договориться на разумных основаниях).

Важная проблема - обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей при совершении вымогательства организованными группами. До сведения граждан необходимо доносить, что соответствующие нормативные правовые акты предписывают принятие эффективных мер по защите потерпевших, свидетелей, их родственников, что эти меры на практике применяются, а контрдействия преступников блокируются.

Представляется актуальным и вполне оправданным предложение о развитии инфраструктуры личной безопасности. Необходимо хотя бы частично блокировать давление криминальной среды на граждан за счет:

  • 1) виктимологической профилактики преступлений с помощью СМИ, которые ориентировали бы граждан на определенные алгоритмы поведения в критических ситуациях;
  • 2) организации «школ безопасности» («выживания в городе»), которые могут быть инициированы муниципальными органами, ассоциациями предпринимателей и т. д.;
  • 3) разработки и внедрения специальных средств (бронежилетов, оружия травматического действия, электрошоковых устройств и т.п.);
  • 4) обучения граждан элементарным приемам самообороны .
  • Криминология и профилактика преступлений. Курс лекций: учеб, пособие / Т.Н.Горшенков и др.; под общ ред. В.П. Сальникова. СПб., 2001.
  • Абызов Р.М., Овчинникова С.Ф. Корыстные преступления несовершеннолетних:характеристика, типология личности, предупреждение. Ижевск, 1999. В начале 1990-х гг. среди ряда политиков была популярна точка зрения, чтокриминологическая обстановка должна контролироваться структурамиорганизованной преступности, которая в состоянии обеспечить должныйправопорядок, позволяющий рядовым гражданам чувствовать себя в безопасности.
  • Клейменов М.П. Указ. соч. С. 383.

Меры предупреждения этих преступлений представляют собой часть общих мер по предотвращению краж, грабежей, разбоев.

Активная информационная, пропагандистская работа по разъяснению населению опасности этих преступлений, предупредительная работа среди неустойчивых членов общества во многом должны способствовать сокращению или стабилизации состояния этого вида преступности.

Причинами имущественных преступлений часто являются непродуманные экономические решения. Они, как правило, вызывают рост краж, грабежей, мошеннических действий.

К специальным мерам профилактики следует отнести:

Меры технического и организационного характера (вахтеры, средства технической охраны и сигнализации офисов, квартир, помещений и т.д.);

Своевременное выявление незаконного хранения огнестрельного оружия;

Осуществление рейдов на предмет выявления бродяг, преступников-гастролеров и т.д.;

Постановка на учет лиц с психическими аномалиями;

Своевременное пресечение формирования преступных групп;

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

К мерам индивидуальной профилактики можно отнести:

Информирование населения о совершенных кражах, об уловках преступников и защитных мерах по предупреждению краж личного имущества;

Мероприятия профилактического характера в отношении лиц, допускающих неоднократные правонарушения административного характера; и т.д.

1. Какова структура экономической преступности? Какие преступления входят в группу экономических преступлений? Какие основные криминогенные детерминанты экономической преступности?

2. Что представляет из себя личность преступника, совершающего экономические преступления?

3. Определите состояние, структуру и динамику преступности против собственности. Какие существуют типы личности преступника, совершающего преступления против собственности?

Тема 9. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности. Криминологическая характеристика профессиональной преступности. Криминологическая характеристика рецидивной преступности

9.1. Понятие и признаки профессиональной преступности

Под термином преступный профессионализм понимается разновидность преступного занятия, являющегося для субъекта источником средств существования, требующего необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и обусловливающего определенные контакты с антиобщественной средой. Или: свойство личности преступника, характеризующееся признаками стабильности результатов, специализации, постоянства, промысла, привычности, особого языка и традиций в преступной деятельности.

Таким образом, данное определение содержит четыре признака профессионализма: 1) устойчивый вид преступного занятия (специализация); 2) определенные познания и навыки (квалификация); 3) преступления как источник средств существования; 4) связь с асоциальной средой.

Каждый из них содержит присущие ему элементы, через которые он проявляется в противоправной деятельности. Поскольку эти признаки связаны с практическими вопросами борьбы с преступностью, они нуждаются в теоретическом обосновании.

Таким образом, если обобщить взгляды ученых и практиков на понятие профессионального преступника, то можно выделить два основных его признака , с помощью которых он отграничивался от иных категорий правонарушителей, указанных в классификации:

Таким образом, личность профессионального преступника - это совокупность психологических свойств, характерных для лиц, избравших совершение преступлений своим постоянным занятием и извлекающих из этого средства к существованию.

Профессиональная преступность - это вид преступности, характеризуемый постоянством преступной деятельности (занятием как промыслом) ее участников, которая является основным источником их дохода и требует специализации знаний, навыков, умений (способов и средств совершения преступления).

Ученые четко отграничивают профессиональных преступников от преступников организованного типа, действующих в составе устойчивых групп.

В отечественной криминологии проблема профессиональной преступности не изучалась с начала 30-х годов, чему способствовал преждевременный вывод о ее полной ликвидации.

Теоретические разработки первых отечественных криминологов позволяют в целом выделить в современной преступности признаки криминального профессионализма, аналогичные тем, что отмечались ранее. Это со всей очевидностью подчеркивает преемственность данного феномена, зародившегося в период бурного развития общества.

Отечественная криминологическая концепция не отрицает существования профессиональной преступности, но в целом эта проблема не разработана и относится к числу острых дискуссионных аспектов борьбы с преступностью.

Познание явления профессиональной преступности в современных условиях особенно важно, так как в стране существенно осложнилась криминогенная обстановка, в чем не последнюю роль играют те, кто обратил преступления в постоянное занятие.

9.2. Понятие и признаки рецидивной преступности

Следующий вид преступности - рецидивный. Этот вид преступности, о котором немало суждений, теоретических концепций. Прежде всего, следует разобраться в понятиях «рецидив», «рецидивная преступность», «рецидив преступлений», «преступный рецидив».

Рецидив - (от лат. «recidivus» -возвращающийся) - возврат, повторение
какого-либо явления после каждого его исчезновения.

Рецидивная преступность - совокупность всех преступлений совершенных повторно.

Само по себе слово «рецидив» означает возврат, повторение какого-либо явления. В действующем уголовном законодательстве не содержится понятия рецидива преступлений. Оно формулируется в теории уголовного права. Выделим следующие их виды:

Общий (совершение ранее судимым лицом, судимость с которого не снята и не погашена, любого нового преступления, не тождественного и не однородного ранее совершенному. Общий рецидив является отягчающим ви­ну обстоятельством);

Специальный (состоящий из тождественных или однородных преступ­лений. Этот вид рецидива законодатель во многих случаях относит к квали­фицирующим признакам);

Простой (однократный) - к нему относятся случаи совершения престу­пления лицом, ранее осужденным один раз;

Сложный (многократный) - к нему относятся случаи совершения пре­ступления ранее осуждавшимся дважды и более раз.

К сложному относятся еще:

Пенитенциарный (характеризующийся тем, что осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы не менее чем во второй раз. Этот вид ре­цидива учитывается при определении режима отбывания наказания и влечет другие негативные последствия как в период отбывания наказания, так и по­сле него);

Особо опасный рецидив (в случаях, предусмотренных уголовным ко­дексом, по приговору суда).

Как и любой вид преступности, рецидивную преступность можно классифицировать по различным основаниям.

Структура рецидивной преступности несколько отличается от общей структуры преступности. При анализе структуры рецидивной преступности выделяют следующие виды рецидива преступлений.

По правовому содержанию: фактический, уголовно-правовой, пенитенциарный.

По характеру совершенных преступлений: общий, специальный, криминальный профессионализм.

По количеству совершенных преступлений: однократный, многократный.

По степени общественной опасности: простой, опасный, особо опасный.

Основные показатели рецидивной преступности: состояние, структура, удельный вес, уровень (коэффициент), динамика. Состояние рецидивной преступности - это абсолютное число рецидивных преступлений и лиц, их совершающих, на определенной территории за определенный период времени. Последние годы отмечается устойчивый рост рецидивной преступности.

Динамика рецидивной преступности свидетельствует об изменении состояния, удельного веса, структуры, коэффициента рецидивной преступности. Изучение рецидивной преступности, представляющей повышенную опасность для общества, предполагает всесторонний, объективный анализ личностных свойств преступника, причин и условий совершения повторных преступлений.

Рецидивная преступность многолика. Следует особо выделить такой тип преступника как лица, совершившие особо опасный рецидив. В содержании личности субъекта, совершившего особо опасный рецидив, выделяют два основных признака: общественную опасность и степень социально-нравственной запущенности.

Как свидетельствуют результаты исследования этой группы лиц, у значительной части этой категории лиц взгляды на жизнь прочно деформированы, оценка происходящих событии инфантильна, уровни самооценки и притязаний завышены. Систематическое совершение преступлений и связанные с эти готовность идти на риск и подвергать себя опасности, служат, по их мнению, доказательством «исключительности» их личности, своей смелости и наличию организаторских способностей. Для этой категории характерно стремление к материальному благосостоянию, достичь которого они пытаются всеми средствами.

Данные исследований свидетельствуют, что среди них велика доля лиц, страдающих психопатологическими изменениями, в том числе для них характерным является совершение преступлений связанных с половыми извращениями. Средний возраст 30 - 40 лет. Социально-демографическая характеристика этой категории свидетельствует, о том, что это лица, как правило, давно утратившие все социально-полезные связи, отрицательно относящиеся к труду, имеющие самый низкий общеобразовательный уровень по отношению к другим категориям осужденных.

С т. з. уголовно-правовой характеристики, необходимо отметить большое количество судимостей (по оценкам специалистов о 3-х и до 7, в ряде случае и больше). Существенное значение имеет характеристика совершаемых ими преступлений: это, как правило, насильственные, корыстные преступления, хулиганство. Среди рецидивистов большое количество лиц, являющихся хроническими алкоголиками и наркоманами. В период отбывания наказания они становятся лидерами группировок осужденных отрицательной направленности. «На воле» ими ведется пропаганда преступного образа жизни, пресловутой «воровской романтики». С т.з. опасности личности преступника - это стойкая антиобщественная направленность и глубокая нравственная деформация; противопоставление себя обществу.

9.3. Понятие и признаки организованной преступности

В настоящее время в силу относительной распространенности в стране форм проявления организованной преступности, качественного ее отличия от всех ранее сложившихся форм и видов преступной деятельности, ее можно признать относительно самостоятельным видом преступности, обладающим способностью к самовоспроизводству, обеспечения функционирования и безопасности, влияния на отдельные сферы жизнедеятельности государства.

Итак, выделим качественные признаки :

Тенденция консолидации преступной среды;

Объединение преступных групп в целостные, многоуровневые, централизованные преступные системы (преступные сообщества, преступные организации, преступные объединения);

Упорядочение преступной деятельности, подчинение ее постоянной программе;

Усиленная взаимосвязь между субъектами организованной преступности (лицами и организациями);

Систематическое извлечение нелегальных доходов в крупных размерах;

Организация и осуществление разных форм преступного предпринимательства;

Возможность оказания обратного влияния на официальные социальные структуры.

Организованная преступность существует в форме:

Преступных сообществ, то есть качественно иного явления, чем обычное соучастие. Как правило, преступные сообщества существуют как в общеуголовной структуре преступности, так и сфере экономической преступности. Преступные сообщества отличатся внутренней сплоченностью, в основе которой лежат корыстно-стяжательские, идеологические и даже политические концепции, идеи, платформы. Характерные особенности преступного сообщества - глубокая законспирированность, высокий уровень саморегуляции, строгая иерархическая структура.

Преступных организаций, представляющих собой более высокоорганизованную форму преступной деятельности, чем организованные преступные группы. Они могут включать в себя несколько организованных преступных групп. П.О. так же имеют ряд отличительных признаков:

Четко выраженная организационная структура с жесткой иерархией;

Дифференциация власти (выделение руководителя, лидеров, рядовых членов).

Специфическим признаком преступной организации является централизованная, разветвленная, многоуровневая система устойчивых преступных связей, в том числе основанных на коррупции.

Преступных объединений, под которыми понимают относительно устойчивые организованные преступные системы, включающие в себя преступные группы (разной степени организованности), отдельных лиц, совершающих преступления, объединенных между собой стабильными преступными многоуровневыми связями в целях осуществления преступной деятельности на постоянной основе.

Чаще всего такой вид организованной преступности складывается в сфере экономики и сопряжен с незаконными формами предпринимательства, направлен на извлечение нелегальных доходов.

В системе общеуголовной преступности выделяют такой вид как бандитские сообщества, простая организованная группа, структурная организованная группа, организованная преступная группировка.

Как и любой вид преступности, организованная преступность отличается самостоятельной структурой преступной среды:

Организованные группы, действующие на определенной территории (область, город, край и др.);

Организованные преступные группы, действующие в местах лишения свободы;

Организованные преступные группы, предназначенные для совершения преступлений с использованием межрегиональных связей;

Организованные преступные группы и сообщества, создаваемые на этнической основе;

Организованные преступные группы, так называемые «гастролеры» и т.д.

Организованную преступность характеризуют три признака: Во-первых, четкая, устойчивая организационная структура, установленная на длительное время и рассчитанная на проведение преступной систематической деятельности; прочные иерархические связи между «членами» преступного сообщества; жесткая система непререкаемого подчинения, при которой «низший» беспрекословно выполняет приказ «высшего» в иерархии; разделение ролей и функций, выполняемых каждым участником, то есть своеобразное разделение труда, определенная преступная специализация; некое подобие более или менее стабильного «штатного расписания»: главарь (иногда группа главарей) из числа авторитетов, держатель преступной кассы («общака») казначей, связники, рядовые боевики, выполняющие всю черновую работу.

Во-вторых, преступная организация преследует цель совершения не одного-единственного, хотя бы и исключительно дерзкого и сложного по подготовке преступления, например, ограбления банка, а создается для преступной деятельности продолжающейся, как показывает практика, нередко многие годы.

Третий, определяющий признак организованной преступности – это коррупция, сращивание уголовного элемента с представителями госаппарата и правоохранительными органами.

Организованная преступность - устойчивое явление, трудно поддающееся предупредительно-профилактическому воздействию. Организованная преступность отличается пространственным размахом. Она охватывает нередко целые регионы, отрасли народного хозяйства. Особенностью организованной преступности является ее смыкание с властью, использование властных структур для разработки системы защиты себя от ответственности. Преступники активно проявляют себя в регионах, где сохраняется напряженность, ведутся боевые действия, имеют место кровавые столкновения с проявлениями особой жестокости, захваты заложников, глумления над людьми.

Таким образом, организованная преступность это социально-экономический процесс обращения преступного капитала в криминальной сфере с вовлечением широких слоев населения, с использованием коррупции и всего того, что способствует его наращиванию и обращению.

Рис. 26. Динамика организационной преступности

Рис. 27. Социальный портрет преступности

Рис. 28. Совершение организованными группами или преступными сообществами тяжких и особо тяжких преступлений за периоды 2012 – 2014 гг.

Рис. 29. Удельный вес в общем числе расследованных преступлений

9.4. Формы и методы профилактики и предупреждения профессиональной, рецидивной, организованной преступности

Предупреждение всех видов преступности относится к важнейшим задачам ОВД. Профилактика профессиональной преступности предполагает осуществление следующих мероприятий:

ОВД и их оперативные аппараты оказывают профилактическое воздействие на профессиональную преступность оперативно-розыскными средствами. Используя сосредоточенный в ОВД массив информации о профессиональной преступности, осуществляют планирование, прогнозирование профилактической работы.

Воздействие на преступников в период отбывания наказания в виде лишения свободы.

Осуществление упреждающего воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, являющихся потенциальным резервом профессиональных преступников, в целях недопущения вовлечения их в преступную деятельность.

Осуществление административного надзора. Следует отметить, что индивидуальная профилактическая работа ведется с опозданием, когда у ее объектов уже сложился целый ряд негативных стереотипов, существует негативная психологическая установка и они полностью определяют себя как профессиональные преступники.

Основные задачи профилактики рецидивной преступности можно определить следующими направлениями профилактики:

Совершенствование практики назначения наказаний;

Совершенствование деятельности системы органов исполняющих наказание;

Социальная реабилитация и адаптация лиц, отбывших наказание;

Административный надзор;

Социальный надзор.

Профилактика организованной преступности. Высокий уровень сплоченности и организованности преступных сообществ, их коррумпированность и продуманность системы защиты от правоохранительных органов должны находить адекватное отражение в разработке мер профилактики:

Консолидация усилий общества и государства. Только на государственном уровне возможно эффективное воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же находятся в сферах экономической, политической, социальной и духовной;

Большая консолидация всех сил правоохранительных органов;

Высокий профессионализм сотрудников и продуманная система их социальной защищенности;

Применение специальных методов и средств. О них говорится в Федеральных законах «Об ОРД», «Об оружии» и т.д.;

Укрепление правовых основ оперативно-розыскной деятельности;

Применение силы, адекватной масштабу преступной деятельности;

Научное и пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое преступный профессионализм?

2. Выделите признаки профессионализма.

3. Что такое рецидивная преступность?

4. Отличается ли структура рецидивной преступности от общей структуры преступности?

5. Выделите признаки организованной преступности

Тема 10. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних

Предупреждение преступлений против собственности является одной из важнейших задач правоохранительных органов и в первую очередь органов внутренних дел.

Целью такого предупреждения является минимизация преступлений против собственности, в связи с чем органы внутренних дел решают следующие задачи.

1. Обеспечение охраны собственности.

2. Создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений против собственности на определенной территории или объекте.

3. Реализация оперативно-розыскной информации о лицах, подготавливающих преступления против собственности, для склонения к отказу от их совершения.

4. Своевременное разобщение выявленных групп, совершающих преступления против собственности, в том числе организованных, с целью прекращения их преступной деятельности.

5. Оперативное с использованием всех имеющихся сил и средств реагирование на сообщения граждан, должностных лиц, на иную поступившую информацию о совершаемых или совершенных преступлениях против собственности для задержания преступников и раскрытия преступлений.

6. Накопление, систематизация и использование информации о лицах, совершивших преступления против собственности, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер.

7. Активное привлечение общественности к работе по предупреждению преступлений против собственности.

8. Информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств на собственность.

9. Внесение в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений против собственности.

Деятельность по предупреждению преступлений против собственности основывается на криминологической информации: о состоянии и динамике преступлений против собственности; о территориях и объектах, где совершается наибольшее количество таких преступлений; о лицах, совершивших преступления против собственности и склонных к их совершению; об уровне латентности различных видов преступлений против собственности; о жертвах этих преступлений; о социальных последствиях указанной категории преступлений; о состоянии и мерах предупреждения преступлений против собственности и эффективности их применения; о влиянии на состояние этих преступлений различных социальных, экономических, политических и других процессов. При этом необходимо выявлять не только причины и условия, обусловливающие негативные тенденции преступлений против собственности, но и позитивные факторы, которые следует изучать и стимулировать.


Переработанная и проанализированная криминологическая информация служит информационной базой для служб и подразделений органов внутренних дел, позволяющей сосредоточивать усилия по предупреждению преступлений на наиболее криминогенных участках и объектах, выбирать эффективные методы предупреждения преступлений против собственности, изучать и внедрять передовой опыт предупредительной деятельности, прогнозировать тенденции преступлений против собственности.

На основе прогнозов планируется работа по борьбе с преступлениями против собственности и разрабатываются на федеральном и региональном уровнях программы борьбы с преступностью, включающие разделы о предупреждении преступлений против собственности. Для успешного выполнения этих программ осуществляются координация и взаимодействие всех субъектов предупредительной деятельности.

Координация и взаимодействие правоохранительных органов в деятельности по предупреждению преступлений против собственности осуществляется с использованием следующих форм: создание постоянно действующих координационных органов; взаимный обмен информацией; совместное проведение совещаний, инструктажей, учебных занятий, выработка согласованных действий по предупреждению преступлений против собственности; совместный анализ состояния преступности и участия в предупреждении преступлений различных субъектов; подготовка и принятие совместных решений; совместное планирование и проведение согласованных профилактических мероприятий; иная совместная практическая деятельность с оказанием разнообразной помощи друг другу; совместное осуществление контроля и общее подведение итогов предупредительной деятельности.

Основными субъектами предупреждения преступлений против собственности являются подразделения милиции общественной безопасности и криминальной милиции органов внутренних дел. На федеральном и региональном уровнях они в основном осуществляют организаторскую деятельность по предупреждению преступлений против собственности, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства подведомственными аппаратами.

Непосредственными исполнителями задач, связанных с предупреждением преступлений против собственности, являются соответствующие службы и подразделения городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте. При этом одно из ведущих мест в этой работе отводится участковым уполномоченным милиции, патрульно-постовой службе, вневедомственной охране при органах внутренних дел, уголовному розыску и др. Формы и методы предупреждения ими преступлений против собственности весьма разнообразны.

Участковые уполномоченные милиции, проводя ежемесячно анализ криминальной обстановки на обслуживаемых участках, докладывают руководству горрайоргана внутренних дел предложения о направлении руководителям организаций информации о выявленных недостатках в их деятельности по обеспечению сохранности собственности, иных материальных ценностей для принятия конкретных мер по их устранению.

Они периодически проверяют состояние технической укрепленности и пожарной безопасности на объектах хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, драгоценных металлов и камней, оружия и боеприпасов, а также принимают необходимые меры к устранению выявленных недостатков.

При обследовании жилого сектора обслуживаемого участка они выявляют недостатки в его охране и информируют заинтересованных лиц о необходимости укрепления дверей квартир, установки кодовых замков на дверях подъездов, домофонов, организации дежурств в подъездах, принятия других мер защиты собственности граждан от преступных посягательств в жилых домах. Совместно с сотрудниками инспекций безопасности дорожного движения они принимают меры для защиты частного автотранспорта от угонов и краж (организация маркировки частей автотранспорта, ходатайство перед органами местной администрации о строительстве охраняемых стоянок, гаражей и т.п.).

Осуществляя виктимологическую профилактику, участковые уполномоченные милиции информируют население о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств на их собственность путем проведения среди граждан соответствующей разъяснительной работы, выступлений в средствах массовой информации, распространения памяток.

Одной из основных обязанностей участковых уполномоченных милиции является индивидуальная профилактическая работа с лицами, состоящими на профилактическом учете, включающая в себя своевременное выявление граждан, от которых можно ожидать совершения преступлений против собственности, систематическое наблюдение за их поведением и образом жизни, принятие необходимых мер к недопущению с их стороны преступных деяний.

К числу основных задач патрульно-постовой службы милиции относятся охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Любые формы решения этих задач в той или иной мере включают предупреждение преступлений против собственности.

В этих целях наряды патрульно-постовой службы ведут наблюдение за расположенными в зоне своих постов и маршрутов патрулирования промышленными, торговыми и иными предприятиями, учреждениями, организациями, где имеются ценности; принимают необходимые меры к предотвращению хищений с объектов и усилению их охраны; выявляют лиц, покушающихся на собственность. Осуществляют они и разъяснительную работу среди граждан и должностных лиц по обеспечению сохранности на улицах и в других общественных местах имущества собственников.

Сотрудники подразделений инспекций безопасности дорожного движения проводят (в том числе с использованием средств массовой информации) большую профилактическую работу по предупреждению угонов и краж автомототранспорта. Во взаимодействии с аппаратами уголовного розыска они осуществляют розыск угнанных и похищенных автомототранспортных средств.

Основная роль в охране имущества собственников на основе договоров отведена службе вневедомственной охраны при органах внутренних дел, решающей перечисленные ниже задачи.

1. Непосредственная охрана имущества предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), представляющая собой систему мероприятий по непрерывному наблюдению за объектом, на котором расположены материальные ценности, в целях предотвращения и пресечения их хищений и проникновения на объект посторонних лиц. Для этого сотрудники вневедомственной охраны осуществляют на охраняемых объектах установленный контрольно-пропускной режим, вносят предложения по оснащению контрольно-пропускных пунктов оборудованием для контроля прохода (проезда) и досмотра выносимых (вывозимых) ценностей. В настоящее время расширяются не только объем, но и перечень услуг по непосредственной охране имущества предприятий, оказываемых вневедомственной охраной. Речь идет об охране перевозимых грузов и денежных средств, взятие объектов на инкассационное обслуживание.

2. Непосредственная охрана личного имущества граждан, которая может быть, во-первых, централизованной, т.е. осуществляемой с помощью приборов, подключенных к пультам наблюдения, во-вторых, солидарной или автономной. При солидарной охране в случае проникновения посторонних лиц в одну из заблокированных квартир сигнал тревоги поступает в квартиру соседа. В условиях автономной охраны при проникновении посторонних лиц в квартиру, садовый домик, дачную постройку, гараж и тому подобные места включается световая и звуковая сигнализация. В двух последних случаях вневедомственная охрана только блокирует помещения средствами сигнализации за счет граждан, но не берет на себя обязательств по обеспечению сохранности имущества.

В последнее время вневедомственная охрана стала оказывать и такую услугу, как организация специальных технически укрепленных и оборудованных средствами сигнализации хранилищ, куда все желающие могут сдать на хранение документы, ценности, личные коллекции, другие дорогостоящие предметы. Многие подразделения вневедомственной охраны развернули работу по установке и эксплуатационному обслуживанию на договорной основе переговорно-замочных устройств (домофонов) и видеофонов, а также дополнительных деревянных, металлических, раздвижных, решетчатых входных дверей, оконных решеток, замков повышенной прочности и секретности.

3. Внедрение в охрану современных технических средств. Последовательное решение этой задачи позволяет в значительной степени сделать технологию охраны "безлюдной", что в свою очередь экономит средства, расходуемые на охрану, и обеспечивает минимальное вмешательство в сферу прав и законных интересов граждан. При защите объектов различных форм собственности вневедомственная охрана использует в настоящее время более 4,5 млн. ультразвуковых, оптико-электронных, радиоволновых, емкостных и других извещателей и приборов сигнализации.

4. Инспектирование и проверка службой вневедомственной охраны на договорной основе состояния сохранности материальных ценностей на неохраняемых объектах (их техническая экспертиза), целью которых являются повышение надежности охраны, устранение причин и условий, способствующих совершению краж, выявление и взятие под свою охрану новых объектов. По результатам инспектирования составляется акт о соответствии или несоответствии охраны задачам обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. При этом вносятся конкретные предложения по улучшению охраны собственниками объектов с указанием сроков устранения выявленных недостатков.

5. Обеспечение общественного порядка в зонах расположения охраняемых объектов, в процессе которого осуществляются меры предупреждения преступлений против собственности. Эту задачу решают милицейские подразделения вневедомственной охраны. Нарядам милиции данной службы вменяется в обязанность обеспечение охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в зоне своих постов и маршрутов патрулирования.

Предупреждение преступлений против собственности является одной из основных задач подразделений криминальной милиции (уголовного розыска и по борьбе с экономическими преступлениями).

Сотрудники этих подразделений органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений против собственности, и на основе полученной информации вносят своему руководству предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения этих причин и условий.

Сотрудники криминальной милиции выявляют также лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступлений против собственности, принимают меры по склонению этих лиц к отказу от совершения преступления, осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, совершающих преступления против собственности.

Совместно с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел они разрабатывают и осуществляют комплексные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на перекрытие каналов транспортировки и сбыта похищенного, принимают меры к устранению условий, способствующих подготовке конкретного преступления против собственности; обеспечивают безопасность лиц и имущества, на которых возможно преступное посягательство; принимают другие предупредительные меры, исключающие возможность совершения преступления.

Большой вклад в предупреждение преступлений против собственности вносят службы и подразделения органов внутренних дел на транспорте. Линейные отделы внутренних дел являются основным звеном в системе органов внутренних дел на транспорте, включающим милицию общественной безопасности и криминальную милицию. В состав криминальной милиции входят специализированные отделы (отделения) по борьбе с преступными посягательствами на грузы.

Сотрудники этих подразделений разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению сохранности на объектах транспорта имущества всех форм собственности. Они анализируют состояние сохранности грузов при перевозках и принимают меры по выявлению, устранению причин и условий, способствующих совершению преступных посягательств на грузы. По результатам анализа вносят предложения по внедрению наиболее эффективных форм защиты материальных ценностей от хищений и других противоправных действий. Они также осуществляют оперативно-розыскную деятельность по выявлению лиц, занимающихся хищениями грузов и совершением других преступлений против собственности, предотвращение и пресечение преступных проявлений, совершаемых в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

Совместная и слаженная деятельность перечисленных служб и подразделений органов внутренних дел, осуществляемая в тесном взаимодействии с иными правоохранительными органами, с государственными органами и общественными организациями, обеспечивает определенный успех решения важной задачи предупреждения преступлений против собственности.


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:
  • Виктимологическая характеристика преступлений против собственности

    В соответствии с экономическими и социально-политическими особенностями развития страны законодатель по-разному квалифицировал и оценил преступные деяния, направленные на завладение чужим имуществом. Например, российское «Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных», которое представляло собой новый Уголовный кодекс, детально дифференцировало ответственность за преступления. Уложение предусматривало 11 родов наказаний, разделенных на 35 ступеней, расположенных по степени тяжести (от смертной казни до внушения). Уложение неоднократно редактировалась. В последней редакции в нем предусматривалось 180 видов наказаний и не менее 2 тыс. составов преступлений.

    Виктимологическую характеристику преступлений против собственности проведем на примере квартирных краж. Прежде всего, следует отметить, что криминологическое понятие «квартирные кражи» уже, чем понятие «кражи, совершенные с проникновением в жилище», так как оно не охватывает кражи, совершаемые из гостиниц, общежитий, садовых домиков, домов отдыха, пансионатов, санаториев и других временных жилищ. Далее, криминологическое понятие «квартирные кражи» охватывает кражи, совершенные и при отсутствии специального проникновения в жилище (например, соседями по коммунальной квартире, родными, знакомыми, проживающими постоянно или находящимися в гостях) или сопряженные с законным вхождением в жилище. Поэтому под квартирной кражей следует понимать совершение этих преступлений именно в квартирах, домах и других помещениях, в которых люди проживают постоянно.

    География виктимности жертв квартирных краж связана с городскими «спальными» районами и «спальными» населенными пунктами, где разобщенность жителей — одно из важных условий совершения этих преступлений. Взлом дверей и запирающих устройств как способ преодоления преграды является наиболее распространенным при квартирных кражах. Поэтому в настоящее время наблюдается сдвиг в сторону увеличения корыстных преступлений, связанных с проникновением в жилище граждан.

    Квартирные кражи относятся к так называемым городским преступлениям: большинство их совершается в городах. Условия жизни в городе в этом отношении более виктимогенны, чем в сельской местности. Это объясняется высокой плотностью населения в городах, интенсивными миграционными процессами внутри города, изолированностью городских жителей. Еще П.А. Кропоткин отмечал, что в «городах мы живем в чересчур большом разъединении друг от друга... каждый заботится лишь о себе или, самое большое, о ближайших своих родных». Сейчас жильцы многоквартирных домов часто малознакомы или вообще не знают друг друга.

    На распространенность городских квартирных краж влияет и гот фактор, что в столичных городах возникли так называемые «спальные» районы. Эти жилые массивы выстроены на окраинах городов, вдали от места работы основной массы населения. Жители этих районов уезжают на работу рано утром и возвращаются только вечером. Квартирные воры учитывают это обстоятельство. Кроме того, в городах преступники имеют возможность быстрого передвижения благодаря широкой сети государственных транспортных средств и наличию большого количества личного или попутного транспорта.

    Виктимологическая характеристика квартирных краж начинается с анализа социально-демографического состава пострадавших. Исследованием установлено, что женщины (87,6%) в 7 раз чаще, чем мужчины (12,4%), выступают в качестве заявителей о совершенных преступлениях. Это объясняется, с одной стороны, лидерством женщин в домашней хозяйственно-бытовой сфере, а с другой — отсутствием у нас такой практики, которая существует, например, в США: относить преступления против дома к главе семьи. Женщины чаще присутствуют в доме и по сравнению с мужчинами владеют наибольшим объемом информации об имуществе, ставшем предметом преступного посягательства. Сопоставление возрастов потерпевших и преступников показало, что чаще всего жертвами краж становились лица одного пола с посягателями.

    Социальное положение и сфера деятельности жертв квартирных краж неоднозначны. Так, из 14 категорий граждан, выделенных по сферам деятельности, наиболее виктимными (15—20%) оказались официально работавшие в сфере торговли, а также представители всевозможных коммерческих частных организаций; наименее виктимными (около 1%) — работники правоохранительных и административных органов, а также других властных структур. Требует более глубокого изучения категория «временно не работающих» жертв, а точнее — «работающих на себя». Основным источником их существования является различная коммерческая деятельность без соответствующего оформления и регистрации в финансовых органах с сокрытием при этом доходов от налогообложения. Данная категория, по нашим исследования, составила 15,7%.

    Опытные преступники, отбирая претендентов на роль жертвы квартирных краж, исходят из ряда определенных признаков, среди которых:

    1) обладание лицом значительными материальными средствами (наличные деньги, престижные автомашины, дорогие жилье и обстановка), легальность, которая порой сомнительна и неизбежно привлекает внимание преступного мира;

    2) совершение лицом противоправных, в частности уголовно-наказуемых деяний, выявленных преступниками, но оставшихся вне поля зрения правоохранительных органов;

    3) факты аморального или безнравственного, как, впрочем, и преступного, поведения жертвы.

    Создание виктимогенных ситуаций при совершении квартирных краж связано в первую очередь с поведением жертвы. Анализ следственной и судебной практики позволяет выделить типичные виктимогенные ситуации либо лиц, подающих идею совершить то или иное экономическое преступление.

    В их числе:

    а) употребление жертвой алкоголя или наркотиков, ведущее к неспособности противодействовать преступникам, похищающим имущество;

    б) неразборчивость в связях, создающая возможность беспрепятственного доступа к собственности жертвы;

    в) беспечность в отношении своей собственности в таких формах, как оставление незапертых дверей, окон, форточек, а равно хранение ключей в условленном месте;

    г) доверчивое и некритичное поведение жертвы характерно для краж, совершаемых под вымышленным предлогом;

    д) укрытие жертвами известных преступников из родственных, дружеских и иных соображений. Ситуации такого рода напрямую связаны с уровнем латентности краж, а кроме того, создают возможность виктимного рецидива.

    Соблюдаются ли вами правила:

    • не садиться в лифт с незнакомыми людьми иметь наготове ключи, подходя к двери войдя, сразу закрывать дверь на замки (не раздеваясь);
    • не открывать двери без повода незнакомым людям;
    • держать дверь на цепочке, получая телеграмму не «отключаться» полностью, погрузившись в свои мысли, при выходе к соседям, на лестничную клетку.

    Вина потерпевшего, которую обычно усматривают в вышеперечисленных виктимогенных ситуациях квартирных краж, не совпадает с содержанием и объемом вины в уголовном праве. Нельзя исключать из числа потерпевших в уголовно-процессуальном смысле жертв, обманутых по собственной воле, введенных в заблуждение в результате своей неосмотрительности, самонадеянности и т.п. Виновно виктимное поведение жертвы не может служить достаточным основанием для лишения ее процессуального статуса потерпевшего, а тем более для отказа в защите от экономического преступного посягательства со стороны государства.

    Целенаправленное проведение виктимологического предупреждения преступлений против собственности в целях сокращения количества квартирных краж можно улучшить при получении конкретной виктимологической характеристики исследуемой группы преступлений, личности жертвы, а также виктимологических детерминант экономической преступности.

    Конкретное поведение жертвы в сочетании с его условиями жизни зачастую определяет будущий характер преступления. В связи с этим всесторонняя и объективная оценка поведения жертвы наряду с ее личностными особенностями представляет особую важность для понимания механизма совершения преступления, распознания виктимогенных факторов, способствующих развитию опасных взаимоотношений с преступником, и установления других возможных жертв.

    Потребность тщательного исследования данных, относящихся к личности жертвы и ее поведению, ощущается и в правоприменительной деятельности. Из анализа судебной практики видно, что Верховный Суд РФ и суды второй инстанции систематически обращают внимание нижестоящих судов и органов предварительного следствия на необходимость подробного изучения личности потерпевшего. В своих постановлениях и определениях Верховный Суд указывает, что сведения о потерпевшем следует учитывать при определении характера и степени общественной опасности содеянного, размера и вида наказания назначаемого виновным; в ряде случаев такие сведения могут иметь значение и для раскрытия обстоятельств преступления (в частности, мотивов его совершения). Кроме того, уголовный закон указывает на то, что поведение потерпевшего может служить обстоятельством, смягчающим наказание, или основанием квалификации преступления как менее или более тяжкого.

    Познанию личности жертвы преступных посягательств против собственности способствует разработанная в виктимологии классификация, которая позволяет создать типологию жертв, выделив присущие им специфические признаки и особенности:

    1) по социально-демографическим, правовым и культурно-образовательным признакам, раскрывающим структуру личности жертвы;

    2) по признакам типичного поведения жертвы, образующим типологию жертв преступлений.

    Изучая преступления против собственности, в первую очередь необходимо найти ту совокупность виктимологических признаков определенной группы лиц, которая наиболее полно охарактеризовала бы ее предрасположенность (виктимность) оказаться в роли жертвы. Соответствующие признаки характеризуются внешней, внутренней, правовой и демографической стороной личностной структуры потерпевшего.

    Следует акцентировать внимание на виктимологической характеристике физических лиц, которым преступлениями против собственности причинялся вред. Данная характеристика рассматривается в виде совокупности признаков о личности жертвы и различных сторонах и проявлениях ее жизни, которые прямо или косвенно связаны с преступным посягательством. Такая система представляет собой виктимологическую структуру личности жертвы, подразделяемую на несколько подструктур.

    К основным институализирующим признакам личности жертвы следует отнести:

    Социально-демографические;

    Культурно-образовательные;

    Семейно-бытовые;

    Нравственные;

    Психологические;

    Уголовно-правовые характеристики.

    Отмеченные признаки сами по себе не имеют виктимологического значения, так как характерны для любого индивида (за исключением уголовно-правового), а не только для личности жертвы. Однако в зависимости от конкретного содержания признаков, их положительного или отрицательного социального значения такие признаки могут способствовать либо препятствовать преступному посягательству.

    Виктимологический анализ преступлений против собственности позволил установить, что в этом сегменте экономики можно вести речь о виктимологической характеристике потерпевших от корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Корыстно-насильственные преступления в виде вымогательств и совершения убийств из корыстных побуждений в большинстве случаев направлены на отчуждение жилья, а корыстные — в виде мошенничеств — на завладение иным имуществом при попытке граждан приобрести или арендовать жилье.

    В связи с этим при исследовании виктимологической характеристики жертв преступлений против собственности целесообразно классифицировать в зависимости от предмета преступного посягательства на:



    1) потерпевших, вред которым причинен в результате отчуждения недвижимости;

    2) потерпевших, вред которым причинен в результате посягательства на иные предметы (в частности, деньги).

    Взаимоотношения потерпевшего и преступника характеризуют ситуацию, предшествующую совершению преступления. Она может быть способствующей, сдерживающей или препятствующей этому. Незнакомыми с преступником на момент начала выполнения преступных действий были 81% жертв. Находились в дружеских отношениях 14% жертв и в неприязненных — 5%.

    Задачи и основные субъекты виктимологического предупреждения преступлений против собственности

    Ожидает своего комплексного решения проблема виктимологического предупреждения квартирных краж на стадии проектирования и строительства жилых массивов совместными усилиями криминологов, архитекторов, проектировщиков и других специалистов. Защита от квартирных краж практически полностью отдана на откуп населению, а ее эффективность в основном зависит от использования гражданами различных технических средств, выполняющих роль преграды на пути преступников и затрудняющих проникновение в жилище. Однако большинство людей не обладают специальными знаниями и поэтому не в состоянии ориентироваться в продукции, предлагаемой для виктимологической безопасности жилого помещения.

    Одной из неотложных задач субъектов виктимологического предупреждения является избавление граждан от бурного потока рекламируемого технического примитива: от запирающих устройств до автономных систем сигнализации, не отличающихся надежностью. Следовательно, необходимы основанная на криминалистической экспертизе, широкая виктимологическая разъяснительная работа среди населения, информирование граждан о наиболее эффективных формах и методах защиты от квартирных краж.

    Существует необходимость формирования у населения твердого убеждения в том, что задача виктимологической безопасности своего имущества и личности является собственной задачей каждого гражданина. Процесс виктимологического предупреждения экономических преступлений представляет собой взаимодействие субъектов и объектов предупредительного воздействия. Поэтому следует содействовать объединению потенциально виктимных собственников.

    В решении проблемы виктимологического обеспечения информацией потенциальных жертв должны активно участвовать сотрудники органов внутренних дел, выезжающие на осмотр места происшествия. Это особенно полезно, так как совершенное преступление может стать побуждающим виктимологически полезным мотивом к укреплению квартир гражданами. Однако подобный мотив ослабевает до минимума уже в течение двух-трех дней после обнаружения преступления.

    Предупреждение виктимогенных ситуаций, связанных с излишней доверчивостью, некритичным поведением жертв, их беспечностью в отношении своего имущества, можно организовать на основе всесторонней виктимологической разъяснительной работы субъектов предупредительной деятельности. Кроме того, фактор страха перед насилием и сложность восполнения ущерба при всеобщей дороговизне приблизят население к соблюдению элементарной осторожности. Необходимо использовать всевозможные каналы ежедневного воздействия, напоминать о соблюдении элементарных правил предосторожности (СМИ, справочные телефонные службы, реклама).

    Специальное виктимологическое предупреждение преступлений против собственности — это устранение виктимогенных детерминант преступности правоохранительными органами, поскольку поведение жертвы может детерминировать поведение преступника и тем самым выступать в роли либо причины, либо условия преступления.

    Условия реализации специальных виктимологических мер по предупреждению квартирных краж в условиях крупного города следующие:

    1) география виктимности, т.е. знание органами внутренних дел мест, где наиболее часто совершаются квартирные кражи (микрорайоны, улицы);

    2) виктимологическая характеристика домов (многоэтажные, индивидуальные) и квартир (изолированные, коммунальные), из которых совершаются кражи;

    3) виктимогенные часы — знание времени, когда наиболее часто совершаются кражи;

    4) виктимологический портрет — знание типов жертв квартирных краж в условиях крупного города.

    На первое место среди специальных виктимологических мер по предупреждению преступлений против собственности необходимо поставить проведение широкой разъяснительной работы среди населения в целях информирования граждан о наиболее виктимогенных районах, где наиболее часто совершаются, например, квартирные кражи, а также о способах их совершения и об элементарных мерах виктимологической безопасности. Изучение судебной практики, а также работ других авторов, посвященных этой проблеме, позволяет сделать вывод, что многие преступления можно было бы предупредить, если бы граждане знали и выполняли самые элементарные условия и приемы виктимологического предупреждения преступлений.

    Как показывает судебная практика, нападению чаще подвергаются квартиры, двери которых имеют один замок, так как закрытую на два или три замка дверь взломать или открыть бесшумно труднее. Но несмотря на данный факт многие граждане не придают должного внимания оборудованию квартир надежными замками, а, следовательно, и виктимологическому предупреждению квартирных краж. В настоящее время, правда, стали учащаться случаи выбора квартир в качестве объекта преступного посягательства по внешнему виду квартирной двери, то есть чем богаче выглядит дверь, чем больше замков и к тому же если они хорошие и дорогие, тем вероятнее, что такая квартира подвергнется преступному посягательству.

    Говоря о виктимологическом предупреждении квартирных краж в условиях особо крупного города важно отметить, что порой воры, чтобы убедиться в том, что в квартире нет хозяев, проверяют почтовые ящики. Поэтому в тех случаях, когда гражданам приходится уезжать на длительное время, целесообразно просить соседей, чтобы те забирали почту из почтового ящика.

    Часто несознательность и невнимание соседей способствуют совершению квартирных краж — бывает, они видят воров до совершения кражи, когда они осматривают почтовые ящики, звонят в квартиры, чтобы проверить, нет ли в них людей, но, однако, не придают этому значения и не сообщают об этих лицах в милицию. Если бы граждане тут же сообщили в органы внутренних дел, многие квартирные кражи в Москве можно было бы предотвратить, а многих квартирных воров задержать на месте преступления или по горячим следам.

    В районах новостроек и в современных многоэтажных домах квартирные воры учитывают и тот факт, что жильцы одного дома или даже подъезда не знают в лицо даже ближайших соседей.

    Некоторые ученые указывают, что виктимогенными факторами посягательств на собственность граждан являются:

    1) несоблюдение мер сохранности потенциальными жертвами собственного имущества — 33,6%;

    2) излишняя доверчивость — 32,5%;

    3) халатное отношение к использованию запирающих устройств и хранению ключей от них — 17,3%.

    Необходима, прежде всего, разъяснительная работа с населением о мерах виктимологического предупреждения квартирных краж:

    1) при знании и соблюдении населением самых простых мер виктимологического свойства, перечисленных выше, значительное количество квартирных краж действительно можно предотвратить;

    2) это наиболее экономичный и простой способ предупреждения квартирных краж. Для этого ведь не требуется ни особого усиления работы правоохранительных органов, ни укрепления их технической оснащенности, ни изменения законодательства и судебной системы или других материальных затрат и организационных мероприятий; виктимологические меры предупреждения квартирных краж доступны каждому.

    Среди виктимологических специальных мер особое место занимает совершенствование технических средств защиты от квартирных краж:

    Установка в квартирах охранной сигнализации;

    Установление замков с повышенной секретностью;

    Усиление прочности дверей, установление двойных, металлических дверей;

    Оборудование подъездных дверей кодами и домофонами, системами видеонаблюдения;

    Укрепление окон и балконов первых, вторых, предпоследних и последних этажей металлическими решетками.

    Пока существуют виктимологические детерминанты преступлений против собственности, только при помощи мер виктимологического предупреждения можно рассчитывать на успех в предотвращении преступности.

    Специальные меры виктимологического предупреждения преступлений против собственности

    Общесоциальные меры носят долгосрочный характер и определяют основные направления контроля преступности в целом и в частности за экономической преступностью. Остановимся на существенных моментах предупредительной деятельности, ограничившись характеристикой системы специальных девиктимизирующих мероприятий.

    Основой формирования базы данных о потерпевших может и должна стать система статистического учета и отчетности в правоохранительных органах, прежде всего в органах внутренних дел. В то же время деятельность государственных структур по поиску информации виктимологического характера не должна ограничиваться отчетностью. Практика свидетельствует о необходимости виктимологического мониторинга и комплекса специально-организованных статистических наблюдений в обозначенной сфере.

    Если лицо относится к группе агрессивных жертв, провоцирующих конфликты, то виктимологическое предупреждение будет строиться по тем направлениям, которые характерны для предупреждения насильственных преступлений. Основная задача — убедить человека отказаться от агрессивного поведения, причиной которого может быть злоупотребление алкоголем, отсутствие элементарных социально-бытовых условий. Так, мерой виктимологического предупреждения может стать размещение в доступных местах (на остановках, стендах в организациях) информации для населения о правомерных способах защиты своих прав. Это будет способствовать повышению правовой грамотности населения и поможет убедить хотя бы часть граждан отказаться от силового разрешения конфликта. Для решения этих задач во многих городах созданы кризисные центры.

    Мерой виктимологического предупреждения в отношении потерпевших, чья виктимность связана с особым процессуальным положением, причастностью к событию преступления, может стать применение норм об обеспечении безопасности участников уголовного процесса, предусмотренных УПК РФ и в дальнейшем в Федеральном законе «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству».

    Если лицо уже ощутило на себе последствия преступного посягательства, испытав физические, нравственные страдания, то должны применяться меры специального виктимологического предупреждения, включающие психологическую и социальную реабилитацию (помощь в лечении, трудоустройстве пострадавшего, компенсация причиненного вреда, работа с психологом по преодолению стрессовой ситуации и др.).

    Возможно, необходима и такая мера виктимологического предупреждения, как примирительная процедура между жертвой и виновным. Сейчас в России проходят эксперименты по досудебному (примирительному) правосудию. Центры восстановительной юстиции уже работают в Арзамасе, Дзержинске, Петрозаводске, Великом Новгороде, Иркутске, Тюмени, Москве. Как показывает практика, жертвы часто хотят рассказать правонарушителям, как на них сказалось преступление. На случайного (неорганизованного) преступника встреча с пострадавшим действует сильнее наказания.

    При осуществлении неотложного виктимологического предупреждения, которое оперативно проводится в отношении замышляемых или подготавливаемых преступлений, основное внимание должно быть сосредоточено на выявлении преступного замысла и предотвращении посягательства против собственности. Значительную роль в этом играет оперативно-розыскная деятельность, поскольку в ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве одной из ее задач обозначено выявление, предупреждение, пресечение преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих.

    Так, меры виктимологического предупреждения преступлений против собственности могут включать просветительскую работу, оперативное реагирование на сигналы о готовящемся преступлении и другое. При этом конкретные меры проводятся с учетом виктимологической классификации и типологии жертв.

    Существуют следующие этапы виктимологического предупреждения:

    1) помощь в восстановлении прав жертвы;

    2) выявление потенциальных жертв для выдачи им рекомендаций, предупреждающих реализацию их виктимных качеств.

    Пункт 27 Венской декларации о преступности и правосудии гласит: Мы решаем принять, где это уместно, национальные, региональные и международные планы действий в поддержку жертв преступлений, такие как механизмы посредничества и реституционного правосудия, строящихся на уважении прав, потребностей и интересов потерпевших, правонарушителей, общин и всех других сторон. Мы определяем год как срок для проведения государствами обзора их соответствующей практики, укрепления служб по оказанию помощи потерпевшим и проведения кампаний по ознакомлению с правами потерпевших.

    Одна из форм реализации цели восстановления справедливости — программа посредничества между жертвой и правонарушителем. Программа реализует эту цель через примирение сторон и возмещение ущерба преступником потерпевшему. Программы посредничества рассматриваются как движение к справедливости, дополняющее сложившуюся систему правосудия и сокращающее применение уголовной репрессии.

    На втором этапе виктимологического предупреждения на основе изучения личностных качеств реальных потерпевших, внешних обстоятельств преступлений, взаимоотношений с преступником осуществляется выявление потенциальных жертв преступлений и выдача им рекомендаций, предупреждающих реализацию их виктимных качеств.

    Эффективность данного этапа зависит, прежде всего, от полноты и качества информации, источником которой могут быть материалы уголовной статистики, судебно-следственной практики и оперативно-розыскной деятельности, сообщения государственных органов, должностных лиц и представителей общественности, ученых-криминологов, сообщения, письма и жалобы граждан, материалы средств массовой информации, результаты судебно-медицинской, судебно-психиатрической, криминалистической и других экспертиз.

    1) разъяснение гражданам, выделенным по признакам пола, района проживания, давности проживания и другим виктимологическим характеристикам правил, обеспечивающих максимальную виктимологическую безопасность в процессе жизнедеятельности;

    2) разъяснение оптимального антивиктимного образа действий при столкновении с преступником, включая точное описание адресатов и порядка обращения в правоохранительные органы;

    3) разъяснение родственникам и коллегам мер, необходимых для контроля виктимо-генного поведения родных и знакомых,

    При совершенствовавшими мер, направленных на снижение уровня латентности экономических преступлений, особое внимание должно быть уделено виктимологическому предупреждению преступлений и деятельности правоохранительными органами, направленной на выявление новых способов совершения преступлений. На современном этапе должна быть активизирована работа с «группами риска». Так, лица, входящие в «группу риска» (одинокие пенсионеры, инвалиды и лица, состоящие на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере), должны быть взяты на профилактический учет органами внутренних дел.

    Таким образом, виктимологическое предупреждение экономических преступлений характеризуется комплексом общесоциальных и правовых мер, направленных на обеспечение должного уровня виктимологической защищенности имущественных прав граждан. В то же время современная правоприменительная практика страдает от недостатка индивидуального виктимологического предупреждения с лицами — носителями ярко выраженных виктимных свойств.

    Подводя итог виктимологическому исследованию экономической преступности, следует отметить, что граждане, принадлежащие к «группе риска», имеют достаточные возможности противостоять преступным посягательствам ненасильственного характера при условии должной информированности о путях и средствах нейтрализации собственных виктимных свойств и коррекции поведения. Задача государства в лице правоохранительных органов — обеспечить доступность этих средств и своевременно реагировать на поступающую информацию о виктимогенных угрозах, возникающих на обслуживаемой территории.