Почему сертификаты провизоров и фармацевтов признают недействительными. Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей Можно ли работать провизором, имея только сертификат по направлению «Управление и экономика фармации»

Для обучения нужно иметь высшее медицинское образование по специальности «Фармация».

Фармацевтическая отрасль - это настоящий гигант, который состоит из компаний и производств разной формы собственности. В его работе важен буквально каждый винтик - то есть, трудовой кадр, начиная от специалистов, которые занимаются созданием новых форм лекарств, и заканчивая экспертами по организации деятельности предприятия, его экономическому развитию. Такие важные аспекты изучает специальность 33.08.02 «Управление и экономика фармации».

Особенно важной стала эта отрасль в новую эпоху конкуренции. Поскольку любое предприятие должно учитывать в своей работе множество факторов, включая экономический. Каждый производственный этап должен быть обоснованным с точки зрения его эффективности. В настоящее время любая компания, занимающаяся производством лекарств, это сложный организм, который постоянно подстраивается под меняющиеся экономические реалии.

Условия поступления

Для этого направления важно обучение специалиста дисциплинам, которые помогут на практике делать свой вклад в работу любого фармацевтического предприятия.

Но для начала студенту предстоит получить диплом одного из медицинских вузов Москвы по специальности «Фармация». После этого можно поступать в ординатуру на конкурсной основе. Чтобы пройти испытание, стоит узнать на кафедре, какие предметы традиционно сдают абитуриенты.

Будущая профессия

В деятельности такого специалиста важен не только багаж глубоких знаний, но и определенный талант. Поскольку эффективное управление нуждается в особом типе мышления. Перед профессионалом встают сложные задачи, среди которых организация работы звена предприятия, учет товаров и денежных поступлений, разработка политики, которая обеспечит рентабельность производства/аптечной организации. Ему необходимо учитывать спрос, анализировать фармацевтический рынок и грамотно выделять целевую аудиторию. Весомой частью профессиональных обязанностей является оформление документации, которое нужно делать грамотно и корректно.

Куда поступать

Пока что ординатура представлена в таких учебных заведениях:

  • Северо-Западный государственный медицинский университет имени Мечникова;
  • Казанский государственный медицинский университет.

Срок обучения

Теории и практическим умениям будущих профессионалов научат за два года.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Чтобы стать квалифицированным трудовым кадром, студенту необходимо освоить следующие дисциплины:

  • менеджмент фармацевтической отрасли;
  • лекарственные средства: гос. регулирование в вопросах их обращения;
  • фармацевтический маркетинг;
  • информатика в фармацевтической сфере;
  • ценообразование и ценовая политика;
  • законные основы для деятельности фармацевтической компании;
  • налогообложение, учет и отчетность;
  • финансовый менеджмент;
  • психология;
  • медицинская педагогика;
  • фармакология.

Приобретаемые навыки

Для выпускника ординатуры не составит сложности решить такие профессиональные задачи:

  • изучение спроса на лекарственные препараты;
  • реализация препаратов гражданам, оптовым покупателям;
  • применение современных информационных систем в работе;
  • выбор оптимальных методик стимулирования сбыта;
  • обеспечение добросовестной и действенной конкуренции на рынке;
  • оформление учетной и отчетной документации;
  • организация работы аптеки;
  • составление прогнозов экономических показателей;
  • выполнение задач административного производства;
  • изучение ассортимента с целью поиска лекарств, вышедших из срока пригодности, сомнительных с точки зрения доброкачественности или потенциально фальсифицированных;
  • изъятие недоброкачественных/фальсифицированных и вышедших из срока годности препаратов и отправка их к месту уничтожения;
  • предоставление консультаций покупателям, медицинским работникам;
  • просветительские мероприятия.

Перспективы трудоустройства по профессии

Еще совсем недавно в таких специалистах не было потребности. Теперь же подобные трудовые кадры нужны на любом фармацевтическом предприятии. Поскольку они воспитываются для обеспечения рентабельности компании и здоровой конкуренции.

Квалифицированный сотрудник найдет для себя вакансию в любой аптеке и предприятии фармацевтической отрасли.

Кем работает выпускник ординатуры:

  • провизор-менеджер.

Труд такого специалиста является высокооплачиваемым. В среднем, можно рассчитывать на зарплату в 25-45 тысяч рублей.

Преимущества профессионального совершенствования

В эпоху рыночных отношений перед каждым фармацевтическим предприятием стоит задача не просто удержаться на плаву, но и приносить прибыль. Для этого наука ищет новые способы эффективного управления, организации труда. Чтобы найти себя в этой сфере, стоит поступить в аспирантуру. Впоследствии опыт научной деятельности будет полезен даже в работе в обычной аптеке.

Ответ Минздрава России и комментарий ректора «Сибирской фармацевтической академии» Александра Гришина

Процесс внедрения Надлежащей аптечной практики, стартовавший со вступлением в силу с 1 марта 2017 г. приказов Минздрава России от 31 августа 2016 г. № 646н и 647н, до настоящего времени дополняется и уточняется Минздравом России. Одному из острейших вопросов этого процесса: «Может ли обладатель сертификата по специальности „Управление и экономика фармации“, в том числе и руководители аптек, участвовать в розничной реализации товаров аптечного ассортимента?» были посвящены несколько вебинаров и несколько на страницах журнала «Катрен-Стиль».

Мнения экспертов по этому вопросу разошлись. Учитывая то, что он рассматривается в соответствии с п. 13 Правил надлежащей аптечной практики и п. 5 и 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. постановлением РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 в ред. от 2 июля 2017 г.) как грубое нарушение лицензионных требований, пришлось обратиться в Минздрав России. Ниже мы публикуем разъяснения Минздрава и комментарий, который дал на эту тему ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия», доктор фармацевтических наук, профессор Александр Гришин.

Разъяснения Минздрава России

В соответствии с нормами статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств» осуществлять фармацевтическую деятельность (включающую розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения) могут физические лица только при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста .

Статьей 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определена возможность установления лицензионного требования, предъявляемого к соискателям лицензии и лицензиатам, связанного с профессиональной деятельностью работников. Таким лицензионным требованием может быть «наличие работников, заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности».

При этом конкретные формулировки лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам, должны быть определены в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности.

Так, в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, установлены следующие лицензионные требования:

1) наличие у руководителя организации, деятельность которой непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет, либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста ;

2) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения высшее или среднее фармацевтическое образование, сертификат специалиста .

Номенклатура специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденная приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, включает три специальности для лиц, получивших высшее образование по специальности «Фармация»: 82. Управление и экономика фармации; 85. Фармацевтическая технология; 86. Фармацевтическая химия и фармакогнозия.

По каждой из специальностей приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» утверждены квалификационные требования (требования к уровню профессионального образования и требования к дополнительному профессиональному образованию).

При этом в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, и квалификационными требованиями, специалисты, получившие сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации: директор (заведующий, начальник) аптечной организации; заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Для осуществления профессиональной деятельности в должности, например, «провизор-технолог», который осуществляет отпуск лекарственных препаратов населению, необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».

Необходимо отметить, что в настоящее время активно разрабатываются и утверждаются профессиональные стандарты, в том числе в области фармации.

Так, приказами Минтруда России утверждены профессиональные стандарты «Провизор», «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью», каждый из которых содержит конкретные трудовые функции, требования к образованию, обучению и опыту практической работы. Кроме этого, разработан проект профессионального стандарта «Фармацевт», который проходит процедуру согласования. Обращаем внимание, что все указанные профессиональные стандарты разработаны профессиональным сообществом.

С учетом изложенного, руководитель аптечной организации при исполнении обязанностей провизора (провизора-технолога) или провизора-аналитика должен иметь подготовку, соответствующую установленным квалификационным требованиям и профессиональному стандарту .

А. В. Гришин: Что из этого следует?

Из разъяснений Минздрава следует, что обладатель сертификата по специальности «Управление и экономика фармации» в рамках нормативно закрепленных за ним компетенций не может заниматься розничной реализацией товаров аптечного ассортимента.

При этом, если руководитель аптечной организации исполняет (совмещает) обязанности провизора-технолога или другие должности, он обязан соответствовать установленным квалификационным требованиям к совмещаемой должности. Это значит, что он должен иметь сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по специальности, для которой трудовые функции по совмещаемой должности предусмотрены профессиональными стандартами.

Например, если руководитель аптечной организации - провизор (индивидуальный предприниматель - провизор) участвует в розничной реализации, он обязан иметь сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по специальности «Фармацевтическая технология» или «Фармация».

При этом надо помнить, что, согласно положениям Приказа Минздрава РФ от 8.10.2015 г. № 707н, руководить структурным подразделением аптечной организации (аптеки в аптечной сети) могут специалисты с сертификатами по специальностям «Фармацевтическая технология» и «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

С обобщенной информацией о соответствии фармацевтических специальностей и фармацевтических должностей в соответствии с действующими нормативными документами можно ознакомиться на сайте Сибирской фармацевтической академии по ссылке .

Какие штрафные санкции грозят нарушителю?

За нарушение установленных Минздравом и Минтрудом России требований к квалификации фармацевтического работника (несоответствие фармацевтической специальности работника, указанной в сертификате, и занимаемой им должности), в соответствии с ч. 4 статьи 14.1. КоАП РФ, может грозить административный штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как устранить имеющиеся нарушения?

Порядок устранения имеющихся несоответствий оговорен в п. 8 приказа Минздравсоцразвития РФ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Он предусматривает обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих несоответствие квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям.

Для тех, у кого непрерывный стаж практической работы по соответствующей (вновь получаемой) фармацевтической специальности превышает 5 лет, предусмотрены следующие нормы дополнительного образования:

  • для работников, имеющих стаж работы 10 лет и более, по программам дополнительного профессионального образования дополнительное образование должно происходить в виде повышения квалификации (нормативный срок прохождения подготовки при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов);
  • для работников, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет, по программам дополнительного профессионального образования - в виде профессиональной переподготовки (нормативный срок подготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов).

Специалисты, не имеющие указанного стажа, могут получить новую фармацевтическую специальность, пройдя обучение в ординатуре. Исключение имеется только для специальности «Управление и экономика фармации», в соответствии с профессиональным стандартом и Приказом Минздрава РФ от 8.10.2015 г № 707н в отношении руководителей аптечных организаций, обладающих сертификатами по этой специальности, допускается 3‑месячная профессиональная переподготовка.

Сибирская фармацевтическая академия предлагает свои образовательные услуги с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволяет устранить несоответствие квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям без отрыва от работы для фармацевтических специалистов из любой точки России. С порядком приема и обучения можно ознакомиться .

С 2016 года в России введена новая система аккредитации для провизоров и фармацевтов - Владимир Давыденко выяснил все ее подробности

В 2016 году в России начала работу система непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Одной из ее составляющих стала аккредитация, которую вскоре, вместо сертификации, будут проходить все фармацевты. Владимир Давыденко выяснил, как первую аккредитацию прошли выпускники фармфакультетов и к каким новшествам нужно готовиться сотрудникам российских аптек.

Наши эксперты

Елена Неволина

исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия»

Ирина Джупарова

заведующая кафедрой управления и экономики фармации Новосибирского государственного медицинского университета

Разговоры об обязательной аккредитации фармацевтов и провизоров начались уже давно. Еще в 2011 году правительством был принят закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому с 1 января 2016 года право на работу в медицине и фармации специалисты должны подтверждать свидетельством об аккредитации.

Однако сама по себе эта процедура - лишь верхушка айсберга структурных реформ всей отрасли. В последующие годы в недрах Минздрава и профессионального сообщества шла работа по созданию новых стандартов обучения для каждого направления подготовки будущих врачей и фармацевтов. Именно на их основе будет проходить аккредитация. Пока что завершены и официально опубликованы только два таких документа: «Стоматология» и «Фармация». В ближайшее время авторы обещают создать профстандарты по всем остальным видам медицинской и фармацевтической деятельности вплоть до стандарта для фарминспектора.

Инициатива снизу

О том, что систему подготовки кадров для фармацевтики пора менять, первыми заговорили сами представители отрасли. По словам исполнительного директора «Аптечной гильдии» Елены Неволиной , активно участвовавшей в разработке профильного стандарта для провизоров, с каждым годом всё более очевидным становился разрыв между получаемыми в вузах знаниями и навыками, необходимыми для реальной работы:

«Мы давно слышим претензии от работодателей из‑за того, что выпускники вузов не приспособлены к практической деятельности и их приходится доучивать на местах. В образовании действительно наблюдалась довольно странная ситуация, когда молодой фармацевт учился 5 лет в институте, а после выпуска не имел права работать провизором - нужно было сдать дополнительный экзамен и получить справку, что его могут принять в качестве среднего фармперсонала, то есть фармацевта. Потом год интернатуры, и только после этого он приходил в аптеку полноценным провизором. Такое положение дел подрывало престиж высшей школы, ведь в случае среднего образования студент учился 3–4 года, сразу получал сертификат специалиста и мог приступать к работе. Выходило, что подготовка тех же кадров в вузах у нас идет дольше, а значит, не так эффективна. Это становилось проблемой не только для работодателя, но и для бюджета, чьи средства расходовались нерационально».


В результате уже в 2016 году выпускники фармацевтических вузов, сдав традиционные экзамены на глубину усвоения образовательной программы и получив диплом, стали проходить процедуру аккредитации, демонстрируя свои знания на практике. Пока это коснулось тех, кто решил работать в оптово-розничном фармбизнесе.

Три шага к профессии: аккредитация выпускников медицинских вузов

По задумке разработчиков, первичная аккредитация студентов состоит из трех этапов: тестирования, проверки практических навыков в симулированных условиях и решения ситуационных задач. Перечень вопросов для первого этапа опубликовали заранее, и у будущих фармацевтов была возможность потренироваться до наступления часа икс. Тест состоит из более чем 3 200 тестов, каждый из которых содержит 4 варианта ответа. Для удобства подготовки студентов во всех пунктах верный ответ разместили под буквой «А». Во время самой аккредитации подсказки, разумеется, исключены. На выполнение заданий дается 90 минут.

Успешно сдав тесты, студенты-фармацевты должны показать свое владение практическими навыками профессии. Для этого им необходимо правильно и последовательно выполнить 5 заданий (на каждое дается по 10 минут), которые случайно подбираются компьютером из базы. Всего таких заданий 245, их перечень также был опубликован заранее и не будет изменяться.

Выпускников могут попросить, например, провести приемочный контроль товара, определить условия хранения лекарств и разместить их по нужным полкам или изготовить лекарственный препарат по рецепту. Входят в перечень и задания на оказание первой медицинской помощи при острой лёгочной и сердечной патологии.

Всё это студентам предлагается делать не за партой, а на специальных станциях, имитирующих рабочие зоны аптеки, начиная с отдела приемки и заканчивая помещением для отпуска товаров и консультирования посетителей.

Наконец, третий этап первичной аккредитации предполагает решение ситуационных задач, или мини-кейсов. Здесь аккредитуемый получает 3 задания, которые содержат 5 вопросов, предусматривающих устный ответ. Каждая задача (всего их 236) моделирует определенную рабочую ситуацию и поведение в ней сотрудников аптеки. Вопросы могут быть направлены на обоснование этого поведения, указание свойств упомянутых в тексте ЛП, перечисление необходимой документации и другое. Для подготовки студентам дается час, для ответа - не более 30 минут.

Правильность выполнения выпускниками заданий на всех трех этапах оценивает специальная комиссия, состоящая из представителей профессиональных некоммерческих организаций, сотрудников региональных Минздравов или работодателей и, конечно, преподавателей образовательных учреждений. По словам Елены Неволиной , такой состав оптимален и позволяет каждому получить свое: работодатели видят уровень будущих кадров, а вузы - оценивают качество осуществляемой ими подготовки.

На случай если студент проваливает какой‑то из этапов, разработчики системы также предусмотрели механизм пересдачи. Как рассказала заведующая кафедрой управления и экономики фармации Новосибирского государственного медицинского университета Ирина Джупарова , у каждого выпускника есть несколько вариантов:

«Во-первых, ребятам дается по три попытки на каждый этап аккредитации: не сдал сегодня - можешь прийти завтра и послезавтра. И только если неудача постигла выпускника трижды на одной и той же ступени, он признается не прошедшим испытание. В таком случае пересдать можно будет лишь спустя 11 месяцев. Однако всё это время он сможет работать, правда, не провизором, а фармацевтом. Для этого нужно обратиться в специальную комиссию по допуску к фармдеятельности при вузе и, пройдя еще одну проверку знаний, получить разрешение. Кроме того, студент на любом этапе аккредитации имеет право не согласиться с решением комиссии и подать апелляцию на него».

Начали, не закончив

На момент выхода нашего материала для выпускников этого года аккредитация уже позади. И вплоть до самого ее начала на местах не было полного понимания, как именно всё будет проходить.

«Нам приходилось ждать появления документов для каждого этапа на сайте Методического центра аккредитации Минздрава. То есть процедура проходила буквально «с колес», - говорит Ирина Джупарова . - Неудивительно, что мы столкнулись с определенными трудностями.

Например, в день проведения тестирования в ряде вузов частично или полностью не открывалась база с ответами на содержавшиеся в тестах вопросы. Похожие проблемы возникали и на других этапах. В некоторых университетах из‑за неполадок на сервере Центра пришлось начинать третий этап, не дождавшись результатов второго.

Сложности были и при подготовке к проведению аккредитации. Так, в НГМУ нам спешно пришлось обустраивать учебную аптеку, которая необходима для выполнения практической части заданий. Деньги на это выделило Министерство здравоохранения, однако времени было немного. Изначально мы хотели открыть аптеку в составе симуляционного центра, но пока пришлось развернуть ее на кафедре фармацевтической технологии».

Несмотря на то что система уже действует, трудности есть и на самом высоком уровне, признается Елена Неволина :

«Пока разработчикам не удалось достичь полного взаимопонимания с Минздравом. Его отраслевой департамент одобрил разработанные для аккредитации профстандарты, а юридический сделал много замечаний. Авторы нововведений хотят поменять существующую систему, например, отменить противоречащий стандартам Приказ № 451, который утверждает квалификационный справочник. Он не устраивает всех практиков, но правовой департамент настаивает на сохранении этого и многих других неактуальных для новой парадигмы документов. То есть, по сути, предлагает не менять старое на новое, а подогнать стандарты под уже имеющиеся акты. Нужно время, чтобы правовой департамент министерства понял систему, отталкивающуюся от профессиональных потребностей».

С учебой по жизни: как будет проходить аккредитация фармацевтов и провизоров

Первичная аккредитация выпускников фармацевтических и медицинских вузов, о которой мы говорили ранее, - не единственное звено в новом порядке. Аналогичную процедуру предстоит пройти и взрослым, уже работающим фармацевтам. Причем не один раз. Одновременно с аккредитационной системой в России разрабатывалась концепция непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО). Теперь для успешной работы в отрасли специалистам нужно будет регулярно повышать квалификацию, проходя различные курсы и участвуя в конференциях, то есть постоянно обучаясь чему‑то новому. Аналогичная практика давно используется в странах Запада. По словам Елены Неволиной , такая система много эффективнее простого продления сертификатов, так как наши вузы занимались подготовкой к пересертификации достаточно формально и нередко все решали деньги, уплаченные за курсы повышения квалификации.


Первыми в систему непрерывного медицинского образования войдут выпускники этого года и работающие фармацевты, получившие сертификат специалиста после 1 января 2016. Остальные присоединятся к ней по мере обновления своих профессиональных лицензий.

Аккредитовывать действующих сотрудников отрасли начнут только в 2021 году, когда работа над новой системой будет окончательно завершена и сама она пройдет должную обкатку. До этого времени всем будут продлевать сертификаты специалиста. Далее все фармацевты и провизоры будут обязаны проходить эту процедуру раз в пять лет.

Не занимаясь всё это время повышением собственной квалификации, успешно переаккредитоваться будет нельзя, так как обязательным требованием для этого является наличие у фармацевта и провизора портфолио, отмечает Елена Неволина :

«Все пять лет между аккредитациями специалисты будут получать зачетные единицы за дополнительное образование. Всего их будет 250 - по 50 на каждый год. Две трети баллов будут приходиться на вузовские программы и одна треть - на тренинги, семинары, конференции профессиональных организаций. Но только при условии, что их площадки будут аккредитованы в специальной системе непрерывного образования Минздрава. Национальная фармацевтическая палата уже подала заявку на включение в эту систему, и ее эксперты будут проводить оценку мероприятий на пригодность для портфолио. Мы будем следить, чтобы они соответствовали содержанию разрабатываемых профстандартов. Активная деятельность начнется с сентября. Чтобы часто не отрывать специалистов от работы, упор в системе НМФО будет сделан на заочные и дистанционные формы обучения, например вебинары. Это должно успокоить тех, кто опасался противодействия новой системе работодателей, которым невыгодно часто отпускать своих сотрудников на выездные мероприятия».

При прохождении очередной аккредитации специалист должен будет предъявить портфолио на оценку, после чего будет допущен к тестированию. Состав экзаменационной комиссии еще определяется, как и то, кто будет оценивать портфолио. Разговора о включении в число аккредитационных заданий практики пока не идет - предполагается, что свое дело состоявшиеся в профессии люди знают хорошо. Однако ситуационные задачи опытным фармацевтам решать все‑таки придется. В случае провала взрослые, как и студенты, смогут пройти испытание повторно или обжаловать решение комиссии. Но разработчики уверены: это будет большой редкостью - фармацевтам будет попросту стыдно выставлять себя в неприглядном свете перед работодателем, не говоря уже о риске лишиться должности.

И еще один интересный нюанс: однажды полученное свидетельство об аккредитации останется у специалиста на всю жизнь. При очередном прохождении этой процедуры в него просто добавят соответствующие записи из портфолио и результаты тестов. То есть у российских фармацевтов появится своего рода зачетная книжка, в которой будет отражен весь их профессиональный путь.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ СЕРТИФИКАТЫ ПРОВИЗОРОВ И ФАРМАЦЕВТОВ ПРИЗНАЮТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ?

На сайт СИБФАРМА стали часто обращаться работники аптек за консультациями по вопросу: «Почему мой сертификат специалиста контролирующие органы признали недействительным?». Сразу уточним, что подобные обращения поступают от специалистов, не проходивших обучение в СИБФАРМА.

Постараемся объяснить правовую основу этой проблемы, с которой стали сталкиваться фармацевтические работники. Она напоминает ситуацию с рецептами врачей, которые в аптеке признаются недействительными потому, что они оформлены с нарушением требований приказов Минздрава России № 1175н или № 54н.

По аналогии, несоблюдение процедуры сертификации специалистов, весьма жестко регламентированной Минздравом и Минобрнауки России, является основанием для контролирующих органов признать сертификат провизора или фармацевта недействительным .

На сегодняшний день основными нормативными актами, регламентирующими процесс сертификации фармацевтических специалистов являются: приказ и приказ .

В дополнение к указанным документам этот процесс должен соответствовать требованиям: ст. 76 Федерального закона , ст. 69 Федерального закона и еще 23 нормативных актов Минздрава и Минобрнауки России. Несоблюдение положений этих нормативно-правовых документов является основанием для признания сертификата специалиста выданным с нарушением действующего регламента, а следовательно недействительным.

Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Ситуация первая.

Прокопишина Анна из г. Сургут.

Здравствуйте! Диплом провизора я получила в июле 2013 г. После окончания вуза интернатуру не проходила. В аптеке работала за первым столом 5 лет без сертификата. Из них 2,5 года - консультантом и 2,5 года - в должности провизора. В 2018 г. получила диплом о профессиональной переподготовке и сертификат по специальности «Фармацевтическая технология». При проверке аптеки мне сказали, что я не соответствую должности, т.к. у меня не пройдена интернатура по специальности «Фармацевтическая технология». Законны ли претензии ко мне? Могу ли я занимать должность провизора-технолога?

Правовая оценка ситуации. Высказанные в ваш адрес претензии представителями контролирующего органа справедливы. Согласно п. 8 Порядка совершенствования профессиональных знаний специалистов в области здравоохранения () обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих фармацевтическое образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей фармацевтической специальности более 5 лет.

В представленной ситуации, требования о наличии более 5 лет непрерывного стажа в должности провизора-технолога не были соблюдены. Руководствуясь квалификационными требованиями к должности «провизор-технолог», оговоренных в приказе , провизор должен иметь сертификат по специальности «Фармацевтическая технология», полученный на законных основаниях.

Ситуация вторая.
Богатырев Андрей из г. Новосибирск.

Здравствуйте! Я получил высшее фармацевтическое образование в Казахстане и при переезде в Россию на ПМЖ я прошел сертификационный цикл. По окончании этого обучения получил сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации» в образовательном центре в Новосибирске. При плановой проверке работы аптеки мой сертификат признали недействительным! Поясните, почему признали мой сертификат недействительным?

Правовая оценка ситуации. Решение о признании вашего сертификата специалиста недействительным имеет под собой нормативное обоснование. Процедура допуска к фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, определяется и приказом Минздрава России . Установленный этими нормативными актами порядок вами был нарушен. Согласно этим документам первый сертификат специалиста, дающий право вам заниматься фармацевтической деятельностью на территории РФ, могло выдать вам только региональное управление Росздравнадзора, а не образовательная организация.

Ситуация третья.
Иванова Вера из г. Екатеринбург.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, я после 7-летнего перерыва вернулась работать в аптеку, сдала сертификационный экзамен в частном образовательной организации и получила сертификат. Однако, кадровая служба нашей аптечной сети сказала, что мой сертификат недействителен, и потребовала подтверждения о моем повышении квалификации в размере не менее 500 часов. Справедливы ли эти требования?

Правовая оценка ситуации. Требования вашей кадровой службы справедливы, так как в соответствии с , лица, имеющие фармацевтическое образование и не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам в объеме не менее 500 часов.

Ситуация четвертая.
Пономарева Екатерина из г. Тюмень.

Здравствуйте! Поясните пожалуйста ситуацию. Меня назначили руководителем одной из аптек аптечной сети. Я прошла профессиональную переподготовку в одном образовательном центре по специальности «Управление и экономика фармации». При проверке лицензионной деятельности аптеки выяснилось, что я не имела права проходить профессиональную переподготовку по указанной специальности, а должна была пройти обучение в интернатуре по специальности «Управление и экономика фармации». Почему я не могла обучаться по программе профпереподготовки?

Правовая оценка ситуации. Высказанные в ваш адрес представителями контролирующего органа претензии справедливы, так как право получения специальности «Управление и экономика фармации» через профессиональную переподготовку в соответствии с приказом имеют только руководители аптечных организаций. В соответствии с п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» под термином «аптечная организация» понимается самостоятельное юридическое лицо или структурное подразделение медицинской организации. В вашем случае вы являетесь руководителем структурного подразделения аптечной организации, и выше указанная норма приказа на вас не распространяется, на что справедливо обратила внимание проверяющая организация.

Ситуация пятая.
Петрик Людмила из г. Москва.

Здравствуйте, в 2011 г. я закончила переподготовку с присвоением специальности «фармацевт» на базе специальности «лечебное дело». Один год проработала фармацевтом, 5 лет - заведующей аптекой, а сейчас выясняется, что диплом о переподготовке не дает права работать в аптечной сфере, так ли это и для чего тогда он вообще нужен?

Правовая оценка ситуации. В соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими квалификационные требования к фармацевтическим работникам: Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», приказ Минздрава России ; приказ Минздрава России и профессиональные стандарты, обязательным условием допуска к фармацевтической деятельности в аптечных организациях является наличие у специалиста базового фармацевтического образования, которое может быть подтверждено только дипломом государственного образца по специальности «Фармация» .

В соответствии с Федеральным законом диплом о профессиональной переподготовке является лишь дипломом установленного образовательной организацией образца и поэтому не дает права медицинским специалистам занимать фармацевтические должности в аптеке. Использование медицинских работников на фармацевтических должностях в аптечных организациях является грубым нарушением лицензионных требований в соответствии с п. 13 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения (утв. приказом Минздрава России от 31 августа 2016 г. N 647н).

Мы остановились лишь на пяти наиболее часто встречающихся ситуациях, связанных с несоблюдением нормативно-правового регламента, регулирующего квалификационные требования и порядок повышения квалификации провизорами и фармацевтами.

Важно, при этих обстоятельствах принять во внимание то, что с 14 июля 2017 г. с вступлением в силу новой редакции «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081), согласно которой все вышеперечисленные ситуации без исключения стали относиться к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

При этом, в соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, контролирующий орган имеет право оштрафовать юридическое лицо на сумму от 100 000 до 200 000 руб. или приостановить деятельность аптеки на срок до 90 суток. Эта же статья предусматривает штрафы для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4000 до 8000 руб. или закрытие аптеки на срок до 90 суток; а для должностных лиц — штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

Причины указанных проблем

1. Незнание положений нормативно-правового регламента, регулирующего квалификационные требования к фармацевтическим специалистам и порядок повышения квалификации провизорами и фармацевтами.
2. Использование услуг провизорами и фармацевтами не обремененных профессиональной ответственностью образовательных организаций, обещающих максимально легкое повышение квалификации, переподготовку в провизоры и фармацевты из врачей и медсестер, сказочно низкие цены или другие «маркетинговые ловушки», противоречащие действующим нормативно-правовым актам.

Что делать для устранения обсуждаемых проблем и их профилактики

1. Познакомиться с действующим нормативно-правовым регламентом, регулирующим квалификационные требования к фармацевтическим специалистам и порядок повышения квалификации провизоров и фармацевтов (см. на сайте СИБФАРМА по ссылке: ).

2. Обращаться за консультациями и сотрудничать в сфере повышения квалификации (дополнительного профессионального образования) с профессиональными образовательными организациями, гарантирующими соблюдение нормативно-правового регламента повышения квалификации фармацевтических специалистов.

Где можно получить нормативно обоснованную консультацию?

В описанных ситуациях мы не представили конкретных рекомендаций по устранению обозначенных проблем, так как эти рекомендации носят сугубо индивидуальный характер с учетом множества факторов и особенностей профессиональной деятельности специалистов.

Специалисты СИБФАРМА, будучи провизорами с большим опытом работы в области дополнительного профессионального образования, готовы дать и постоянно дают развернутые рекомендации в области повышения квалификации в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

Для получения консультации обращайтесь по бесплатному многоканальному телефону 8-800-100-41-66 звонки принимаются с 6.00 до 17.00 МСК, Пн-Сб.

Или на электронный адрес: [email protected]

Так же вы можете стать участником одной из наших групп в социальных сетях:

Одноклассники : https://ok.ru/sibpharma
В контакте .

1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе приема на обучение по предложенным образовательным программам «Межрегиональным центром обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ» (далее - Центр) или при подписке на новости сайта.

2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение на Сайте и при подписке на новости сайта на любой странице
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), номер мобильного телефона, адрес электронной почты, регион, город проживания, дата рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, адрес проживания, данные паспорта, диплома о профессиональном образовании, сертификатов о переквалификации или о повышении квалификации и др.).

4. Клиент - физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение на Сайте, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными услугами, предлагаемыми Центром.

5. Центр в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Центр исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки, форма Подписки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

6. Центр собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение и организации оказания образовательных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом), а также информирования о новостях в области дистанционного образования для специалистов здравоохранения.

7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема в Образовательные учреждения, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Центра. Так же, такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий и организации образовательного и процесса приема в Образовательные учреждения, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Центра, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Центром, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.

8. Наш сайт использует идентификационные файлы - cookies. Cookies - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта, пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в виде HTTP-запроса . Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для: аутентификации пользователя; хранения персональных предпочтений и настроек пользователя; отслеживания состояния сеанса доступа пользователя; ведения статистики о пользователях . Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.

9. При работе с персональными данными Клиента, Центр руководствуется Федеральным законом РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».

10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: . Отказаться от получения на адрес электронной почты информации также возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» в конце письма.

11. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки путем направления электронного письма на адрес:

12. Центр принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

13. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Центром, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

14. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.

15. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Центра, действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Центра.

«Межрегиональный центр обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ»
Юридический адрес: 299009, РФ, Крым, г. Севастополь, переулок Перекомский, д. 19
ИП Михеда А.И. ИНН 920350703600